Зримые письма

Фото Т.КУЧАРИНОЙ
Фото Т.КУЧАРИНОЙ

В конкурсную программу “Золотой Маски” вошел среди прочего спектакль Дмитрия Волкострелова “Пермские боги” – совместный проект пермского Театра-Театра и пермской художественной галереи. Год назад “Пермские боги” были показаны в рамках проекта Theatrum, инициированного Институтом театра (образовательной программой “Золотой Маски”), собравшим наиболее интересные театральные действа, созданные на базе российских музеев. Тема исторической памяти возникает последнее время в театре все чаще, именно с ней работает новый спектакль Ярославского театра драмы имени Федора Волкова – “Письма Первой мировой”.

Сценическое исследование трагедии, некогда опрокинувшей несметное множество жизней, базируется на документах. В основу драматургической композиции, созданной Светланой Гиршон, положены подлинные письма ярославцев – участников Первой мировой войны и фотографии из собрания местного Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (автор идеи спектакля – искусствовед, заместитель директора музея по научной работе Светлана Блажевская).

Первую мировую до наступления Второй мировой называли Великой войной. Кстати сказать, именно так был озаглавлен спектакль голландской труппы “Отель Модерн”, показанный на фестивале NET в 2009 году. Выстроенный по законам визуального театра, он также основывался на письмах с фронта, звучащих за кадром.

Для своего спектакля “Письма Первой мировой” молодой режиссер и актер Сергей Карпов выбрал жанр иммерсивного театра, разделив зрителей на четыре “отряда”. Каждый из них вместе с проводником в военной форме шаг за шагом погружается в атмосферу событий Первой мировой, одновременно перемещаясь по всему пространству театра. Тщательный подбор предметов быта, точное историческое оформление “спектакля без стен” осуществила хранитель фондов театра Ирина Козлова.

В прологе зрители оказываются в Большом фойе – на городской площади Ярославля. Их встречает исполнительница романсов Наталья Асанкина. Рядом вертится бойкая гимназистка, зачитывающая хронику событий из газет (Елена–Ярослава Мазо). Зрители радостно покупают пирожки, яблочки и леденцы у обаятельной торговки (Евгения Долгова). В начале войны – не только в России, но и во всем мире – грядущее виделось как кратковременное сражение. Отсюда легкомыслие, предвкушение быстрого окончания военных действий, его отыгрывает сама публика.

Зрители побывают в доме ярославской семьи (Малое фойе), где квартирует веселый курсант Анатолий Лохвицкий (Михаил Емельянов), и в мобилизационном пункте по отправке на фронт. Постепенно интонации исполнителей и всего спектакля меняются, становясь все сдержаннее и трагичнее. Публика попадает в окопы передовой, спускаясь в подвал театра, ведомая проводником. Драматична сцена, в которой звучит безысходное в своей лаконичности формулировок письмо балтийского матроса Грини Бугрова (Кирилл Деришев) родителям в Ярославскую губернию: “Если жив буду, напишу. А если убьют, вас известят”. Под стать и горестный родительский ответ.

Многонаселенный спектакль технически непрост. Зрители, погружаясь в тщательно созданную атмосферу, сосредоточенно реагируют, превращаясь из отрешенных наблюдателей в очевидцев и соучастников событий. Эпизод “письма из германского плена” режиссер поместил под сценический круг, совсем рядом с его механизмом, зрители видят застенок через решетчатое ограждение. Офицер (Семен Иванов) и солдат (Илья Коврижных) рассуждают о жестоком быте в плену, не надеясь выжить; каждая строка их писем сдержанно рассказывает о военном аде.

Из вопроса раненого солдата в госпитале “Кому какой предел положен?”, обращенного к сестре милосердия, проступает тема безнравственности войны. Истовость писем с фронта с их рассуждениями о духовном и животном в человеке вызывает абсолютное сопереживание происходящему.

В финале звучит мужской хор – известная песня “Когда я буду на войне”. А завершает все отчаянный танец жен и невест.

Игорь Акимов, научный сотрудник ярославского Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, автор и составитель недавно вышедшей книги “Русские письма Первой мировой войны” говорит: “Без пафоса и политики люди пишут о самых простых вещах, но за бытовыми деталями черной тенью вырастает трагедия целого поколения”.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 6 за 2020 год.