Прочитав на афише название – “Домашняя елка” Бродячего театра, какой-нибудь скептик заворчит: типичный оксюморон! Артисты без пристанища обещают семейный уют, разве это возможно? Дружная и талантливая компания: режиссер Полина Стружкова, художник Катерина Королева, артисты Надежда Лумпова и Александр Орав, устроившие на каникулах свою затею с помощью проекта “Театральное дело” и творческого центра “Среда”, наглядно доказали: дом – это не HOUSE, а HOME (не “жилище”, но “родной очаг“). На Страстном бульваре, во флигеле Научной библиотеки СТД, дети и родители с порога попадали в атмосферу домашнего праздника, абсолютно лишенную суеты и спешки. Действующими лицами оказывались сами зрители. Вначале, вооружившись фломастерами, они рисовали картинки на картонных звездах, затем сами прикрепляли свои произведения на стены. Таким образом, ребятня участвовала в оформлении будущего действа.
Но и тогда, когда начался спектакль, сцена и зал жили общей жизнью. В игровом пространстве рядом с чудесной, нарядной елкой разместились чемоданы, да и каждому зрителю вручили маленький именной бумажный чемоданчик. Действо состояло из путешествия, и дети могли полетать на картонном воздушном шаре, или поплавать на кораблике, укрыться от дождя под разноцветными зонтиками. Увлекательное представление по жанру напоминало сторителлинг. Детали костюмов персонажей сочинялись из подручных средств, казались найденными на антресолях квартиры (вроде старенькой, видавшей виды шубки у Козочки). Сама подача текста оказалась как будто лишена театральности. Так взрослые читают сказки детям, чуть расцвечивая рассказ показом характера героя. Но важнее сюжета – общая игра, включавшая викторину. Один из главных вопросов: куда едем? Подсказка – маленький флажок. И не столь важно, сам ли ребенок ответит на вопрос или его мама. Из Норвегии в Голландию, а оттуда в Англию. Очередная сказка сопровождалась вручением маленького подарка. К финалу у каждого зрителя в чемоданчике прибавлялись леденцы и шоколадки, игрушечные олени и изящные бумажные тюльпанчики.
Какой же праздник без угощения? В соседней комнате помещалось кафе, где детям предлагали какао или сок, родителям – глинтвейн, а к нему английский пудинг. Посетители имели возможность принять участие в художественной программе: любящие выступать читали стихи и пели песни.
“Елка” и в самом деле оказалась домашней, и дети, и взрослые ощущали персональное внимание. Вот почему некоторые юные зрители перед уходом подходили к хозяевам, чтобы угостить их конфетой из своей сумочки – знак благодарности и симпатии. По лицам создателей было видно: эту “Елку” они делали не только для публики, но и для собственного удовольствия. Таким и должен быть театр для детей.