Виват, фестиваль!

Александр Паль в фильме “Глубже!”
Александр Паль в фильме “Глубже!”

НАГРАДЫ XXVIII КИНОФЕСТИВАЛЯ «ВИВАТ КИНО РОССИИ!»

Гран-при – “ДОКТОР ЛИЗА”, режиссер Оксана Карас

Приз за лучшую режиссуру – Лариса САДИЛОВА, “Однажды в Трубчевске”

Приз за лучшую операторскую работу – Антон АНТОНОВ, “На луне”

Приз за лучшую женскую роль – Чулпан ХАМАТОВА, “Доктор Лиза”

Приз за лучшую мужскую роль – Александр ПАЛЬ, “Глубже!”

Приз зрительских симпатий – “ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫ”, режиссер Вадим Шмелев

Приз прессы – “ГЛУБЖЕ!”, режиссер Михаил Сегал

НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ:

Лучший отечественный сериал – “ЧЕРНОЕ МОРЕ”, режиссер Сергей Щербин

Лучшая актриса в отечественном сериале – Екатерина ВИЛКОВА, “Черное море”

Лучший актер в отечественном сериале – Павел ТРУБИНЕР, “Черное море”

Несмотря ни на что, в обстоятельствах пандемии, состоялся любимый петербуржцами и гостями зрительский кинофорум. Его ждали как обычно весной. Но команда во главе со специалистом и организатором в области кинопроката, генеральным директором фестиваля Людмилой Томской смогла провести “Виват кино России!” только в декабре.

Год 75-летия Победы в Великой отечественной войне еще не закончился, и оргкомитет старался провести запланированный праздник все-таки в 2020 году – программа его в государственных кинотеатрах была посвящена именно этому событию. Что стоило усилий! Фильмы показали на семи экранах: в кинотеатре отеля “Москва”, кинотеатрах “Дружба”, “Заневский”, “Восход”, “Фильмофонд”, “Аврора” (Петергоф), “Родина”.

Все правила безопасности были соблюдены и в БКЗ “Октябрьский” на церемониях открытия и закрытия фестиваля. На юбилейных вечерах Светланы Крючковой, Натальи Егоровой, Ирины Муравьевой, Валерия Баринова. Валерий Александрович получил огромную, с человеческий рост, посылку из Танзании, в которой оказался… сын актера, Егор Баринов! Ведущие церемоний – актеры Андрей Руденский и Анна Большова.

Десять программ: конкурсный показ “Все забывается, но только не война”, “Я у жизни ученица” (к юбилею президента фестиваля Светланы Крючковой), “Вопреки всему. Кинопремьеры войны”, “К 90-летию Андрея Петрова”, “Не народные артисты, а артисты из народа”, “Воскресить пережитое… – Военная кинохроника в объективе”, “Россияне на все времена. К 150-летию И.Бунина”, “Они сражались за Родину. Чтобы помнили”, “Пять вечеров с Людмилой Гурченко”, Вечер, посвященный юбилею Никиты Михалкова. В этих программах – более семидесяти фильмов. Шестьдесят два сеанса. Кроме того, состоялся традиционный Круглый стол, модератором которого уже второй год является московский журналист и кинокритик Александр Колбовский.

Тема Круглого стола была сформулирована вполне актуально: “Кинотеатр закрыт? Все ушли на сериальный карантин. Кинокарантинные хроники”. В дискуссии приняли участие Людмила Томская, генеральный директор фестиваля; Сергей Новожилов, продюсер и художественный руководитель фестивалей “Амурская осень” (Благовещенск), “Киношок” (Анапа); Сергей Лось, кинопродюсер. Журналисты и кинокритики: Татьяна Муштакова (“Экран и сцена”), Светлана Хохрякова (“Московский комсомолец”), Янина Гурова (Театральный альманах “Curium”), Анастасия Смирнова (“АртВестник”).

В ходе Круглого стола кинематографисты и пресса обсудили качество и механизм создания сериалов, непростое положение, сложившееся в кино и кинопрокатной индустрии в связи с пандемией, а также оптимистичный и пессимистичный сценарии выхода отрасли из кризиса (материал о Круглом столе см. на с. 6–7).

Отборочная комиссия во главе с кинокритиком Ириной Павловой и ее коллеги Борис Уркин и Ирина Сошникова представили петербуржцам лучшие фильмы для широкого зрителя. Конкурс был ярким и запоминающимся. В фильмах – имена замечательных актеров. Трагический рассказ о первой блокадной зиме (1942 год, Ленинград) – “Блокадный дневник” режиссера Андрея Зайцева с легендарным петербуржским актером Сергеем Дрейденом (фильм получил Главный приз “Золотой святой Георгий” 42-го ММКФ; см. “ЭС” № 20, 2020).

Специальный приз “За духовность в киноискусстве” присудили в этот раз не одному человеку – награда справедливо досталась всей съемочной группе “Блокадного дневника”, открывавшего фестиваль “Виват кино России!”.

В фильме “Глубже!” известного своими комедиями режиссера Михаила Сегала собран ансамбль интересных актеров, среди них – главный исполнитель Александр Паль, актер органичного существования в материале роли. К нему с точным чувством жанра “подключаются” Любовь Аксенова и Олег Гаас. Именно Паль получил приз за “Лучшую мужскую роль”. Замысел режиссера отличает острая наблюдательность, пародийность, ироничный, ближе к сарказму, взгляд на жизнь, чувство юмора. Приз прессы оказался в руках Сегала!

“Доктор Лиза” молодого успешного режиссера Оксаны Карас – об одном дне из жизни Елизаветы Петровны Глинки (ее играет Чулпан Хаматова), спасавшей несчастных, больных, брошенных людей, а, по мнению обывателей, никому не нужных, и так рано погибшей. Гран-при “Вивата…” – своевременному фильму о героизме уникального человека, доктора Глинки, которая так пронзительна своими поступками и решениями; фильму, особенно поддержанному зрителями. На фоне сегодняшней ситуации с ковидом – тем более! Приз за “Лучшую женскую роль”, в этом же контексте, присужден актрисе Чулпан Хаматовой.

Егор Баринов и Кристина Шнайдер в фильме “Однажды в Трубчевске”
Егор Баринов и Кристина Шнайдер в фильме “Однажды в Трубчевске”

Картина “Керосин” режиссера и сценариста Юсупа Разыкова уже получила ранее несколько наград. Получила признание у нас и за рубежом исполнительница главной роли, актриса Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, Елена Ивановна Сусанина. Открытие актрисы для кинематографа – прежде всего заслуга режиссера Разыкова. Именно он нашел, как в добрые времена искали актеров по всем не столичным театрам, в полном смысле по-шекспировски мощную актрису. И актера Валерия Маслова (главный исполнитель в фильме “Турецкое седло” этого же режиссера) – и тоже в Ярославле. В “Керосине” рядом с Еленой Сусаниной он играет покинувшего мир мужа героини – теперь в ее воображении. Простое русское лицо. Попивал горькую и побивал жену свою. Она скучает по нему…

А материал сценария “Керосина” потрясает не только блестящим драматургическим ходом, но и жанром оптимистической трагедии. Как, каким образом в этом домике у дороги, в сельской стороне, сосуществуют месть бабушки за поруганную и убитую внучку и любовь, помощь дочери, преданность семье?! Это драма – с комом в горле. Члены жюри поднялись на сцену и, в первую очередь, отметили Специальным дипломом актрису Елену Сусанину, исполнившую главную роль в картине “Керосин”.

Фильм режиссера Егора Михалкова-Кончаловского “На луне” – о перевоспитании сына высокопоставленного отца в глухих северных местах, у отшельника (Александр Балуев). Молодой актер Иван Архангельский (“Союз спасения”, “Подольские курсанты”) – младший представитель актерской династии (Юрий Архангельский и Марина Кочетова). Иван – выпускник Театрального училища имени Бориса Щукина. Сыграл непутевого сына с подкупающей искренностью. Вспоминая работу с партнерами, Александром Балуевым и Виталием Кищенко (отец героя), скромно заметил, что мастера такого масштаба – мудрые профессионалы и настоящие учителя.

Приз за лучшую операторскую работу – оператору картины “На луне” Антону Антонову. Он передал красоту северных мест и выразительно, пластично снял своих героев.

Лента режиссера Ларисы Садиловой “Однажды в Трубчевске” опять о ее родных местах, о провинции. Удивительным образом, с первых работ, с постоянством, Садилова снимает фильмы на реальной натуре, в Брянске, откуда она родом, и в области, причем часто снимает с непрофессиональными актерами.

В “Однажды в Трубчевске” Егор Баринов, замечательный актер (и уже режиссер), в паре с Кристиной Шнайдер (кстати, она непрофессиональная актриса) немногословно и выразительно создали подлинную историю о правде отношений, словно подсмотренную в провинциальном городке. В этом большая заслуга режиссера, у которой творчество состоит из познания жизни там, где не часто бывают кинематографисты. Фильм участвовал в программе “Особый взгляд” Канн-2019, награжден различными призами отечественных фестивалей. Это пример сущностного кинематографа. На “Вивате…” Лариса Садилова получила достойный приз – “За лучшую режиссуру”.

Военная драма “Подольские курсанты” режиссера Вадима Шмелева – дань подвигу юных курсантов двух военных училищ на подступах к Москве, на Ильинском рубеже. Двенадцать дней они держали оборону, дожидаясь подкрепления. Погибло большинство… А было их, бойцов и командиров, 3500 человек. Рядом с молодыми актерами работали известные: Евгений Дятлов, Роман Мадянов, Сергей Безруков, Василий Мищенко, Даниил Спиваковский.

На фестивале “Виват кино России!” зрители: после каждого сеанса конкурсной программы отдают свои голоса за полюбившийся фильм. Приз зрительских симпатий XXVIII кинофестиваля завоевала картина “Подольские курсанты”.

Участник Российской программы ММКФ-2020 “Японский Бог“ режиссера, сценариста и продюсера Александра Басова был отобран и в конкурс “Вивата…”. Картина уже получила Серебряный приз за режиссуру на International Independent Film Awards Spring Session в Лос-Анджелесе. Эта криминальная история снята по мотивам рассказа Акутагавы Рюноски “В чаще”. В фильме снимались Александр Панкратов-Черный, Юлия Яновская-Басова, Лев Гришин.

Жюри – режиссер и сценарист Андрей Кравчук (председатель); актриса Наталья Егорова; театровед, кино- и театральный критик, писатель, журналист Татьяна Москвина; актер и кинорежиссер Андрей Соколов; оператор Юрий Шайгарданов – на церемонии закрытия огласило имена лауреатов, которые зрители встретили с редким единодушием. Состав жюри был отличным, и мы порадовались справедливым решениям. Согласитесь, такое бывает не часто! А специальным призом Дирекции фестиваля была награждена картина Александра Стефановича “Никита Михалков. Движение вверх” – ее вручила актриса Зоя Буряк.

Приз “Признание” за впечатляющую галерею женских образов в отечественном кинематографе актрисе Галине Бокашевской преподнес ее коллега Евгений Дятлов. С наградой Бокашевскую поздравил и Александр Пашутин, исполнивший песню из фильма Эльдара Рязанова “Вокзал для двоих”.

Петербургская премьера “Гипноза” Валерия Тодоровского стала подарком зрителям на закрытии фестиваля.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 2 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email