…“Июльский дождь” Марлена Хуциева. На экране – кадры съезда гостей на дипломатический прием. А за кадром звучит саксофон. С этого началась церемония “Белого слона”. Не так чинно, как в “Июльском дожде”, однако пронзительная мелодия из фильма перелилась в студию и настроила на премиальный лад.
Кадры из “Июльского дождя” были взяты для зачина церемониии, пожалуй, еще и потому, что Марлен Хуциев, как писала Наташа Басина, “абсолютным своим художническим слухом улавливал во времени и в нас, разместившихся в нем, нечто, означающее смену духовных эпох и обещающее перемены… Его фильмы легко и мощно входили в умы и сердца и оставались там навсегда, не превращаясь ни в музейные экспонаты, ни даже в воспоминания, но продолжая неустанно свою работу по тонкой настройке внутреннего мира человека, живущего во времени”.
Как было бы хорошо, если бы фильмы, номинированные на “Белого слона”, вошли бы в ума и сердца и оставались бы там навсегда. Как было бы хорошо…
Вот и произошло ожидаемое. “Белые слоны” вручены. Вопреки раздраю в Гильдии киноведов и кинокритиков из-за присуждения Премии в номинации “Событие года” Алексею Навальному и группе его товарищей за документальные фильмы-расследования. Вопреки выходу Гильдии из состава учредителей Премии. Вопреки расколу в Гильдии. Вопреки нелицеприятным высказываниям председателя СК Никиты Михалкова в адрес критиков и их Премии. Вопреки отказу Андрея Кончаловского участвовать в премиальном конкурсе с фильмом “Дорогие товарищи!”. Вопреки попыткам неких бородатых крепышей сорвать нынешнюю церемонию. Вопреки повальной агрессии – она уже зашкаливает. В Санкт-Петербурге наехали на фестиваль документального кино “Артдокфест”, и организаторы вынуждены были его закрыть, а в Москве, буквально накануне церемонии “Белого слона”, наехали на президента “Артдокфеста” Виталия Манского…
Режиссер-документалист Виктор Косаковский, получивший “Слона” за “Гунду”, фильм поистине библейского звучания, произнес: “Есть убийства, есть пытки, а если мы знаем об этих убийствах и пытках и ничего не делаем, – мы кто? Свидетели или соучастники? Почему мы можем делать вид, что ничего не случилось?”
Церемония “Белого слона” прошла в Сахаровском центре. В конце 80-х московский Дом кино, в ту пору место встречи молодой отечественной демократии, принимал Межре-гиональную депутатскую группу, в которую входил Андрей Дмитриевич Сахаров. А теперь Центр его имени принял опального “Белого слона”.
Вручение Премии состоялось в актуальном нынче смешанном режиме. Лауреаты выходили на связь онлайн из Берлина, Лос-Анджелеса, Израиля, Якутии, Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы. В церемонии участвовали лично и онлайн Александр Сокуров, Андрей Звягинцев, Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Виктория Исакова, Елена Лядова, Яна Троянова, Владимир Вдовиченков, Михаил Агранович, Федор Бондарчук, Дмитрий Геллер. Наши коллеги – Любовь Аркус, Василий Степанов, Елена и Андрей Плаховы, Зара Абдуллаева, Антон Долин, Виктор Матизен. Замечательная собралась команда. Свой круг. Потому что – “Белый слон”. А он ценен, уважаем, дорог.
Юрий Норштейн не избежал художественного образа: «Получая “Слонов” из рук критиков, надо помнить, что где-то, в каком-то африканском пространстве трубят слоны во всю мощь своих легких, призывая всех, говоря – вот мы какие!»
Музыкант Рома Зверь (лауреат Премии кинокритиков за лучшую музыку к фильму “Лето”) поздравил “Белого слона” с Днем независимости. Но он, “Белый слон”, всегда был независим – его невозможно было подкупить. Его невозможно было приручить, “одомашнить” – как это пытался сделать Никита Сергеевич. Очень его раздражала эта независимость.
При объявлении победителя в номинации “Лучший фильм” все-таки не обошлось без происшествия. Намеренного или непреднамеренного – кто знает… Когда главный редактор “Искусства кино” Антон Долин с коллегами должен был выйти на связь со студией, в редакции журнала отключилось электричество. Перебрались на лестницу, но появился охранник и предупредил, что из здания началась эвакуация. Помчались в “Старбакс” поблизости. Оттуда объявили: лучший фильм 2020 года – “Дорогие товарищи!”.
Жаль, Андрей Сергеевич, что вас не было с нами. Мы бы вместе порадовались вашему успеху. Как радовались несколько лет назад, когда вы принимали сразу двух “Белых слонов” – за лучший фильм (“Рай”) и за лучшую режиссерскую работу. А “Белого слона” за “Дорогих товарищей!” вы можете забрать в редакции журнала “Искусство кино”.
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОКРИТИКИ И КИНОПРЕССЫ “БЕЛЫЙ СЛОН” ЗА 2020 ГОД
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
“ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!”. Режиссер Андрей Кончаловский. Продюсеры Алишер Усманов, Андрей Кончаловский
ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ
Михаил СЕГАЛ. “Глубже!”
ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА
Дмитрий ДАВЫДОВ. “Пугало”
ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА
Ирина УРАЛЬСКАЯ. “Блокадный дневник”
ЛУЧШАЯ РАБОТА
ХУДОЖНИКА
Александр ЗАГОСКИН. “Серебряные коньки”
ЛУЧШАЯ МУЗЫКА
К ФИЛЬМУ
Анна ДРУБИЧ. “Гипноз”
ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Валентина ЧЫСКЫЫРАЙ-РОМАНОВА. “Пугало”
ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр ПАЛЬ. “Глубже!”
ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Виктория ИСАКОВА. “Человек из Подольска”
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ
“Китобой”. Режиссер Филипп Юрьев. Продюсеры Алексей Учитель, Кира Саксаганская
ЛУЧШИЙ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
“ГУНДА”. Режиссер Виктор Косаковский
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ
“ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ”. Режиссер Дмитрий Геллер
ЛУЧШИЙ
КОРОТКОМЕРАЖНЫЙ ФИЛЬМ
“МЫ – ЗНАЧИТ”. Режиссер Игорь Марченко
ЛУЧШИЙ ТЕЛЕСЕРИАЛ
“ПСИХ”. Режиссер Федор Бондарчук
ПРЕМИЯ В НОМИНАЦИИ “СОБЫТИЕ ГОДА”
Проекту “ДАУ”, режиссер Илья Хржановский
ПРЕМИЯ В НОМИНАЦИИ “СОБЫТИЕ ГОДА”
Алексею Навальному и его творческому коллективу за серию новаторских документальных фильмов-расследований
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ МИРОНА ЧЕРНЕНКО – Кларе Михайловне ИСАЕВОЙ за многолетнюю и педагогическую деятельность во ВГИКе
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЗА ВКЛАД В ИСКУССТВО КИНО – Андрею ХРЖАНОВСКОМУ
ПРЕМИЯ МОЛОДЫХ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ “ГОЛОС” “ГОД БЕЛОЙ ЛУНЫ”. Режиссер Максим ПЕЧЕРСКИЙ
Елена УВАРОВА
«Экран и сцена»
№ 8 за 2021 год.