Вадим ГАЕВСКИЙ

Балет-пародия в дягилевском репертуаре

Леонид Мясин – Китайский фокусник в балете “Парад”

Предлагаем читателям написанный в 2018 году и оставшийся неопубликованным текст Вадима Гаевского об одноактном балете “Парад” композитора Эрика Сати по сценарию Жана Кокто. Балет создавался для Русского балета Дягилева, хореограф – Леонид Мясин, декорации и костюмы – Пабло Пикассо. Балет “Парад” был показан около ста лет тому назад, а именно – 18 мая 1917 года…

Судьба дневника

В издательстве “Новое литературное обозрение” вышла книга “Алиса Коонен: “Моя стихия – большие внутренние волненья”. Дневники. 1904–1950”. Толстенный том, изданный в Театральной серии, состоит из пяти разделов: вступительной статьи, дневника, театроведческого комментария к нему, альбомной вклейки с иллюстрациями и именного указателя. Представим их поочередно, но в обратном порядке. Начнем с именного указателя, получившего в книге…

Сирано из «Современника»

Ушел из жизни Валентин Иосифович Гафт (2 сентября 1935–12 декабря 2020) Сыграть пьесу Эдмона Ростана ему так и не привелось, но зато в ленкомовском спектакле «Мольер», а затем и в телеспектакле «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова и в постановке Анатолия Эфроса он сыграл одну из самых ярких своих…

Роли Джигарханяна

Еще один уход, еще одна невосполнимая утрата. Так случилось, что я видел дебютное выступление Армена Джигарханяна в Москве – он заменил первого исполнителя и сыграл роль Мольера в спектакле Анатолия Эфроса, последнем спектакле Эфроса в Ленкоме. Впечатление было очень сильным: молодой артист Джигарханян сыграл старого артиста Мольера поразительно точно. Хотя о какой точности можно говорить,…

Человек с портфелем

Ушел Михаил Жванецкий, художник-мыслитель, литератор и артист, сразу шекспировский король и шекспировский шут, гоголевский воображаемый ревизор, советский и постсоветский человек с портфелем. Старый портфель неотделим от сценического образа Жванецкого. У Сергея Юрского бабочка на шее, у Владимира Высоцкого гитара, у Михаила Жванецкого портфель – это, конечно, созданная им социальная маска. Портфель с рукописями, портфель с…

Дом в Камергерском

Борис Пастернак

Окончание. Начало – см. № 19, 2020. 3 Между Павлом и Юрием, Гамлетом-мстителем и Гамлетом-мыслителем, постоянно стоит Лара. Лариса Гишар, родившаяся в уральском губернском городе дочь бельгийца-отца и француженки-матери. Совсем не Офелия, а девушка-сибирячка, родственная героиням русского национального мифа. Способная на отчаянный поступок, способная на великую жертву, способная на неумирающее любовное чувство. Ее духовное родство…

Дом в Камергерском

Б.Л.Пастернак

Театр в романе и жизни Бориса Пастернака В последних словах эпилога “Доктора Живаго” звучат очень личные слова Бориса Пастернака о Москве, и конечно, Москве посвящен этот роман, очень московский по своей литературной сущности и, как кажется, противостоящий “Петербургу”, символистскому роману Андрея Белого. Да и не только ему. Многолетний, хотя и не обнаруживаемый слишком открыто, спор…

Книга для любопытных

Должен сразу сказать, что слишком любопытные будут разочарованы, не получив того, что ждали. Да, конечно, закрытые дневники, не предназначавшиеся для постороннего чтения, а тем более для публикации; да, конечно, откровенный рассказ о скрытой внутренней жизни Художественного театра, но никаких тщательно оберегаемых тайн, никаких подробностей личных отношений, тем более личных отношений основателей, Константина Сергеевича Станиславского и…

Книга для посвященных

Многостраничная книга Анастасии Архиповой и Екатерины Неклюдовой “Эпоха сериалов”, вышедшая в издательстве “Рипол-классик”, – на редкость содержательное исследование, оригинальное по методологии и актуальное по теме. Имея в виду широту взглядов авторов, книгу можно назвать примером большой филологии, филологии большого стиля. Она включает в себя аспекты культурологии, психоанализа и социо-логии, некий нерасторжимый и естественный тройственный союз,…

Театр Марселя Пруста

Дягилев и Пруст Театр играл немаловажную роль и в жизни Марселя Пруста, и на страницах его семитомной эпопеи “В поисках утраченного времени”. Пока Пруста не одолела болезнь и не заперла в пробковой комнате, он посещал модные премьеры – в Опера, в Комеди Франсез, в Одеоне, смотрел игру модных актрис – и Сару Бернар, и Габриель…