Виват зрители!

Кадр из фильма «Крик тишины»

Кадр из фильма «Крик тишины»

В Санкт-Петербурге состоялся XXVII Всероссийский кинофестиваль «Виват кино России!», посвященный 75-й годовщине снятия блокады Ленинграда и Году театра в России. «Виват…» посетили 22 146 зрителей. Было показано 82 фильма: 8 новых – в конкурсной программе, 71 – в специальных программах, 3 – в специальных событих фестиваля.

Все 27 лет замечательная команда под руководством Людмилы Ивановны Томской не изменяет концепции зрительского фестиваля. Руководитель прокатной организации «Петербург-кино» пропагандирует отечественный кинематограф в рамках фестиваля теперь уже в семи государственных кинотеатрах. «Вивату…» помогают Министерство культуры РФ, Союз кинематографистов, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Госфильмофонд России. Государственные прокатчики проявляют поразительное постоянство, и не перестаешь удивляться их стойкости. Трудности за эти годы возникали немалые, в том числе и финансовые.
Нынче другое время. С одной стороны – кассовые релизы, с другой – «трехмерный» кризис. Оказывается, формат 3D вызывает все меньше энтузиазма у зрителей. Такие фильмы снимать все дороже, а их бокс-офисы «худеют». 35-миллиметровые ленты практически в прошлом. Однако энтузиасты «Петербург-кино» и отборочная комиссия фестиваля (Ирина Павлова, Борис Уркин, Ирина Сошникова) понимают, что их преданность массовому зрителю, бесплатно посещающему сеансы, встречающему истинную любовь к нему авторов, – вне конкуренции. И стоят на защите отечественного кино.
Тема круглого стола – «Куда исчезло “среднее” кино?». Заметные среди профессионалов фильмы побеждают на различных фестивалях, но не интересуют широкий прокат. Вот что говорил кинокритик Александр Колбовский об этой проблеме: «“Доля российского кино в кинотеатрах страны достигла 28,9 процентов по количеству посещений и 27,5 процентов по кассовым сборам” – строчка из отчета Фонда кино за 2018 год. “Российский зритель снова полюбил российское кино” – священная мантра для чиновников, но отнюдь не факт для прокатчиков, критиков и самих зрителей.
Реальная проблема в том, что эти самые зрители с удовольствием смотрят в кинотеатрах некоторые (действительно, удачные) крупнобюджетные фильмы, но абсолютно игнорируют картины российского производства. Причин тому несколько. Во-первых, тематический перекос – большинство картин, сделанных по госзаказу, посвящены прошлым военным или спортивным победам, но далеки от реальной сегодняшней жизни. Во-вторых, в современном кино нет современного героя. В-третьих, из проката напрочь ушло так называемое “среднее” кино, составлявшее в советские годы основу репертуара. “Среднее” кино потерялось между блокбастерами и артхаусом.
Ну, а в-четвертых, существенно сократился жанровый диапазон российского кинематографа. Остались эпос, военные и спортивные драмы, кинобиографии. Остались комедии. А вот современные драмы и мелодрамы безвозвратно ушли на телевидение – в субботний и воскресный эфир. И оказалось, что отечественный кинопрокат отнюдь не является зеркальным отражением российского кинематографа».

Наблюдая работу всех служб фестиваля многие годы, хочется сказать словами названия российского фильма 1950-х годов – «они были первыми». Организация СПб ГБУК «Петербург-кино» одна стала возобновлять встречи кинематографистов со зрителями, утраченные еще в конце 80-х (последний Всесоюзный кинофестиваль проходил в Тбилиси, в 1987 году). В 1993-м петербуржцы постарались связать такие встречи с показами фильмов мастеров. Поддерживали творчество кинематографистов фестивальным экраном, хотя в большинство кинотеатров уже пришли автомобильные салоны. Кинорынок представлял собой пустыню, и многие города последовали примеру фестиваля «Виват кино России!».
В этом году на церемонии открытия в БКЗ «Октябрьский» площадь перед концертным залом была полна людей, и даже на противоположной стороне проспекта, за трамвайными путями, прохожие приветствовали мастеров кино. Гостями были петербургские актеры и режиссеры, старейшины сцены и экрана Иван Краско, Владимир Татосов, Георгий Штиль, Михаил Боярский. Из столицы прибыли Владимир Меньшов и Вера Алентова, Валентина Теличкина, Лариса Лужина, Алла Сурикова, Василий Мищенко, Борис Каморзин (приз «За создание впечатляющей галереи мужских образов на экране»), кинокритик и продюсер Армен Медведев.
Анатолий Лобоцкий и Анна Ковальчук вели церемонию. Зал «Октябрьского» выражал зрительскую любовь, что называется, до дна.
Самое примечательное, что в нынешней конкурсной программе присутствовала просветительская функция. Фильмы, посвященные теме Великой Отечественной и отдельных войн («Солдатик», «Балканский рубеж», «Спасти Ленинград»); блокаде Ленинграда («Крик тишины» – блокадная зима, трагедия боли); мучительному прошлому послевоенных лет, да и сорокалетней, двадцатилетней давности («В кейптаунском порту»), восемнадцатого века («Тобол»). Зрители окунулись в историю России, о которой необходимо вспоминать. Об этом специальные программы из истории кино, его истинных побед: «Алексей Балабанов. Сила в правде» – к 60-летию режиссера; к 90-летию Василия Шукшина и 80-летию Владимира Меньшова; к 75-летию Олега Янковского и Николая Караченцова; «К 100-летию ВГИКа – режиссеры, операторы». Ретроспективные показы наших киносказок.
Все семь кинотеатров работали при переполненных залах. Зрители участвовали в голосовании на Приз зрительских симпатий, который получил фильм режиссера Владимира Потапова «Крик тишины» – фаворита фестиваля. А «Панорама ТV» представила «Народный рейтинг» (лучшим сериалом зрители назвали «Шифр», а лучшей исполнительницей – Елену Панову). Кстати, в недавнем народном сериале «Мама Лора» актриса сыграла главную роль – женщины с особым авторитетом у соседей по поселку. Разноплановая, яркая, обаятельная Елена Панова любима зрителями уже давно. В популярном сериале «Граница. Таежный роман» (2000) Александра Митты пара Панова – Михаил Ефремов, пожалуй, удачнее всех героев картины выразили суть жизни офицерской семьи в дальнем регионе.

В жюри председательствовал Сергей Никоненко. Вместе с ним работали Илья Тилькин, сценарист, театральный режиссер, драматург и композитор (сценарии к «Тихому Дону», «Ненастью» Сергея Урсуляка); актриса, режиссер театра и кино Юлия Ауг, лауреат отечественных кинофестивалей и Гильдии киноведов и кинокритиков; актер театра и кино Андрей Руденский, сыгравший в более чем 50 фильмах (в недавнем сериале «Зорге» – одну из главных ролей); оператор Олег Лукичев («Garpastum», «Юрьев день», «Зимний театр в Земфире»), лауреат премии «Белый квадрат» Гильдии кинооператоров России и премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков.
«Крик тишины», выпущенный «Продюсерской компанией Александра Литвинова» при поддержке киноконцерна «Мосфильм», получил четыре награды фестиваля «Виват кино России!»: Гран-при за лучший фильм, приз за лучшую режиссуру (Владимир Потапов), призы за лучшую мужскую роль (Артем Быстров) и лучшую женскую роль (юная актриса Алина Саргина). Еще и Приз зрительских симпатий. В чем секрет такого успеха? Не только в том, что картина посвящена блокаде Ленинграда, хотя это главное. Здесь важен и литературный материал – повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония» (сценарий Тамары Цинберг и Александра Бородянского).
Февраль 1942 года. Девочка-подросток Катя находит двухлетнего малыша, оставленного матерью, обезумевшей от страха перед обстоятельствами. Мальчик стал для нее братом. Катя лишилась семьи, и поэтому забота о ребенке, проявление любви помогли выживать им вместе. С лейтенантом Вороновым Катя познакомилась в госпитале. Он тщетно пытался найти свою семью, однако случайно выжившая при бомбежке соседка, сообщила, что сын его умер…
В финале герой, к счастью, узнает в чудом спасенном героиней малыше – сына. Вот пример негромкой, простой истории, вырастающей до пронзительной трагедии, не только благодаря исполнителям главных ролей, но и ярким эпизодам с участием Владимира Меньшова, Надежды Маркиной, петербуржцев Светланы Смирновой-Марцинкевич, Натальи Фиссон.
Актер Артем Быстров, сыгравший ранее в фильме режиссера Юрия Быкова «Дурак», поражает внутренним драматизмом, а юная актриса, словно вторит своему партнеру. Алина Саргина будто и не играет вовсе; ее Катя мудрая, рассудительная, скромная, преданная. Исполнительница ко всему еще и хорошо воспитана. В ней живет индивидуальность, и нет осознания публичности, что случается в кино с некоторыми юными исполнителями. Получая приз, Катя так же скромно благодарила группу и отдельно продюсера Александра Литвинова.
Режиссер Владимир Потапов и художник Филипп Щербинин развернули действие в блокадном контексте с вниманием к хронике той поры. И пусть не очень совершенна компьютерная стыковка фона документальных кадров (оригинал дорогого стоит!) в отдельных игровых эпизодах – общий результат от этого не страдает. Опыт работы в документальном кино помог Владимиру Потапову в создании подлинности изображения.

На реальных событиях основан дебют Виктории Фанасютиной «Солдатик» (художественный руководитель – режиссер Алла Сурикова; диплом жюри). Шестилетний Андрей Андреев играет своего ровесника – героя Великой Отечественной Сережу Алешкова 1936 года рождения. Андрею в этой истории помогают опытные актеры Виктор Добронравов и Дарья Урсуляк. Уникальные архивные материалы о награждении маленького солдата Алешкова – новый художественный взгляд на популярную повесть Валентина Катаева, который, безусловно, знал об этом факте из истории войны, но в его произведении все отражено иначе. Сценарий Виктории Фанасютиной и Натальи Журавлевой – крепкая драматургическая основа. Режиссер – опытный человек в работе с детьми: четыре года в творческой бригаде «Ералаша».
«Не чужие», современная социальная драма, последний фильм Веры Глаголевой, тоже участвовавший в конкурсе, – о жизни в российском городке, где семейные конфликты разгораются не на шутку. Но нравственное очищение героев – через потрясение – происходит практически в финале. Очень жаль, что жюри не отметило картину. Жаль, что это «“среднее кино“ между военной темой и боевиком» исчезло из его внимания. А ведь зрители слишком горячо рассуждали и в защиту сюжета, и по национальному вопросу, мол, «понаехали», а как же мы? Мысль о том, что все мы люди, пронзает зрителей.
У картины «Не чужие» много призов на различных фестивалях. Почетный приз «Кинотавра»-2018. Призы актрисам Татьяне Владимировой и Лилии Волковой, призы Вере Глаголевой и продюсеру Наталье Ивановой, приз актерскому ансамблю.
Боевик «Балканский рубеж» можно похвалить за самоотверженную игру актеров, операторскую работу Вячеслава Лисневского (Приз за «Лучшую операторскую работу»). Отличный монтаж, напряжение, жанр соблюден! Остального касаться не стоит.
«Балканский рубеж» представлял актер Нодар Джанелидзе. Военный консультант здесь многое решал: Лобанов Андрей Викторович, действующий офицер спецназа ВДВ.

Остался без внимания жюри новый фильм Александра Велединского «В кейптаунском порту». Однако получил Приз прессы. Фильм посвящен ветеранам войны – в основе сценария документальные рассказы отца режиссера. Как принято теперь говорить – смыслы картины в переплетении флэшбэков от 1945 года до, практически, наших дней. А смыслов много!!! Блестящие актерские работы. Отличные операторские решения (Алексей Найденов, Андрей Найденов, Дмитрий Яшонков).
У фильма уже есть Специальный приз жюри фестиваля «Окно в Европу» (конкурс «Осенние премьеры»). Так что, у Александра Велединского, как говорит в финале персонаж актера Сергея Сосновского, Моряк, «Шанс еще есть!» И зрителям очень понравилось! Говорили, выходя из зала: «А название тоже отличное!»

Партнеры фестиваля: отель «Москва» и его кинотеатр, ресторан Дворца Меншикова, компания Владимира Михайлова. Информационные партнеры: телеканал «Санкт-Петербург» и журнал «Панорама TV».

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 11 за 2019 год.