Тайна хутора Диченского

Элина Быстрицкая и Сергей Герасимов на съемках “Тихого Дона”21 мая 2016-го режиссеру и педагогу Сергею Герасимову исполнилось бы 110 лет. В нынешнем году и 60 лет с начала съемок фильма Герасимова “Тихий Дон”. Мы публикуем статью кандидата исторических наук Вячеслава Родионова, который, будучи участником тех съемок, рассматривает одну из загадок, связанную как с созданием фильмов “Тихий Дон” (1930, 1957), так и с неоднократным использованием для натурных съемок одного и того же хутора, но в разные времена и только по произведениям Михаила Шолохова.

Никто не пытался объяснить, даже сам Сергей Аполлинариевич Герасимов, тот факт, что фильм “Тихий Дон” по одноименному роману Михаила Шолохова дважды снимался в одних и тех же местах – в хуторе Диченском и в окрестностях города Каменска-Шахтинского. Первый раз в 1930 году по первой книге романа, второй раз в 1956-1958 годах по всему роману.

В 1930-м режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли по своему сценарию немую версию “Тихого Дона”. В картине был сделан акцент на взаимоотношениях Григория и Аксиньи, их запретной любви. Главных героев играли актеры Андрей Абрикосов и Эмма Цесарская. Михаил Шолохов лично их утверждал и консультировал, а это немаловажный фактор в объяснении загадки дважды выбранного места для съемок “Тихого Дона”.

После выхода фильма у молодого актера и режиссера Сергея Герасимова возникло непреодолимое желание увидеть роман на экране в своем решении, но время, видимо, еще не поспело.

А вот Шолохов в 1934 году решился на съемку фильма по другому своему роману “Поднятая целина”. В содружестве с режиссером Николаем Шенгелая в Москве они написали сценарий. Одновременно проводились актерские пробы с участием сорежиссера Николая Санишвили и оператора Антона Поликевича. Шолохов хотел, чтобы в роли Лушки снялась Нато Вачнадзе. На роль Давыдова пробовали актера Ю. Богомолова, Щукаря должен был сыграть В. Дорофеев. Фильм запустили на студии Трест АО “Госкинопром Грузии”. Начались съемки. Где бы вы думали? Конечно же, на хуторе Диченском, куда Шолохов во время работы над сценарием возил Шенгелая для знакомства с казачьими типажами и окрестностями.

Съемки велись недолго, фильм был снят с производства по личному распоряжению Лаврентия Берия, тогдашнего первого секретаря Закавказского крайкома ВКП(б).

Но вернемся к Герасимову. «Отношение к “Тихому Дону”, – писал он позднее, – у меня давнее, и сложилось оно тотчас вслед за появлением первой книги… В первый раз мне захотелось экранизировать этот удивительный роман в 1939 году – сразу после окончания работы над фильмом “Учитель”. Увлеченность моя “Тихим Доном” была такова, что я как бы уже всю книгу видел ожившей…»

В том же 1939 году Герасимов обратился в ГУФК с предложением экранизировать роман. Естественно, получил отказ.

«В предвоенные годы мою идею – экранизировать роман – не поддержали. Тогда еще только вчитывались в книгу, искали ее глубинную истину, пытались понять, насколько движение романа совпадает с развитием революционной истории страны, насколько типична фигура Мелехова – уж не очень ли “гамлетианствует” этот казак? …

…И только уже после XX съезда партии приступил к своей следующей постановке – экранизации любимого романа Шолохова “Тихий Дон”. Должен оговориться, что решение это подготавливалось не днями и не месяцами. …

…На этот раз я получил согласие на экранизацию и вместе со своим коллективом со всей жадностью принялся за работу. … Она продолжалась более двух лет и при всей сложности дала всем участникам этого трехсерийного фильма огромное наслаждение».

Однако еще до съезда, в 1955 году Сергей Герасимов, встретившись с Михаилом Шолоховым в Вешенской, получил его согласие на экранизацию романа. Первоначально обсуждался вариант пятисерийного фильма, но потом творцы согласились на три серии.

В эту же поездку состоялся окончательный разговор Герасимова и Шолохова о возможности для Тамары Макаровой сыграть роль Аксиньи. Шолохов категорически отверг кандидатуру известной актрисы и жены Герасимова. Может, поэтому Тамара Макарова ни разу не приезжала на съемки “Тихого Дона” и очень редко бывала в павильонах, иногда принося домашнюю еду мужу. Она даже не ездила в Вешенскую, хотя Шолохов приглашал ее неоднократно. Но Макаровой было тяжело, она переживала из-за того, что не участвует в работе, об этом знали, но немногие.

Шолохов, давая согласие на экранизацию, не предложил снимать фильм в тех местах на Дону, где происходили описанные в романе события Вешенского восстания, а рекомендовал вернуться к уже опробованному в 1930 году месту для съемок.

После согласования сценария с писателем, Сергей Герасимов летом 1955-го приехал в хутор Диченский.

Одна из участниц массовых сцен во время съемок фильма “Тихий Дон” Зинаида Лаптева (до замужества – Короченцева) вспоминает:

– Герасимов приехал в Диченский задолго до начала работы над фильмом. Никто толком еще и не знал, кто это такой. Детвора старалась угодить ему: “Дядя, хотите покататься на лодке? А прыгнуть в речку с лодки?” Режиссер угощал ребят конфетами “Заря”. Он их привез с собой целый ящик. А сам ходил по хутору и осматривался. Потом на серой “Победе” поехал смотреть Дубовую балку и другие наши места.

В воспоминаниях художника-постановщика “Тихого Дона” Бориса Дуленкова есть такая фраза Шолохова: “Посмотрите внимательно Северский Донец. Убежден, что там можно выбрать нужные, похожие на нашенские места”.

И все же, почему второй раз одни и те же места? И почему через четверть века судьба вторично привела, например, актрису Елену Максимову1 (в первом фильме Дарью, потом мать Кошевого) на постой в тот же курень и к той же казачке-хозяйке в хуторе Диченском?

Тайну над этим удивительным ремейком местности слегка приоткрыл доктор исторических наук, профессор Ростовского государственного университета А.В.Венков. В своем обширном труде “Источниковедческое исследование “Тихого Дона” он поведал о том, что молодой автор начинал писать роман, привязав его именно к тем местам на Северском Донце, где потом были съемки двух фильмов под названием “Тихий Дон”.

Затем, по необъясненным причинам, Шолохов перенес место действия с Северского Донца на Дон, в выдуманный хутор Татарский. Мы и сегодня не знаем причины этих изменений и можем только предположить, что у молодого Шолохова были какие-то привязанности к удивительной красоте берегов Северского Донца или… казачке.

Не любовь ли к конкретной казачке с хутора Диченского вдохновляла писателя? Не собственный ли любовный порыв к замужней казачке породил образ знаменитой Аксиньи? Хотя надо признать, что наша версия противоречит устоявшемуся представлению о прототипе Аксиньи – родной матери Михаила Шолохова, Анастасии Даниловне Черниковой. Однако есть некие сомнения в этом неподтвержденном самим Шолоховым факте. Да и как родную мать подставлять под всякие изгаления недобросовестных критиканов и откровенных фальсификаторов? Это же не прощаемый грех, будь ты атеистом или верующим. Мать – святой человек для своих детей!

А вот когда второй оператор на съемках “Тихого Дона” Майя Меркель взялась с режиссером картины Генрихом Оганесяном делать документальный “Фильм о фильме” и была у Шолохова дома, то он, представляя гостям жену Марию Петровну, с гордостью доложил:

– Дочь урядника. Вот это и есть настоящая Аксинья.

Не поверим писателю, ибо много чего о своей биографии он говорил запутанно, а уж о романе…

Не поверим еще и потому, что когда съемочная группа ехала в экспедицию в Каменск, и поезд остановился в Миллерово, то провожая сошедшего тут Шолохова, который уезжал к себе в Вешенскую, Быстрицкая спросила:

– Михаил Александрович, скажите, кто был прототипом образа Аксиньи. Мне легче будет играть эту роль.

– Дорогая моя, – с улыбкой ответил писатель, – это литературный образ. Я выдумал Аксинью.

И уехал в Вешки.

Кстати, Шолохов так ни разу не появился на съемках фильма ни в Каменске, ни в хуторе Диченском в послевоенные годы. Почему же?Кадр из фильма “Тихий Дон”

А ведь собирая материал для романа, Михаил Александрович неоднократно бывал в станице Каменской и непременно ездил на лодке вниз по Донцу с Баклановым Гавриилом Андреевичем, местным художником и любителем прекрасного. Не исключено, что пока Бакланов писал пейзажи, Шолохов встречался с жалмеркой2. Возможно, перевозил их на острова Кривого Рога, что в полукилометре от хутора, но прежде встречала красавица своего возлюбленного у реки. Возможно, что с коромыслом. Мы точно не скажем, кто была эта казачка, но по косвенным признакам юношеской любви писателя к соседской девушке Лидии Бочаровой из станицы Каргинской можем предположить их схожесть.

Первая влюбленность не всегда быстро проходит, ее “метастазы” могут давать знать о себе еще долго. Лидия Бочарова в декабре 1923 года вышла замуж за Ивана Слабченко – директора совхоза “Красный колос” в Кашарах, близкого друга Михаила Шолохова. Почти сразу Михаил женился на Марии Громославской – учительнице станицы Букановской. Потом Бочаровы с супругами Слабченко переехали жить в Каменск, но было это, как пишет Иконников, уже в конце 1930-х годов. Шолохов часто навещал семью Бочаровых-Слабченко, а после ареста и расстрела Ивана Слабченко материально помогал его вдове Лидии, бывшей своей юношеской подруге.

Учитывая многолетнюю привязанность к Лидии Бочаровой-Слабченко, а также подбору актеров с утверждением их Шолоховым и в первом, и во втором фильмах “Тихий Дон”, можем предположить приблизительный тип лица диченской жалмерки.

“Как я уже говорил, – пишет Иконников, – Шолохов многократно бывал в станице Каменской, знакомился с документами, собирал материал для романа. Многие события, развернувшиеся в годы Гражданской войны в станице Каменской, легли на страницы “Тихого Дона”.

…Ну а в те времена дед (Бакланов Гавриил Андреевич) на своей моторке часто подбрасывал участников киногруппы в Каменск и обратно – в Диченский, в том числе и Цесарскую. Портрет ее нарисовал маслом и ей подарил – мировая звезда экрана! А в Каменске и в Диченском Цесарскую боготворили. И когда Цесарскую видели на улицах Каменска, казаки кричали: “Любо, Аксинья!”

У Шолохова, вероятно, всегда в душе гнездилось сожаление о том, что он изменил место действия своего романа. Вот он и посоветовал сначала съемочной группе режиссеров Правова и Преображенской вернуть место действия романа к изначальному авторскому замыслу, а потом, вероятно, убедил в этом и Герасимова.

Не забудем, что режиссер был с характером и умел жестко отстаивать свои убеждения. Мог, но, наверное, Шолохов мог рассказать ему о первом замысле романа и, может, о своей тоске по этим изумительным местам и местным казакам и казачкам. Все может быть. Но мы высказываем лишь предположения. Это только версия. Хотя Герасимов уже после съемок признался, что именно “по совету Шолохова натурные съемки проводили в х. Диченском…”. Напомним, что в третий раз!

Кстати, “здесь же (в х. Диченском – В.Р.) мечтал поставить свой “Тихий Дон” и Борис Бабочкин, прославивший Чапаева”, – утверждает Геннадий Иконников в каменской газете “Труд”…

Съемочную группу фильма “Тихий Дон” Сергей Аполлинариевич Герасимов начал формировать задолго до получения ею официального статуса.

“Главнейший вопрос возник при подборе людей для исполнения главных, да и второстепенных ролей этого необыкновенно населенного сочинения. Как и всегда, немалую помощь оказал здесь не только коллектив, работавший со мной и ранее из года в год – оператор В. Рапопорт3, художник Б. Дуленков, директор Я. Светозаров, – но и ученики мастерской ВГИКа. Над сценарием, написание которого Шолохов доверил мне, помогали работать Ю. Кавтарадзе, а над подготовкой к съемкам А. Салтыков, Р. и Ю. Григорьевы4, Ф. Довлатян5 и Л. Мирский”.

Еще только начался учебный год во ВГИКе в сентябре 1955 года, а студенты-режиссеры мастерской Т. Макаровой и С. Герасимова уже были привлечены к работе.

Назначенный директором фильма Я. Светозаров выписал им специальные удостоверения, дающие право на поиск актеров для будущего фильма. И они разъехались по стране.

В октябре 1955 года Герасимов информировал заинтересованного читателя газеты “Советская культура”:

“Сейчас на Московской студии имени М.Горького создается небольшой творческий коллектив, где помимо постановщиков в подготовке фильма будут принимать участие оператор, художник, ассистенты… Мы предполагаем начать пробные съемки в начале 1956 г. Съемки должны подытожить всю ту лабораторную работу, которую проведет коллектив за оставшиеся месяцы этого года”.

Выезд съемочной группы в экспедицию был намечен на осень 1956 года. К этому времени все основные декорации должны были быть готовы, а актерский состав погружен в обстановку дореволюционного казачьего быта.

Уже, будучи на натуре, беседуя со старожилами, актеры прислушивались к своеобразному говору казаков, знакомились с их бытом.

Носить воду из реки, как носят казачки, не так-то просто. Много ведер перетаскала Элина Быстрицкая, готовясь к встрече с Григорием. И хуторяне начали признавать в ней свою, донскую казачку.

Петру Глебову нелегко было передать тонкости и своеобразие шолоховского героя без овладения всеми трудовыми процессами, которыми Григорий занимается по ходу фильма: косить, пахать и, конечно, рыбалить. Тем более что Петр Петрович любил это дело, а рыба в те времена водилась в Северском Донце в изрядном количестве. Немало часов провел Петр Глебов с казаками на реке. У костра с готовящейся ухой завязывались беседы, а потом начинали играть песни6.

Казаки часто пели для членов съемочной группы по вечерам у реки летом 1956 года. Но это было уже во время летней экспедиции.

Кроме Петра Глебова, Элины Быстрицкой, в фильме снимались: Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева, Даниил Ильченко, Анастасия Филиппова (Горина), Николай Смирнов, Игорь Дмитриев, Борис Новиков, Михаил Глузский, Любовь Соколова, Вадим Захарченко, Иван Рыжов, Александр Жуков, Наталья Архангельская, Алексей Благовестов и многие другие.

Премьера фильма “Тихий Дон” режиссера Сергея Герасимова состоялась 26 октября 1957 года (1-2 серии), 30 апреля 1958 года (3 серия).

Теперь же в хуторе Диченском ежегодно устраивается большой казачий праздник, приурочиваемый к окончанию летних съемок 1956 года. Яркий праздник, под стать фильму Сергей Аполлинариевича Герасимова. А в центре хутора установлен памятный камень с надписью о состоявшихся здесь съемках фильма “Тихий Дон”.

  1. Максимова Елена Александровна родилась 23 ноября 1905 года. В кино с 1926 года. Дважды снималась в фильмах по роману Михаила Шолохова “Тихий Дон”. В 1930 году у режиссеров Ивана Правова и Ольги Преображенской играла роль Дарьи, а у Сергея Герасимова – мать Михаила Кошевого.
  2. Жалмерка (дон.) – женщина, муж которой находится на военной службе.
  3. Рапопорт Владимир Абрамович родился 6 ноября 1907 года в Ленинграде. На фильме Герасимова “Тихий Дон” был оператором-постановщиком. Среди снятых им фильмов – “Молодая гвардия”, “Люди и звери”, “Журналист”, “У озера”, “Любить человека” Сергея Герасимова.
  4. Ренита и Юрий Григорьевы окончили исторический факультет МГУ, а потом поступили в мастерскую Герасимова сразу на третий курс. После ВГИКа Герасимов взял их на киностудию имени Горького. На “Тихом Доне” работали режиссерами-практикантами. Всего эта супружеская пара сняла четырнадцать фильмов.
  5. Довлатян Фрунзе Вагинакович родился 26 марта 1927 года в Ереване. В 1960 году окончил ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). В 1957-м на “Тихом Доне” работал ассистентом режиссера. Одна из самых известных его режиссерских работ – фильм “Здрав-ствуй, это я!” (1965).
  6. У донских казаков исполнение песен называлось “играть песню”.
Вячеслав РОДИОНОВ
«Экран и сцена»
№ 10 за 2016 год.