3000 лиц Александринского театра

Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссеры: Энциклопедия / Гл. ред. А.А.Чепуров; ред.-сост. А.П.Кулиш, Е.В.Третьякова; ред. Е.В.Миненко, А.А.Шепелёва / Серия: Библиотека Александринского театра. СПб.: Балтийские сезоны, 2020. – 880 с.; ил.

Когда листаешь величественный и изысканный том, понимаешь, почему так долго пришлось его ждать. Авторы-составители поставили перед собой фантастическую и беспрецедентную задачу. Они включили в состав персоналий всех, кто когда-либо выходил на сцену Александринки хотя бы в одной-единственной роли. Исключение было сделано лишь для заштатных статистов и для тех, кто упомянуты лишь по фамилии, и никакие сведения о них не сохранились. В состав книги включены также и режиссеры: состоявшие в штате и приглашенные – российские и иностранные.

Создателям энциклопедии предстояло определить хронологические рамки проекта, и они приняли концептуальное, меня убеждающее решение. До сих пор датой основания театра считался 1832 год, когда было построено здание Карло Росси. Так, в 1932 году широко отмечался столетний юбилей, а в 1982 году – стопятидесятилетний. Наши энциклопедисты оспорили традицию, справедливо утверждая, что Александринский театр – это не здание, а институция. И тогда основополагающим является указ Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года, которым был учрежден “Русский для представления трагедий и комедий театр”. Александринка почти в одночасье повзрослела на 76 лет и сильно укрупнила свой и без того несомненный для русского театра, русской культуры, да и русской государственности статус. А авторам изрядно прибавилось работы, ведь соответственно увеличилось количество персоналий. В круг питерских авторов вошла московская Л.М.Старикова, лучший знаток XVIII века. А верхней границей издания стал 2019 год, практически сегодняшний день.

Статьи по персоналиям охватывают не только работу в Александринском театре, но с той же основательностью – совсем не впроброс – то, что ей предшествовало (образование, другие труппы и даже место захоронения героя), и то, что за нею последовало, включая работу в кино. Сведения приходилось собирать по крупицам в самых различных, часто нетеатральных источниках. Почти каждая статья снабжена списком литературы и ссылками на архивы.

Перед нами распахивается огромная панорама, охватывающая 265 лет и включающая 3000 лиц. Поразительно, как из этого перетекания великих и вроде бы незначительных имен рождается коллективный портрет, ощущение единой жизни от Федора Волкова до Валерия Фокина. Меняются политические устройства, стили и направления, вкусы и потребности публики. И, отвечая на перемены, над ними возвышается Александринский театр. Корабль плывет.

Я люблю и знаю артельную работу и могу представить, сколько трудностей и опасностей пришлось преодолеть А.А.Чепурову даже с превосходной командой всех участников, которых и перечислить здесь невозможно. Ведь их пятьдесят два.

Вызывает сожаление, что в книге не нашлось места художникам. То, как выглядел спектакль на петербургской императорской сцене, его “внешность”, было важным, а иногда и не менее важным, чем исполнение. Кто знает, может, на подходе еще один том?

Энциклопедия Александринского театра во многих отношениях уникальна, но не во всех. Странно было прочесть в тексте “От составителей”: “появление энциклопедии, посвященной одному театру, – явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой справочной литературе”. Не берусь судить о мировой литературе, но в России аналоги есть. На моей книжной полке стоят энциклопедии, посвященные МХАТу (М., 1998) и Театру имени Вл. Маяковского (М., 1999). Что никак не умаляет того факта, что история первой “образцовой сцены”, как когда-то выражались, отлита в формы образцовой энциклопедии.

Владислав ИВАНОВ

«Экран и сцена«
№ 17 за 2020 год.