Седрик КЛАПИШ: «Петербург, как и Париж, как и Барселона – часть Европы»

Седрик Клапиш
Седрик Клапиш

Реми и Мелани, герои фильма Седрика Клапиша “Он и она” – соседи по парижскому кварталу и часто проходят друг мимо друга, но упорно друг друга не замечают. Мелани пребывает в депрессии после расставания с любовником и все время спит. Просыпаясь, заводит знакомства в Tinder, но ничего путного из этого не выходит.

У Реми свой невроз: он, наоборот, страдает бессонницей. И тоже не может построить ни с кем продуктивных отношений. Пока в один прекрасный день рассеянные взгляды Реми и Мелани не пересекаются…

Прежде чем снять этот фильм, Седрик Клапиш прославился картинами “Испанка” (2002), “Красотки” (2005), “Париж” (2008) и “Китайская головоломка” (2013).

Иногда его противопоставляют режиссерам “новой волны” и причисляют к традиционному “папиному кино”, но он говорит, что традиция – его сознательный выбор, а сам он себя ощущает как художник-фигуративист в мире побе-дившей абстракции. Но если приглядеться, это противопоставление не работает в полной мере. Ведь Клапиш играет на той же романтической ноте, которая во французском кино никогда не иссякала, как бы оно ни менялось стилистически.

Существенная разница в одном: Клапиш работает в эпоху, когда Франция стала частью европейского дома, мультикультурность – новой религией, а “сентиментальная география” – жанровым трендом. Как некогда Трюффо из фильма в фильм отслеживал этапы существования своего героя Антуана Дуанеля, которого играл Жан-Пьер Лео, так и Клапиш снял целый сериал о жизни молодого парижского писателя Ксавье. В его роли – любимый актер режиссера Ромен Дюрис.

Действие “Испанки” происходило в Барселоне, в студенческом общежитии, где кучковалась продвинутая молодежь со всей Европы и как бы на практике формировалась единая культура многонационального континента.

Во втором фильме под названием “Матрешки” (в российском прокате – “Красотки”) судьба заносила Ксавье в Санкт-Петербург. Помимо русских красоток, таких, как балерина Евгения Образцова, вокруг героя этих фильмов вращалось целое созвездие незаурядных девушек разных кровей: их играли англичанки Келли Рейли и Люси Гордон, француженки Жюдит Годреш, Одри Тоту, Сесиль де Франс.

Действие “Китайской головоломки” переносится в Нью-Йорк. Ксавье оказывается в эпицентре бурных событий: тут и нелегальная работа, и суррогатное отцовство (помощь подруге-лесбиянке), и встреча со старой пассией, которую он давным-давно любил и, как выясняется, не разлюбил.

Кадр из фильма “Китайская головоломка”
Кадр из фильма “Китайская головоломка”

В “Париже” героя Дюриса звали уже Пьером, он страдал загадочной болезнью сердца. В ожидании неминуемой и скорой смерти он не столько действовал, сколько наблюдал за другими персонажами, соединяя их разрозненные мелодии в симфонию большого города. И только его простоватая сестра Элиза (Жюльетт Бинош) – единственная проявляла к нему сочувствие. Все перечисленные актеры – персонажи этих романтических комедий, краеугольные “кирпичики” кинематографической вселенной Клапиша.

И вот мы встречаемся с режиссером в Париже.

– Для начала хочу спросить: случайно или просто ради экзотики в ваше творчество ворвалась русская тема?

– Вы имеете в виду “Матрешек”? Но это было для меня далеко не первое соприкосновение с Россией. Впервые я попал в вашу страну, когда мне было четырнадцать. Мой отец-физик работал в Дубне, это был 1975 год. И потом я снова оказался в Москве в 1992-м со своим первым фильмом. А потом уже в Питере в 2003-м, когда снимались “Матрешки”.

Я видел эволюцию страны: все так изменилось – от коммунистического до буржуазного уклада. Ленинград превратился в Санкт-Петербург. Всюду открылись ночные клубы, везде реклама модных брендов. Но Россия все равно сохранила свою душу.

Я люблю русских людей – именно потому, что они другие, чем европейцы.

– То есть они не европейцы?

– Наоборот. Прелесть Европы в разнообразии. Я снимал в разных городах, и мне было важно почувствовать их различие и сходство. Петербург после Барселоны возник логично, потому что он – часть Европы, а это фильм о Европе. Петербург более романтичен, чем Москва. Я видел в Питере много свадеб, и это всегда были мизансцены любви.

Париж тоже имеет романтический потенциал. Говорят, Париж – город любви, но Петербург является им в не меньшей степени. Оба города также связаны с балетом, вот почему в “Матрешках” появилась Евгения Образцова.

Русские люди хранят связь с историей: в Петербурге прошлое живет и в архитектуре, и в том духе романов Достоевского, который по сей день ощутим.

– В этих фильмах много героев, много разных историй, хотя в центре – один персонаж.

– Наверное, если бы действие происходило в девятнадцатом веке, все строилось бы вокруг одного героя, остальные создавали бы только фон. Но наше время многолико, полно горизонтальных и вертикальных связей, и потому нужен более объемный взгляд.

– Можно сказать, что вы снимаете фильмы про города? И они являются своеобразными символами?

– “Испанка” – символическое отражение утопической Европы. А “Он и она” – городская сказка о разобщенности, которая стала бичом нашего времени. В нем заключено большое противоречие. Чем больше мы все связаны в век технологий, тем более изолированы. У всех у нас существует проблема отношений с реальностью. Мы принимаем виртуальное общение за подлинное, не осознаем, что наши “друзья” по фейсбуку и инстаграмму – это фейки. Такие же фейки, как fake news в политике, сопровождают нас в частной жизни, в дружбе, в любви.

– Вы считаете, что это главная проблема для обитателей такого города, как Париж?

– Есть и другие. Например, парижане – с одной стороны, очень демократичны, с другой – страшные снобы, и нередко это оборачивается ксенофобией и расизмом. Но к этой теме я лишь собираюсь подступиться в одном из своих будущих фильмов. И скорее всего, это будет комедия. Пока же я следую традиции интимных сюжетов, идущей от классической французской литературы.

Такие гении, как Флобер и Пруст, доказали, как интересно и увлекательно можно рассказать о “неинтересных людях”. Возьмите “Мадам Бовари”. И не говорите, что это социальный роман. Пруст описывает на ста страницах подготовку к любовному свиданию – и оторваться невозможно.

– Скажите немного об актерах, играющих главные роли в фильме “Он и она” – Франсуа Сивиле и Ане Жирардо.

– Это двое отличных молодых исполнителей, способных с равной убедительностью играть драму и комедию. Они наверняка станут звездами, вот увидите.

Андрей ПЛАХОВ

«Экран и сцена»
№ 10 за 2020 год.