Верный шаг КРОКА

ПРИЗЕРЫ XXV МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Гран-при – «МИТИНА ЛЮБОВЬ», режиссер Светлана Филиппова (Россия)

КАТЕГОРИЯ «ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ»

Приз жюри – «МЫ ЖЕ ЛЮДИ, В КОНЦЕ КОНЦОВ», режиссер Ян Мика (Чехия)

Дипломы – «СЕСТРА», режиссер Сици Сон (Китай); «ОБ-ЛИЧЕНИЕ», режиссер Сэм Гейнсборо (Великобритания)

КАТЕГОРИЯ «ПЕРВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ»

Приз жюри – «УИК-ЭНДЫ», режиссер Тревор Хименес (США)

Дипломы – «БЕРЕГИСЬ ИНТУИЦИИ», режиссер Робер Куртель (Франция); «ПЕРВЫЙ ГРОМ», режиссер Анастасия Мелихова (Россия); «(00)», режиссер Ох Соро (Южная Корея)

КАТЕГОРИЯ «ФИЛЬМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДО 5 МИНУТ»

Приз жюри – «РАССТАВАНИЕ», режиссер Шахаф Рам (Израиль)

Дипломы – «СЕЛФИ», режиссер Клаудиус Гентинетта (Швейцария); «МИН», режиссер Дански Тан (США); «СТОРОЖ», режиссер Данте Забалла (Германия/Аргентина)

КАТЕГОРИЯ «ФИЛЬМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 5-10 МИНУТ»

Приз жюри – «ЖЕЛТЫЙ», режиссер Ивана Шебестова (Словакия)

Диплом – «КОСНУТЬСЯ НЕБА», режиссер Дэниэл Стерлин-Альтман (Канада)

КАТЕГОРИЯ «ФИЛЬМЫ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ 10-50 МИНУТ»

Приз жюри – «ЭТОТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТОРТ», режиссеры Марк Джеймс Рулс и Эмма де Свэф (Бельгия/Франция/Нидерланды)

Диплом – «ПАДЕНИЕ», режиссер Борис Лаббе (Франция)

 

Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» – «СТОЛ», режиссер Евгений Бойцов (Франция)

Приз имени Тонино Гуэрры – «ПОТЕРЯННЫЙ САД», режиссер Наталья Чернышова; «СУЕТА СУЕТ», режиссеры Алексей Туркус, Алексей Шелманов; ЗАСТАВКИ ФЕСТИВАЛЯ КРОК-2018, режиссеры Суреш и Нилима Эриат

Специальный приз – «КОШАЧЬИ ДНИ», режиссер Йон Фрики (Германия/Япония)

Специальный приз – «ПЯТЬ МИНУТ ДО МОРЯ», режиссер Наталья Мирзоян (Россия)

Специальный приз за лучший детский фильм – «ТЕОРИЯ ЗАКАТА», режиссер Роман Соколов (Россия)

Приз зрительских симпатий – «ПЯТЬ МИНУТ ДО МОРЯ», режиссер Наталья Мирзоян

 

Уникальному Международному анимационному фестивалю КРОК в этом году исполнилось двадцать пять лет. И четверть века форум проплыл по разным рекам. Последние несколько лет – по Волге. Нынешний теплоход – «Константин Симонов». Маршрут: Москва – Углич – Ярославль – Нижний Новгород – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород. И, как никогда, на отборочную комиссию «упали» 1312 фильмов из 64 стран. Отборщики – команда во главе с известным в мировой анимации режиссером, художником Михаилом Алдашиным и не менее известными Алексеем Алексеевым, Натальей Березовой, Сергеем Мериновым, Мариной Карповой – утверждают, что старались представить свежесть, новизну, яркие идеи, технологическое новаторство. И им это удалось!

Итак, в конкурсе участвовало 130 фильмов из 42 стран. А это говорит о том, что слава фестиваля, получившего широкую известность, растет из года в год благодаря интереснейшему творческому соревнованию и его участникам. Они рассказывают о нем с восторгом иностранным коллегам.

КРОК – по-украински «шаг». И, безусловно, шаг был верным и своевременным. Началось в 1989 году на Украине, подхвачено российскими аниматорами, Министерством культуры РФ. Почетный президент сообщества (иначе не назвать!) КРОК Юрий Норштейн в фильме, посвященном нынешнему юбилею, сказал: «Что для меня КРОК? А это все: творчество, встречи, необыкновенная атмосфера добра». Генеральный директор фестиваля Ирина Капличная и ее практически бессменная команда радуют нас во всем. И нелегкая невидимая работа с огорчениями и преодолениями остается за кадром. Искусство координировать, организовывать живет в этих устроителях большого плавания, талантливо окрашенного блестящим результатом.

В дирекции КРОКА сообщили, что в этом году при поддержке члена Оргкомитета Чулпан Хаматовой маршрут составляли специально с учетом прибытия в Казань, где прошло закрытие. Во всех городах, где побывал КРОК, городах с театральной культурой, любят и ценят кино, анимацию. Исторические достопримечательности, архитектура и национальные традиции произвели неизгладимое впечатление на многочисленных зарубежных гостей и друзей КРОКА.

Фильмы рассматривались жюри в пяти категориях. Дебютные работы, первые профессиональные фильмы, ленты форматом до пяти минут, продолжительностью пять-десять минут и продолжительностью от десяти до пятидесяти минут. Жюри, на мой взгляд, было замечательным. Зарубежных авторов в составе судейской команды стоит представить подробно. Председатель Жорж Швицгебель (Швейцария) – режиссер, художник, аниматор. В 1970-м вместе с Клодом Люйе и Даниэлем Сутером основал GDS Studio. Снял и спродюсировал 19 анимационных фильмов, выполненных в сложнейшей технике – масляная краска на целлулоиде. Ру Кувахата (Япония, США) – режиссер, сценарист, аниматор, обладатель множества наград. Родилась в Токио, училась в Нью-Йорке. Более десяти лет работает на студии «Tiny Inventions». Специализируется в смешанной анимационной технике. Ее фильм «Негативное пространство» (2017) получил пятьдесят две международные премии и был номинирован на «Оскар». Якоб Шу (Германия) – режиссер, художник, сценарист, педагог. Соучредитель немецкой анимационной студии Studio Soi; его фильмы были номинированы на премию «Оскар», премию Британской киноакадемии. Так же как и «Хулиганские сказки», участвовавшие в КРОКЕ 2017 года.

Здесь требуется отступление. Тогда, в 2017-м, Приз зрительских симпатий и Приз за лучший фильм в формате от десяти до пятидесяти минут получили «Хулиганские сказки» (3D, режиссеры, сценаристы Якоб Шу и Ян Лахауер). Эти замечательные аниматоры, родившиеся в Мюнхене, с небольшой разницей в возрасте (Якоб постарше), завернули очень хулиганскую сказку в Великобритании, в Лондоне. Одним словом, веселые ребята, талантливо впитавшие особенный английский юмор.

На КРОК-2017 прибыл Якоб Шу. Он рассказал об истории создания фильма по мотивам любимой всеми книжки Роальда Даля с иллюстрациями Квентина Блейка: «Эта книга не переведена на множество языков, как другие произведения Роальда Даля. Изначально у нас были отдельные сказки – шесть коротких историй. Я не мог добавлять в фильм свои диалоги, так как тексты Даля в Великобритании практически священны, их нельзя трогать. Затем мы разработали сценарий, соединив все истории. Фильм состоит из двух получасовых частей». Мастер-класс Якоба Шу, приглашенного на этот раз членом жюри, имел успех.

Все члены жюри, а в него еще вошли сценарист, аниматор, продюсер Александр Бубнов и режиссер, аниматор, художник Дмитрий Геллер, дали мастер-классы с показом своих фильмов. Аудитория профессионалов с огромным интересом отнеслась к опыту коллег.

Кинокритик Лариса Малюкова и мастера старшего поколения Игорь Ковалев, Иван Максимов, Михаил Тумеля обсуждали фильмы вместе с их авторами. И этот «Кофе-брейк с режиссерами» – тоже традиция фестиваля. Отвечая на вопросы, каждый из авторов открывал слушателям свой метод, стиль, технику, литературный материал. Передавал своего рода конспекты творческой лаборатории с интереснейшими подробностями.

В этой связи любопытна дипломная работа Сэма Гейнсборо «Об-личение» (Великобритания, диплом жюри «За идеальный союз концепта и техники»). Фильм выполнен в разной технике (пластилиновая анимация, пиксиляция, живые съемки, покадровая анимация). История о том, как мужчина, проводя время в нервном ожидании в пабе (именно в нервном ожидании, что важно режиссеру для такой техники), погружается в собственные болезненные воспоминания и отношения. И вот эти «перетекания» состояний – в реальности изображения. Лица словно стекают пластилиновыми ручьями, и создается картина физических перемен в самом герое.

В «Обличении» – выверенный сценарий. Сэм Гейнсборо окончил Борнмутский университет по специальности «сценарное искусство для кино и телевидения». Затем сотрудничал с компаниями Universal, Island Records, Spinnin Records и множеством других клиентов. Он все время работает со странными анимационными техниками.

Гран-призер фестиваля в Суздале («Суета сует», 2017), мастер юмористических анимационных рассказов и повестей Алексей Туркус («Буревестник», «Мальчик-Чапайчик», «Зашкаф»), владея ярким изобразительным языком и, безусловно, литературным, всегда поражает отточенным режиссерским мышлением. «Суета сует» была представлена и на КРОКЕ, где ее отметили Призом имени Тонино Гуэрры, сценариста, художника, поэта, который был другом фестиваля. Приз вручала его вдова Лора Гуэрра.

Алексей Туркус рассказал, что «Суету сует» с Алексеем Шелмановым они задумали давно, в 1993 году. Вместе работали и над другими проектами. Туркус посвятил «Суету сует» другу и соавтору, которого не стало в 2011 году. Черно-белая история любви, рассказанная мальчишкой за кадром с национальным колоритом, полна чудес (см. «ЭС» №7, 2018).

Самый загадочный в программе дебютов – фильм вот с таким графическим названием «(00)». Режиссер – Ох Соро из Южной Кореи. Вглядитесь внимательно! Только вместо 0 – круги – более выразительно. При показе мы удивились – оказывается, к нам в названии обратились… ноздри. Автор придумал в технике 2D рассказ о событиях, происходящих в ноздрях… Зал встретил овацией эту историю, и жюри не устояло. При полном единении со зрителями отметило фильм «(00)» дипломом именно «За глубокое исследование содержимого ноздрей». Вкус в изображении, изобретательность победили.

Вернемся к российским фильмам КРОКА… Отдельно можно поздравить Светлану Филиппову, получившую Гран-при за «Митину любовь» (Школа-студия «Шар») по рассказу писателя Бориса Шергина (1893 – 1970). История любви корабельного мастера Мити к Марии Ивановне Кярстен исполнена такого очарования, так изобразительно сбалансирована, что от экрана не оторваться. И юмор с нежностью передан.

…Так уж надоели Мите «приставучие» барышни. Двадцать пять лет парню, жениться пора, а своей не найти. Отправился он в театр архангельской Соломбалы, где когда-то, в старину, устраивали соломенные балы (от них и название места), и повстречал ту единственную… Порывом ветра подхваченные, вместе и до театра долетели. Влюбился Митя. В театре рядом сидели-смотрели действие на сцене. Да только замужем Машенька. А когда овдовела, так весь город Митя облетел, чтобы найти ее. Фольклорная, теплая интонация Шергина из рода потомственных поморов, северный говор сказок блестяще выражены в фильме (персонажи озвучены актерами Евгением Ткачуком и Алексеем Вертковым). Прекрасный звукорежиссер Артем Фадеев, точно выбрана музыка русского Поозерья.

Игорь Ковалев на обсуждении говорил о нарративе «Митиной любви» Светланы Филипповой в сочетании со стилем наивного искусства, примитивизмом, образами русского авангарда (в каталоге автор указала Михаила Ларионова и Наталью Гончарову). Ковалев подчеркнул: «Это для меня очень органичный фильм и одновременно легкий». Последнее подразумевает талант автора. Рисованная анимация (сыпучие материалы, уголь, порошковая техника) и иллюстрации (награды в области книжной графики) к произведениям Людмилы Улицкой, Андрея Платонова, Ивана Бунина. Награды международных фестивалей за фильмы «Ночь пришла», «Сказка Сары», «Три истории любви», «Где умирают собаки», «Брут» – только подтверждают успех Светланы Филипповой.

Дипломом «За уверенный шаг в мир анимации» удостоена режиссер студии «Урал-синема» Анастасия Мелихова за дебютный фильм «Первый гром» (продюсеры И.Володина и В.Хижнякова). И опять перекличка с «Суздальфестом»- 2017, где Мелихова получила Приз за лучший дебют. Выпускница Уральской государственной архитектурно-художественной академии, Анастасия работала художником, аниматором и на фильме «Купава» с известным мастером, режиссером Оксаной Черкасовой. А на «Первом громе» среди аниматоров была Анна Буданова («Среди черных волн», призер многих международных фестивалей). Картина с лиризмом, музыкальной фантазией, акварельной гаммой, интересным решением, негромкая, мягкая. «Первый гром» обещает и будущие удачи Анастасии Мелиховой.

В той же категории КРОКА (первые профессиональные фильмы) Приз получила работа режиссера Тревора Хименоса (США) «Уик-энды». Она заметно отличалась глубоким психологизмом. Хименос – канадский режиссер, более десяти лет работал художником в крупных кинокомпаниях в Канаде и США. Профессиональный уровень пятнадцатиминутной картины достаточно высок. В ней – авторский сценарий, и анимация выполнена с участием режиссера. История развода родителей сегодня и в игровом кинематографе присутствует, автор «поймал» драматизм в решении этой темы через мир мальчика. И подчеркнул разлом в отношениях взрослых. Каждый уик-энд, с разными бытовыми обстоятельствами и привычками родителей, становится для ребенка не светлым, радостным, а механической обязанностью в приглушенной тональности. Грустные переживания, сюрреализм снов (как утверждает режиссер) передались в зал.

А вот – противоположная «Уик-эндам» яркая зарисовка Натальи Мирзоян (Россия) «Пять минут до моря», получившая Специальный приз жюри. И они, эти пять минут в перерыве между купаниями, кажутся девочке очень длинными. Мама настоятельно просит подождать и пока не идти в море, и дочка, дожидаясь удовольствия, воспринимает по-своему пляжную жизнь вокруг. В солнечном свете предстают любопытные персонажи – скорее, характеры. Разного возраста, очень подробные. Прекрасная анимация. А в финале картины короткое расстояния до моря преодолевает пожилая пара, и видно, что жизнь они прожили в любви и теплой заботе друг о друге.

Кадр из фильма «Митина любовь»

 

Наталья Мирзоян работает режиссером и аниматором на студии «Петербург». Ее предыдущий фильм – «Возьми любой момент из детства» (2017), а «Пять минут до моря» словно продолжают «короткий момент из детства», по словам самого режиссера. С большим удовольствием мы наблюдали, как на просмотрах и получении призов (кроме Специального приза, Наталья Мирзоян удостоена еще и Приза зрительских симпатий) Наталью сопровождала очаровательная маленькая дочка Марика. Девочка даже помогала сотворить с другими детьми КРОКовский фильм. Кстати, руководила процессом талантливый педагог, молодой режиссер и аниматор Евгения Жиркова, ученица Эдуарда Назарова, ведущий аниматор проекта «Союзмультфильма» «Мультитерапия». Уже несколько она проводит мастер-классы для детей и взрослых. Фильм, нарисованный детьми и смонтированный, мы посмотрели, как всегда, на закрытии фестиваля. Очень правильно, когда дети наглядно знакомятся с производством мультфильмов.

Продолжает детскую тему «Теория заката» Романа Соколова (Специальный приз жюри «За лучший фильм для детей»). В этом году «Теория заката» получила награды в трех категориях на «Суздальфесте». В том числе, премию Гильдии киноведов и кинокритиков. Магия этого экранного рассказа погружает нас в философскую притчу о маленьком человеке, который заботится о наступлении нового дня.

Мир фильма тщательно выверен, удивительно соткан. Дело в том, что Роман Соколов защитил диссертацию в аспирантуре Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена на тему «Плакат в системе подготовки художника-педагога». Здесь и таится интересное переплетение приемов в визуальном подходе к восприятию мира. Именно поэтому и завораживает нас история о собственном опыте автора, наблюдающего жизнь. Как разнообразен этот режиссер. В фильмографии Романа Соколова есть игровая картина Кирилла Серебренникова «Изображая жертву» (2006), где он выполнял анимацию и титры. Он же работал в нескольких сериях проектов «Смешарики».

На обсуждении режиссер благодарил за создание музыки к «Теории заката» композиторов и актеров Марину Ланда и Сергея Васильева. Они много работают в анимации, авторы песен к сериалам для детей «Смешарики», «Малышарики», «Летающие звери», «Тима и Тома». На КРОКЕ актеры порадовали зрителей на творческих встречах в Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани.

КРОК настолько объединил участников фестиваля из Европы, что они вышли с приветствиями на заключительном карнавале (и с прекрасным карнавальным номером!), не скрывая восторга. Режиссеры, художники, аниматоры из Франции, Италии, Испании, Англии, Германии, Голландии – можно перечислять и далее – предупредили: «Постараемся создавать такие фильмы, которые ежегодно должны будут попадать в конкурс!»

Атмосфера на теплоходе особенная. В этот раз гостями КРОКА (спасибо Оргкомитету) были Юлий Ким и Юрий Рост. Встречи с уморительными рассказами в пространстве «РЕ-анимации» как всегда вел драматург, сатирик, актер, поэт Вадим Жук, а еще он провел свой поэтический вечер. Верные своему цеху художники Нина Виноградова и Марина Курчевская создали неожиданное оформление КРОКА. В каждом городе, где пришвартовывался «Константин Симонов», «кроковцы» участвовали в представлении фильмов и рассказывали о том, как сотворить мультфильм.

Все двадцать пять важных шагов в жизни фестиваля были своего рода двигателями творческого процесса анимационного искусства. Можно поздравить каждого, кто с ним связан.

 

УЧРЕДИТЕЛИ ФЕСТИВАЛЯ

Министерство культуры РФ

Союз кинематографистов РФ

Генеральный партнер Ассоциация анимационного кино России

С ПОДДЕРЖКОЙ:

Мэрия г. Казань; Управление культуры Исполнительного комитета г. Казань; Правительство Ярославской области; Администрация Нижнего Новгорода; Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской республики; Администрация Угличского муниципального района

ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ

Концертно-зрелищный центр «Миллениум», г. Ярославль; Культурный центр МОСКОВСКИЙ, г. Казань; Посольство Государства Израиль в РФ; STUDIO EERSAURUS PRODUCTIONS PVT LTD; Казанский Государственный институт культуры; кинотеатр «Орленок», г. Нижний Новгород; Нижегородский Центр немецкой и европейской культуры; «Татармультфильм»; «Цех анимации», г. Москва; Международный фестиваль анимационных фильмов для самых маленьких; Центр анимационного творчества «Перспектива»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СПОНСОРЫ

«Новая газета», «Утро России» ТВ, Информационное агентство России ТАСС, КиноПоиск, Kino-Teatr.ru

Татьяна МУШТАКОВА

  • Кадр из фильма «Митина любовь»
«Экран и сцена»
№ 20 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email