Не стало Киры МУРАТОВОЙ

Кира МУРАТОВАОна была и останется в нашем авторском кино и в кино вообще – режиссером «отдельным». Она штучная, ни на кого не похожая, вне киномоды, открывшая собственный киноязык, погруженная в самовыражение, создавшая свое художественное пространство. И целый мир. Такой странный, такой страстный, такой исповедальный, порой мрачноватый, порой нелепый. Этот мир будет существовать на экране. И не перестанет притягивать. Его не разрушить, как когда-то пытались сделать те, кому он был чужд, в чьем сознании не укладывался. Этот мир целен и бесценен. Бесценны и ее герои – ранимые, мечтательные, чудаковатые, великодушные. Чувствительные.
Черно-белый «Настройщик», несмотря на мошенничество, обман, неприятности в центре сюжета, обрушившиеся на двух немолодых простодушных дам, получился прозрачным. И хрупким. Ведь как легко, оказывается, разрушить доверие. Так же легко, как подменить фарфоровую чашку на пластиковую – всего лишь ловкость рук…
Она прошла через тернии и самого кинопроцесса, и полочной судьбы своих картин. Что ни фильм – то преодоление. «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Среди серых камней», «Астенический синдром», «Познавая белый свет»…
Кто-то принимал ее фильмы взахлеб, кого-то они отталкивали. Но ни одного проходного. Просто они другие. Муратовские.

Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»
июнь 2018 года.