Под зеленым небом

• Кадр из фильма “Оз: Великий и Ужасный”Джон Рональд Толкиен, серьезный профессор, добрый английский дедушка и просто очень хороший сказочник, когда-то сказал, что придумать зеленое солнце проще простого – куда сложнее создать мир под самим зеленым светилом. Ничуть не легче в этот мир поверить. Идеальной формулы соотношения магического и реального, взрослого и детского пока что, увы, так и не изобрели. Вот и приходится несчастным сказочникам каждый раз заново изобретать всевозможные способы попадания в волшебный мир. И, к сожалению, не каждый из этих способов оказывается успешным.
Фильмография режиссера Сэма Рэйми, на первый взгляд, к созданию сказочных проектов располагает мало: «Зловещие мертвецы» как основная марка этого мастера хоррора, «ужасы» и «триллер» – в излюбленных жанрах, и прочая мертвечина на закуску. Но в одном списке с проклятиями и полтергейстами уживается и самый крупный и кассовый проект Рэйми – трилогия о Человеке-Пауке. Ведь история Питера Паркера – тоже своего рода маленькая фэнтези-вселенная. Хоть и базирующаяся на мире реальном и привычном, это все та же сказка, где главный герой, даже перейдя на сторону зла, в финале обязательно исправится.
В случае с картиной «Оз: Великий и Ужасный» история в чем-то повторяется: за плечами Рэйми четырнадцать книг знаменитого американского писателя Фрэнка Баума, несколько экранизаций и обширное поле для маневров. Начинать историю можно с любой точки, осветить каждого персонажа – мир под зеленым солнцем уже придуман, отполирован до зеркального блеска (и готов к использованию). И режиссер решает выбрать начало начал, снимая фильм о событиях, происходящих еще до первой книги писателя.
Оскар Диггс – ловкий фокусник в бродячем цирке, пройдоха и жулик по жизни. У этого бабника за пазухой всегда найдется трюк-другой для очередной хорошенькой зрительницы или для недовольных обличителей его «таланта». Но против природы фокусы бессильны, и по воле страшного урагана Оскар оказывается в стране Оз, где небо голубее, трава зеленее, ведьмы удивительно красивы, и все жители очень и очень честные. Как уж тут устоять перед соблазном и не назваться Великим и Ужасным волшебником Озом. В особенности, когда Оскар так удачно подходит под все приметы Великого.
В сказке – настоящей детской сказке – простые и яркие не только цвета, но и эмоции, а также выписанные единым штрихом и зачастую очень прямолинейные герои. Страна Оз не исключение, и на фоне громких слов и больших свержений сам Оскар начинает промышлять уже не мелкими фокусами, а врать по-крупному. Походя охмуряет встретившуюся ему на пути ведьму Теодору, также невзначай соглашается спасти Оз от всех бед, с радостью купается в горах золота. И лишь затем понимает, что за свой обман ему рано или поздно придется расплачиваться. И все бы ничего в этой сделанной по традиционным сказочным лекалам истории, если бы режиссер не начал повторять ошибки своего героя, путая мелкое жульничество с крупным обманом иллюзиониста.
«Великий и Ужасный» слишком внимателен к неоднозначным деталям для детского фильма и слишком неаккуратен с отсутствием подтекста для фильма взрослого. Черно-белый пролог и грим злой колдуньи выступают как удачная отсылка к фильму 1939 года и отдельная радость для киноманов. 3D технология в буквальном смысле открывает двери из мира реального прямиком в сказку – и здесь не останутся разочарованными уже зрители всех возрастов. Но еще один сказочный прием – явная перекличка персонажей выдуманных и реальных – почему-то постепенно сходит на нет, едва начавшись. Добрая Глинда – одно лицо с настоящей любовью Диггса из черно-белой реальности, а обезьянка Финли из Оза – подозрительно напоминает его помощника из цирка. Подобные сравнения остаются на уровне фактов и озвучивания ролей одними и теми же актерами, оставляя за бортом полуразвалившейся концепции всех остальных персонажей.
Любопытный зритель так никогда и не узнает, почему злой оказывается именно эта сестра, а не другая, зачем кому-то надо править Изумрудным городом, и откуда в самом Оскаре эта тяга к обману и недоверие к людям. Двойного дна, глубоких характеров и прочего бэкграунда здесь попросту нет – все замещает красочное цифровое царство страны Оз. Источник: novostnoj.info Обман остается обманом. Редкие вкрапления взрослых шуток и постоянные заигрывания главного героя-бабника нацелены на аудиторию постарше. А простые противопоставления доброй и светлой Глинды зеленой (это все от зависти) злой волшебнице явно созданы для маленьких зрителей. Они, без сомнения, останутся довольны Озом. Если не уснут от далеко не детского хронометража.
Идеальная формула из магического и реального, к сожалению, в итоге так и не сложилась, и сказка осталась лишь иллюзией красивого мира под зеленым солнцем. Но, кстати, об иллюзиях – с одним реверансом Великому Сэм Рэйми справился как нельзя лучше. А как иначе: где как не в фильме о трюках и обмане зрения можно лучше всего передать иллюзорность самого кинематографа.
 
Вероника ЧУГУНКИНА
«Экран и сцена» № 5 за 2013 год.

Print Friendly, PDF & Email