НАГРАДЫ 48-ГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ В КАРЛОВЫХ ВАРАХ
Гран-при «Хрустальный глобус» – фильму «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ» Яноша Саса (Венгрия/Германия/Австрия/Франция).
Специальный приз жюри – фильму «ПОЛЕ В АНГЛИИ» Бена Уитли (Великобритания).
Приз за лучшую режиссуру – ЯНУ ХРЖЕБЕЙКУ («Медовый месяц», Чехия/Словакия).
Приз за лучшую женскую роль – актерскому ансамблю фильма «Синяя птица» (режиссер Ланс Эдмандс, США/Швеция): ЭМИ МОРТОН, ЛУИЗЕ КРАУЗЕ, ЭМИЛИ МИДИ, МАРГО МАРТИНДЕЙЛ.
Приз за лучшую мужскую роль – ОЛАФУРУ ДАРИ ОЛАФФСОНУ («XL», режиссер Мартейн Торссон, Исландия).
Специальное упоминание – фильму «ПАПУША» (режиссеры Иоанна и Кшиштоф Кос-Краузе, Польша).
Приз жюри ФИПРЕССИ – фильму «СТЫД», режиссер Юсуп Разыков (Россия).
Приз за лучший документальный фильм – «ТРУБА» режиссера Виталия Манского (Россия/Германия/Чехия).
Приз программы «К Востоку от Запада» – фильму «ПЛАВАЮЩИЕ НЕБОСКРЕБЫ» Томаша Василевски (Польша)..
Карловарский фестиваль отличается идеальной атмосферой: спокойной и живой, в меру деловитой и в то же время расслабляющей. Не потому ли он стал самым популярным летним кинособытием для профессионалов, включая Variety? В этом году главный журнал по кинобизнесу составил список десяти перспективных восточно-европейских режиссеров, и к их фильмам было приковано повышенное внимание. За последние десять-пятнадцать лет фестиваль последовательно расширял сферу своего влияния и в результате стал ключевой бизнес-площадкой для кинематографий Центральной и Восточной Европы. Им посвящена специальная конкурсная программа «К Востоку от Запада», но и в других, включая главный конкурс, фильмы региона занимают почетное место..
Здесь на просмотрах почти всегда аншлаги. В этом году их посетило 128 000 зрителей только по купленным билетам: весьма солидная цифра для небольшого курортного города, но объяснимая тем, что киноманы съезжаются сюда со всей страны по льготным тарифам проезда, аккредитации и поселения. Повсюду перед входом в кинозалы можно видеть группы молодых людей с рюкзаками и айпадами: в специально отгороженных «загонах» они покорно ждут начала сеанса в надежде занять свободные места..
Большое количество ретроспектив, программы, посвященные чешскому кино, и секция «Горизонты», где представлены главные арт-хиты сезона, не заслоняют концептуальной части фестиваля – амбициозных конкурсов игровых и документальных работ, программ «Форум независимых» и «Другой взгляд»..
Главный игровой конгкурс состоял почти целиком из европейских фильмов, и в этом был свой смысл. От картины к картине вырисовывалась реальность новой Европы, как западной, так и восточной, где до неприличия выросла пропасть между богачами и аутсайдерами общества, где дискредитировали себя крупные корпорации и банки, а политики и церковные деятели превратились в персонажей комикса. Не случайно по оценкам критиков на первое место вышла итальянская политическая сатира «Да здравствует свобода» Роберто Андо. О том, как впавшего в депрессию лидера левой оппозиции товарищи по партии подменили его харизматичным братом – и дела захиревшей было партии пошли отлично. Но, увы, сказка быстро кончается, а реальность опять вступает в свои права.
.
В центре исландской картины «XL» Мартейна Торссона – антиэстетичный толстяк, занимающий высокий политический пост, преследуемый алкогольными демонами и демонстрирующий все стадии морального и физического распада. Играющий главного героя Олафур Дари Олаффсон признан лучшим актером фестиваля..
Не менее выразительный герой (к тому же не вымышленный, а подлинный) – в снятой по мотивам криминальной хроники франко-бельгийской драме «11.6» Филиппа Годо. После десяти лет примерной работы инкассатор Тони Мюзюлен уходит в отрыв и самым изощренным образом уводит из банка несколько миллионов евро. Бунт Мюзюлена – это протест против униженности и социальной иерархии, но это еще и наказание зажравшимся банкирам, которых герой фильма оставил в дураках..
А вот в картине хорвата Винко Бресана «Дети священника» молодой католический служитель культа, попав на работу в деревню, где что ни день похороны, а молодежь не рожает, находит оригинальный способ поправить демографическую ситуацию. С легкой руки священника деревенский киоск начинает торговать проколотыми презервативами. Хотя юмор такого рода выглядит совсем незамысловатым, фестивальная публика с восторгом приняла этот фильм, где сатирические стрелы направлены еще на одну влиятельную институцию – церковь..
Единственный американский фильм конкурсной программы – «Синяя птица» Ланса Эдмандса – хоть и был награжден призом за женский актерский ансамбль, оказался в стороне от главного сюжета фестиваля. Это камерная драма из жизни глубокой провинции, где, кажется, ничего не происходит, но за углом прячутся черти. В школьном автобусе, развозящем детей, едва не погибает от холода ненароком забытый мальчик. Виновата женщина, сидевшая за рулем и не проверившая салон автобуса после рейса, но помимо нее, в круговерть драматических событий оказываются вовлечены другие члены замк-нутого сообщества, нарушен хрупкий баланс их совместного существования..
Лучшей картиной конкурса стала «Толстая тетрадь» венгра Яноша Саса: ей справедливо присужден главный приз «Хрустальный глобус». На первый взгляд, эта экранизация романа Аготы Кристоф лишена актуальности: она повествует о событиях Второй мировой войны, увиденных глазами тринадцатилетних мальчиков-близнецов, разлученных с родителями и вывезенных в деревню к бабке-алкоголичке. Но прекрасная литературная основа, умноженная на кинематографичность режиссерского зрения, позволяет этому сюжету вырасти в метафору современного мира, который рождался именно в годы последней глобальной войны. Главная характеристика этого мира – распад империй. Венгрия была примкнувшим к гитлеровской Германии осколком Австро-Венгерской империи, потом стала частью империи советской. Маленькая страна была инфицирована сначала нацизмом, потом коммунизмом: советский танк становится символом освобождения от прежнего, но и начала нового насилия. Герои-близнецы проходят через цепь испытаний и учатся противостоять злу – но для этого надо стать «сверхчеловеком», террористом, научиться убивать. На исходе войны близнецы оказываются по разную сторону границы, и это еще одна метафора разделенной Европы, восточная часть которой страдает от последствий этого раздела до сих пор..
От России в карловарском конкурсе участвовал фильм «Стыд» Юсупа Разыкова о женах моряков-подводников. Он награжден призом ФИПРЕССИ. Всего же в программах фестиваля было представлено восемь российских картин, а самой успешной оказалась «Труба» Виталия Манского, выигравшая конкурс полнометражных документальных работ. Авторы прослеживают «жизнь на трубе», совершая путешествие с камерой от Уренгоя до Чехии и Германии. Выясняется, что драгоценный газ прокачивается мимо тех, кто должен бы уже давно озолотиться (это касается прежде всего российской глубинки), что на Украине из экономии «вечный огонь» зажигают только по праздникам, зато чешский крематорий на российском газе работает исправно..
Еще одним фильмом, имеющим отношение к России и ее культуре, стал «Параджанов», показанный в программе «К Востоку от Запада» и представлявший Украину. Удачей можно смело назвать выбор исполнителя главной роли – это живущий во Франции армянский актер-режиссер Серж Аведикян, имеющий со своим героем и внешнее, и внутреннее сходство. В фильме (его сорежиссерами стали сам Аведикян и Елена Фетисова) много забавных эпизодов, включая визит в тбилисский параджановский дом Марчелло Мастроянни. Даже драматические киевские эпизоды и сцены в зоне сняты «под лубок» – и это правильное решение, хотя и недостаточно последовательно проведенное. Впрочем, Параджанов был такой «человек-оркестр», что о нем можно, не повторяясь, снять с десяток разных фильмов – и каждый раз будет интересно.
Елена ПЛАХОВА
«Экран и сцена» № 14 за 2013 год.