Двенадцать

Кадр из фильма “Милый Ханс, дорогой Петр”19 – 26 июня. 37-й Московский Международный кинофестиваль.

Не десять дней, как обычно, а восемь. Не шестнадцать-восемнадцать фильмов в главном конкурсе, а двенадцать. Меньше и в документальном. Таков результат кризисной ситуации, коснувшейся и ММКФ. Но его организаторы считают, что теперь проще контролировать качество программ. В качестве внеконкурсных программ, как всегда, можно не сомневаться, а что покажут в основной, ради которой фестиваль, в общем-то, и происходит, разберемся по ходу дела.

Итак…

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

“АРМИ ЖИВА”, режиссер Йорн Доннер, Финляндия

“АНКЛАВ”, режиссер Горан Радованович, Сербия

“БУДЬ ПАИНЬКОЙ”, режиссер Мило О, Япония

“ГЕРОИ ЗЛА”, режиссер Сое Берриатуа, Испания

“ДАВАЙТЕ ВТРОЕМ”, режиссер Жером Бонелл, Франция

“ДОРОГА”, режиссер Рана Салем, Ливан

“ЛУЗЕРЫ”, режиссер Ивайло Христов, Болгария

“МОРЕ И ЛЕТАЮЩАЯ РЫБА”, режиссер Мехрдад Гафарзаде, Иран

“ШЛАГБАУМ”, режиссер Жасулан Пошанов, Казахстан

От России три картины: “АРВЕНТУР” Ирины Евтеевой, “ОРЛЕАН” Андрея Прошкина, “МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР” Александра Миндадзе (совместное производство России/Германии/Великобритании) – тот самый многострадальный проект, которому еще на этапе сценария Минкульт отказал в финансировании из-за негативного отзыва экспертов военно-исторического совета.

Жюри основного конкурса: председатель – режиссер Жан-Жак АННО (“Имя Розы”, “Медведь”, “Любовник”, “Семь лет в Тибете”, “Враг у ворот”); актриса Жаклин БИССЕТ (“Американская ночь”, “Церемония”, “Танцы на грани”); сценарист Фред БРАЙНЕРСДОРФЕР (“Последние дни Софии Шолль”, “13 минут”); режиссер Алексей ФЕДОРЧЕНКО (“Овсянки”, “Небесные жены луговых мари”, “Ангелы революции”); продюсер Эндрю ВАЙНА.

Картиной Жан-Жака Анно “Волчий тотем” откроется 37-й ММКФ.

Жюри документального конкурса: продюсер Филиппа КОВАРСКИ; Арутюн ХАЧАТРЯН – режиссер, сценарист, оператор, продюсер, генеральный директор основанного им Международного кинофестиваля “Золотой абрикос” в Ереване; режиссер-документалист Алексей ВАХРУШЕВ (“Добро пожаловать в Энурмино”, “Книга тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне”, “Книга моря”).

Документальный конкурс: “ЗЕМЛЯ КАРТЕЛЕЙ” Мэттью Хейнемана (США/Мексика); “ЛАРИСИНА АРТЕЛЬ” Елены Ласкари (Россия); “ЭКСТАЗ ВИЛКО ДЖОНСОНА” Джулиена Темпла (Великобритания); “НОЧНОЙ КОШМАР” Родни Ашера (США); “ЮНЫЙ ПАТРИОТ” Ду Хайбиня (Китай/Франция); “ПРИШЕСТВИЕ” Майкла Мэдсена (Дания/Финляндия/Австрия); “ГОНКА НА ВЫМИРАНИЕ” Луи Сайхойоса (США).

Двенадцать документальных лент в программе “Свободная мысль”, в том числе лауреат “Оскара” и BAFTA “Citizenfour. Правда Сноудена” Лоры Пойтрас – об одном из самых громких разоблачений; гран-призер Венецианского фестиваля “Взгляд тишины” Джошуа Оппенхаймера – о геноциде в Индонезии в середине 60-х годов прошлого века; “Перламутровая пуговица” чилийца Патрисио Гусмана (“Серебряный медведь” за лучший сценарий Берлинале-2015) – об истории и трагической судьбе коренного населения Патагонии.

Вне конкурса – ретроспектива “Сороковые, роковые…”, подготовленная историком кино Евгением Марголитом; ретроспектива турецкого кино; программа, которая познакомит фестивальных зрителей с курдским кино; “8 1\2 фильмов”, отобранных Петром Шепотинником; “Женский взрыв” – творчество женщин-режиссеров; кино болгарское и кино, посвященное трагической дате – 100-летию геноцида армян.

А еще – “Тропическая эйфория” Андрея Плахова. По его же словам, “это и смысловое определение, и эмоционально окрашенный эпитет. Идея возникла от встречи с целым рядом “экзотических” фильмов, снятых в тропиках – в Индокитае или Латинской Америке. Эти бурно развивающиеся сегодня кинематографические регионы представлены фильмами из Вьетнама, Таиланда, Индонезии, Перу”. В “Тропической эйфории” есть картина, действие которой происходит в субтропиках, в Абхазии – “Мандарины” грузинского режиссера Зазы Урушадзе. Время действия – 1992 год. Место действия – деревушка в горах, где издавна живут переселенцы из Эстонии. Грузино-абхазская война. И никто не хотел умирать…

А еще – юбилейная программа “Вокруг Фассбиндера” (31 мая ему исполнилось бы 70 лет): фильмы, на которых он учился; фильмы его немецких соратников и современников; документальные фильмы о Райнере Вернере Фассбиндере. Плюс один его фильм – “Эффи Брист”. Ждут приезда монтажера важнейших его фильмов, Юлиане Лоренц.

Кого еще ждут, станет известно по ходу фестиваля. Фестивальным цент-ром вновь станет “Октябрь”. В Центральном Доме кинематографистов – новые российские фильмы и ретроспективные показы.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена»
№ 11 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email