Со сцены – на экран

Кадр из фильма “Большой”В Большом прошла премьера “Большого”, фильма Валерия Тодоровского. Фильма не столько о самом Большом театре, сколько о жизни в балете, о пути к мечте, о взлетах и падениях на этом пути, о переживаниях, страстях, драмах, самоотречении.

Процесс создания фильма долгое время был покрыт тайной. Подробности сюжета не раскрывались. И только в предпремьерных рекламных роликах мы увидели действующих лиц и исполнителей.

Премьере предшествовала пресс-конференция. Рассказывает режиссер Валерий Тодоровский:

– Я никогда не был балетоманом. Всегда смотрел на балет, как на что-то невероятное, очень далекое от меня, далекое от реальной жизни. Но в какой-то момент, оказавшись на спектакле, понял, что для меня как для кинематографиста очень привлекательны абсолютная красота, чудо, которое художники несут из поколения в поколение. Я осознавал, что за всем этим стоят не только свои трудности, свои жертвы, но целый мир. Мне захотелось в него войти, рассказать о нем. Писали сценарий, потом откладывали, потом снова возвращались. Но когда после переговоров с продюсером Антоном Златопольским появилась возможность осуществить задуманное, вдруг испугался – слишком большая фактура, слишком огромный мир, и понимаю ли я его настолько, чтобы рассказать о нем. Но уже были какие-то обязательства, уже собрали команду, уже я ходил в Большой театр и разговаривал с людьми. И чем больше я в это входил, тем больше меня засасывало…

У меня нет детских воспоминаний о том, как я попал маленьким на “Щелкунчик”, вышел после спектакля и сказал: “Вырасту и сниму об этом фильм”. Такого не было. А было потихоньку, шаг за шагом, увлечение этим миром. И вот теперь, когда фильм уже снят, могу произнести: “Да, я люблю балет! Я начал его понимать”.

Не думаю, что у кого-то может сложиться легко и просто с Большим театром. Это мир, которому глобально никто не нужен. Самодостаточная вселенная. Тебя здесь сразу воспринимают как потенциальную головную боль. И когда я смог донести, что наш фильм не про интриги, не про разоблачение, что мы пришли сюда, чтобы рассказать про балет, про людей, которые в нем живут, нас сразу приняли и пустили в Большой снимать.

Я хотел сделать кинороман. Вместить в два часа много всего. Героини проживают три возраста, историю дружбы – она возникает, потом распадается, рассказать историю взросления, обретения профессии. Конечно же, хотел, чтобы это были неоднозначные персонажи, чтобы они проживали неоднозначную жизнь. Это роман, маленький роман про людей, которые приходят в балетный мир – прекрасный и ужасный, где есть страдания и счастье, предательство и прощение. Приходят, чтобы, может быть, один раз в жизни постоять десять минут на этой сцене.

Вот теперь я могу сказать своему папе, которого уже нет: “Я стоял на сцене Большого театра”.

 

По признанию режиссера, для экранной версии ему пришлось жестоко обойтись с отснятым материалом, многое отсечь. Но будет сделана телевизионная версия, в нее, возможно, войдет все. Сложно проходил подбор исполнителей. Сразу стало понятно – драматические актеры сыграть главные роли не смогут: какими бы пластичными они ни были, у них не получится одновременно выяснять отношения и поднимать ногу (Тодоровский руками пытался показать балетную растяжку). Шли поиски среди молодых артистов балета. Выбрали Маргариту Симонову из Варшавы, Анну Исаеву из Москвы, Андрея Сорокина из Екатеринбурга.

Оператор “Большого” – Сергей Михальчук. С Валерием Тодоровским он снимал фильмы “Мой сводный брат Франкенштей” и “Любовник”. За “Любовника” заслужил приз международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую операторскую работу. А за картину “Под электрическими облаками” Алексея Германа-мл. ему присудили на Берлинале “Серебряного медведя” “за выдающиеся художественные достижения”. Но лично приехать за “Медведем” Михальчук не смог – начались съемки “Большого”.

Вероника САРКИСОВА

Кадр из фильма “Большой”
«Экран и сцена»
№ 8 за 2017 год.