(Не)сентиментальное путешествие

Сцена из спектакля “She remembers”
Сцена из спектакля “She remembers”

В Нидерландском театре танца сезон 2019/20 оказался итоговым. Уходят Соль Леон и Пол Лайтфут. Оба начинали в молодежном NDT 2, выросли из артистов в хореографы, последние десять лет совместно руководили компанией. Наверное, в театре представляли финал сезона иначе. Из-за пандемии прощание вылилось в два балета, вышедшие онлайн. Под каждым не “Leon-Lightfoot”, а по одному имени: “She remembers” Леон и “Standby” Лайтфута. Cепарация тандема условна – балеты по-разному обыгрывают путешествие в пространство памяти.

У “Standby” Пола Лайтфута есть исторический “собеседник”, диалог с которым обеспечивает одноактовке глубину. Это “Этюды” Харальда Ландера на ту же музыку Кнудоге Рисагера, поставленные для Датского Королевского балета. “Этюды” относились к жанру “балет про балет” и выглядели немного странной комбинацией фрагментов балетного урока (тяжелой, не предназначенной для публики работы), парадного оформления и демонстрации идеально выверенной работы тел. Это задавалось и форматом (вариация на тему danse d’ecole), и личностями первых исполнителей – до сих пор в “Этюдах” мелькает призрак датчанина Эрика Бруна, премьера с безупречной школой и техникой.

“Standby” – почти противоположность. Там, у Ландера, праздник академического танца, чистых линий, возможность до миллиметра проследить, правильно ли движение, здесь – нарочитая расхристанность, ошметки знакомых па, будто изъеденных гниением. В рисунке, придуманном Лайтфутом, проступают основы классического словаря. Но рядом с ними столько “примесей”, появившихся с раз-витием балетной техники и из современного танца, что движения-”академики”, промелькнув, немедленно превращаются во что-то сложноопределяемое и эклектичное. Балет “Standby” – вроде бы высказывание о коммуникации на социальной дистанции (танец в квадратах 3 на 3, касания допустимы только для живущих вместе), но он и о временной и стилевой дистанции. Фиксация того, какой путь прошел академический танец буквально на наших глазах, насколько он изменился. Здесь видно, что современный балет – увиливающая от возможности подобрать ярлык комбинация базовых па и современных техник. Что остается? Мастерство – танцовщики NDT почти неправдоподобно натренированы. Даже после изоляционных ограничений это собрание полубогов-полумашин. Но идеал явно модернизировался: добавилось владение разными типами движения, умение быстро между ними переключаться, быть одинаково органичными, перевернувшись на плечи в нижнем брейке и стоя в третьей позиции, необходимость правдоподобно выражать сильные эмоции. “Standby” – мысленное путешествие в прошлое с двумя ногами в настоящем. Умножаем на современный балет, традиция в уме.

Соль Леон тоже смотрит в прошлое, но не танцевальное, а личное. “She remembers” (“Она помнит”) – исчерпывающее название. Одноактовка заявлена как оригинальная, но в нее вошли воспоминания о десятке балетов, которые Леон-Лайтфут поставили для NDT 1: “Shoot the Moon”, “Passe-Partout”, “Silent Screen”, “Stop-Motion” и другие. Из каждого взят маленький кусочек, иногда несколько секунд – дайджест проекта “Леон-Лайтфут”. Выясняется, что тандем ставил бесконечный балет-сериал: настолько вещи разных лет легко собираются в целостное представление, немедленно обрастают новыми связями и рифмами.

Это и подарок артистам – из NDT 1 уходят несколько артистов, часть на пенсию. Соль Леон “вспоминает” работу с ними. Отрывки сценических записей перетекают в съемки репетиций, складываются в калейдоскоп, называемый “жизнь труппы”. В финале – как личная благодарность – маленькие “портреты” уходящих. Камера несколько секунд пристально смотрит в лицо улыбающимся танцовщице или танцовщику, и отпускает.

Это и воспоминания о жизни самих Леон и Лайтфута. В описании видео упомянуто специальное участие Соры Лайтфут Леон, которая, видимо, выросла в NDT. Это ее глазами, глазами девочки, мы видим вихрь из спектаклей. Постановки разных лет оказываются не только частью художественной траектории, но и семейной жизни – супругов-соавторов, труппы NDT как общности.

Завершается этот мемуар так, как обычно провожают балетных. Финал “She remembers”, архивные кадры, где Леон и Лайтфут выходят на поклоны с еще маленькой Сорой – парафраз спектаклей-adieux, очаровательной традиции Парижской оперы, где артисты в таких случаях танцуют любимую партию и долго принимают поздравления от театральной семьи и от своих родных. Леон и Лайтфут, несмотря на обстоятельства, уходят из NDT в той же нежной, очень человечной манере – поблагодарив всех, с кем были вместе, и вписав в историю театра личный сюжет.

Тата БОЕВА

«Экран и сцена«
№ 16 за 2020 год.