Люди с неограниченными возможностями

 
В Центре имени Вс.Мейерхольда прошла презентация необычного номера “Петербургского театрального журнала”. Новый молодежный выпуск целиком посвящен теме социального театра. На встрече с читателями редакторы журнала и его необычные герои рассказали о том, как сегодня в России взаимодействуют социальные проекты и искусство.
Пусть эстеты брезгливо считают, что искусство и практическая польза – вещи несовместимые, что “Ермолову нельзя отправлять к станку”, в России, к счастью, развиваются театральные проекты, которые делают мир не только прекраснее, но и немножко лучше. Правда, у нас их пока не так много, как в Германии или, например, в Шотландии, и создают их в основном одни и те же люди. Короткий путеводитель по основным социальным инициативам уместился в один номер “ПТЖ”.
Как сказала на встрече арт-директор ЦИМа критик Елена Ковальская, в театр возвращается “простая и ясная человеческая нравственность, которой нам сейчас очень не хватает”. Участники презентации вспомнили такие яркие петербургские проекты, как Детский интеграционный театр “Куклы”, театральная студия Елены Шифферс или “Упсула-цирк” уличных хулиганов. Речь шла о тюремном театре и театре для престарелых, о студиях при коррекционных школах и студиях для детей русских эмигрантов, о больничных клоунах и образовательных проектах для зрителей… Словом, в “ПТЖ” № 73 представлена самая широкая картина сегодняшнего социального театра.
На встрече обсудили и художественную ценность благотворительных инициатив, которая совсем не так ничтожна, как многим кажется. Спектакли с участием инвалидов, например, совершенно меняют восприятие зрителя. “Люди с ограниченными возможностями” не хуже и не лучше обыкновенных, они другие. У них свой мир, незнакомый здоровому человеку, но театр позволяет заглянуть внутрь него и лучше понять друг друга. Единственный всероссийский фестиваль особых театров “Протеатр” давно ведет научную работу, посвященную изучению зрелища как повода для целительной рефлексии. Практика показывает, что для зрителя подобная встреча с особым искусством зачастую бывает более полезна, чем для людей с инвалидностью.
Огромную энергетическую отдачу от социальных проектов получают и актеры. Помощь ближнему подталкивает их к тому, чтобы многое переосмыслить в собственной жизни. Профессиональные артисты, подключающиеся к благотворительной работе в интернатах, больницах и других спецучреждениях, узнают что-то новое и о театре, и друг о друге. Драматург и основатель Театра.doc Елена Гремина рассказала, что одна ее знакомая актриса долго не могла прийти в себя после творческого тренинга в школе для детей с проблемами психики. Дело в том, что на занятии девочка со сложными отклонениями в развитии неожиданно для всех подключилась к истории о станционном смотрителе и со слезами стала упрашивать актеров: “Ну пусть он даст ей (Дуне. – А.С.) еще один шанс!”. Кроме того, что социальные проекты связаны с такими радостными минутами,  для многих они становятся и настоящим испытанием, ведь удерживать внимание того же коррекционного класса гораздо сложнее, чем скучающего партера.
Наконец, социальный театр помогает и режиссерам. Например, известны несколько проектов Бориса Юхананова, где играют люди с даун-синдромом. Это совершенно особый, “неподдельный театр”, потому что артисты с данным заболеванием просто не могут изображать что-то и притворяться. На сцене они не имитируют чувства, а демонстрируют ту естественность, о которой мечтали еще Станиславский, Арто и Гротовский. В момент игры эти актеры перестают быть инвалидами и становятся людьми “с неограниченными возможностями”
Во всех номерах “Петербургского театрального журнала” отныне будет рубрика, посвященная социальным проектам. Да, это особая сфера театра, и к разговору о ней нужен свой подход. Художественный уровень таких спектаклей не пропорционален пользе, которую они приносят, и строгая критика тут явно неуместна. Невозможно критиковать людей, которые восстанавливают связи в обществе, помогают приспособиться к жизни тем, кто без поддержки пропадет. Можно только рассказывать об их по-настоящему важном деле, чем и занимается “ПТЖ”.

Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена» № 20 за 2013 год.