Наша прекрасная Саша

Александра Назарова блестяще окончила в 1961 году актерский курс под руководством замечательного педагога Бориса Вольфовича Зона в Лениградском театральном институте имени А.Н.Островского, позже ЛГИТМИКе. Остроумная, смешная, наделенная поразительной органикой студентка покорила институт. Была любимицей преподавателей. Ее родители – актеры ленинградского Нового театра (затем Театра Ленсовета) – Александра Матвеева и Иван Назаров пережили войну, эвакуацию, голод. Им не хотелось, чтобы их Саша становилась актрисой. Но – как всегда бывает в таких случаях, творческая энергия и страстное желание дочери победили.

Саша грезила работать с Анатолием Эфросом. И буквально рванула в Москву после заметной роли, еще в студенчестве, в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1961). Ее Надя Бармина, подружка главной героини, стала «подружкой» для многих тысяч девчонок-старшеклассниц. Выпускница ЛГИТМиКа встретилась со своей мечтой, режиссером Анатолием Эфросом, в Центральном детском театре, где проработала три года. Когда Анатолию Васильевичу предложили другой театр – имени Ленинского Комсомола, оказаться в нем актрисе не посчастливилось.

На следующие пятьдесят лет родным стал Московский драматический театр имени М.Н.Ермоловой. Здесь Александрой Назаровой сыграно около 40 ролей. Слава пришла к ней в шестидесятых после спектакля «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона, поставленного Александром Шатриным, где она сыграла роль слепоглухой девочки Элен Келлер. В 1967 году актриса получила еще одну главную роль – Софьи Перовской в одноименной картине Лео Арнштама. В фильмографии Александры Назаровой почти сто работ.

В Ермоловском театре она сыграла Нину в «Старшем сыне» в постановке Владимира Андреева, Бальзаминову в «Женитьбе Бальзаминова», Мерчуткину в «Свадьбе. Юбилее» в режиссуре Алексея Левинского. В трудное время раздела театра Александра Назарова оставалась верна прежде всего сцене и партнерам.

В ней, как она сама, смеясь, утверждала, всегда присутствовал «детский идиотизм». Да! В переводе на взрослый язык – искренность, открытость. Даже когда она вполне тактично комментировала пластические операции некоторых коллег: «А кто же тогда будет старух-бабушек играть?!». Сама она стала любимейшей экранной бабушкой в телесериале «Моя прекрасная няня». Александра Назарова замечательно озвучивала мультфильмы, и отечественные, и голливудские. С ней любили работать выдающиеся режиссеры театра и кино, режиссеры дубляжа. Экстрасенс Ода Мэй Браун в исполнении Вуди Голдберг в фильме Джерри Цукера «Привидение» (1990) говорила голосом Назаровой. Как отметил сам Цукер, картина была интонирована великолепно, «в точку», под Голдберг.

Маму Александры Назаровой тоже звали Александрой, и внучку нарекли этим именем. Так хотел Митя, Сашин сын. Пусть голоса ушедших поддержат судьбу младшей Сашеньки. В наших телефонах при звонке Саши Назаровой звучал родной голос: «Привет, ангел мой! Это я!». Звучит и сейчас.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
Август 2019 года.

Print Friendly, PDF & Email