Призрак феминизма

4-1_15“Охотники за привидениями”. Режиссер Пол Фиг.

Фильму Айвена Райтмана “Охотники за привидениями” больше тридцати лет, но о том, чтобы его забыли, и речи быть не может. И почти каждый, кто охотился с пылесосом за осточертевшими комарами, непременно напевал при этом знаменитую мелодию Рэя Паркера, способную привязаться еще сильнее, чем комар.

А теперь напевать ее будет действительно каждый, поскольку в прокат вышел фильм “Охотники за привидениями” Пола Фига. Мелодия осталась прежней, завязка – тоже, но перемен в сюжете слишком много, чтобы называть картину Фига продолжением картины Райтмана.

Конечно, Пол Фиг относится к первоисточнику с большим уважением – цитирует, воссоздает атмосферу и тем самым буквально подталкивает еще раз пересмотреть первую картину и ее продолжение, вышедшее в 1989-м. Там прозвучала фраза, что в 2016 году наступит конец света – и это удачно совпало с премьерой картины Фига.

На третью часть приключений охотников за привидениями продюсер Дэн Эйкройд (он же исполнитель роли Питера) нацелился почти сразу после выхода второй, но от замысла до реализации прошло больше времени, чем хотелось. Отчасти потому, что было слишком много вариантов развития сюжета, но ни один не подходил.

Были идеи и создать новую команду охотников, в которую вошли бы более молодые люди, и разбавить мужскую компанию охотницами-девушками. Но столь радикальных изменений, как получилось в результате, не предполагалось. Тем не менее, старая команда принимает в реконструкции франшизы весьма активное участие.

Дэн Эйкройд по-прежнему в списке продюсеров и к тому же снялся в маленькой роли таксиста – он даже во время полного привиденческого разгула сохраняет невозмутимость. Айвен Райтман – среди сценаристов. А Билл Мюррей играет профессора, который не верит в призраков, но темой этой очень интересуется, и тем самым мешает развиваться главному делу героев картины.

Точнее, героинь – ведь охотниками за привидениями в фильме Пола Фига стали женщины. Образ девушки, сильной и смешной одновременно, попадающей в сверхнелепые ситуации, но при этом милой и обаятельной, внутренне свободной и не отказывающей себе в том, что ей нравится, Фигу удается хорошо. И в этом случае тоже удался – в четырех экземплярах.

“Охотники за привидениями” – комедия, не претендующая на глубину, сделанная исключительно для того, чтобы повеселиться (и отлично со своей задачей справляется), поэтому у сценаристов и режиссера могло возникнуть искушение разделить героинь по характерам, как мушкетеров или как персонажей “Секса в большом городе”. Но нет, Эрин, Эбби, Патти и Хольцман ведут себя так, как им заблагорассудится, и никак не складываются в единый паззл или пособие по грамотному командообразованию.

Одна из них говорит реже остальных, одна кокетничает больше остальных, две полненькие, две худенькие – не более того. Их соединение в группу охотников или, как они сами себя пытаются называть, Центр метафизических исследований, столь же забавно и нелепо, как и они сами, разве что все четыре девушки считают своим долгом уничтожить всех призраков, которые вознамерились захватить Нью-Йорк.

Первым таким призраком становится аристократка-убийца: ее заперли в подвале собственного особняка и продержали там ровно столько, сколько было нужно, чтобы она вырвалась оттуда в ярко-голубом сиянии, заставив описаться экскурсовода, обычно рассказывавшего о ее злодеяниях посетителям.

О бесчинствах призрака тут же доложат преподавательнице Колумбийского университета Эрин (Кристин Уиг), которая когда-то написала вместе с приятельницей Эбби книгу о паранормальных явлениях, но потом одумалась и начала рассказывать студентам о физических законах. Опасаясь, что о книге узнает начальство, Эрин отправляется к Эбби, чтобы та убрала из интернета их совместное творение, однако, в конце концов, тайное становится явным, с университетом приходится расстаться, и Эрин скрепя сердце присоединяется к Эбби и ее новой подруге, инженеру Хольцман (Кейт Маккиннон).

Четвертой в их команде станет Патти (Лесли Джонс), сотрудница нью-йоркского метрополитена; она увидит в подземке привидение и решит присоединиться к клубу охотниц.

Пол Фиг уже работал с Уиг и Маккарти в нескольких фильмах (“Шпион”, “Девичник в Вегасе”) и знает все их сильные черты. Потому Эбби отпускает грубоватые шуточки и страшно страдает из-за того, что сотрудник доставки фастфуда постоянно приносит ей не щедрую порцию пельменей или морепродуктов, как было обещано, а всего один жалкий пельмешек, плавающий в бульоне, или тощую креветку, потонувшую в соусе. Эрин же не может спокойно пройти мимо симпатичного мужчины, чтобы не включить свои завлекательные уловки, причем все сразу.

Лесли Джонс и Кейт Маккиннон тоже из породы женщин-комиков, они работали в шоу Saturday Night Live. Патти в четверке досталась политкорректная функция темнокожей: для работы команды она делает не так уж много, разве что знает кое-какие сведения о Нью-Йорке, и Лесли Джонс честно играет веселую боевую негритянку, слегка теряясь на фоне остальных, потому что они все боевые и веселые.

А вот Кейт Маккиннон, несмотря на то, что слов ей написали не так много, периодически перетягивает внимание на себя жестами, гримасами и очень органичным – почти на уровне животного – существованием в кадре.

Всем этим женщинам абсолютно не надо доказывать самим себе, что то, что они делают, имеет право на существование. С другими героями фильма им, конечно, приходится бороться: к примеру, в мэрии им советуют приостановить охоту, чтобы не вызвать панику среди мирного населения, но девушки просто оставляют эти рекомендации без внимания.

А вот Полу Фигу из-за пропаганды феминизма пришлось пережить ряд неприятностей. Сама идея ремейка “Охотников за привидениями” вызвала колоссальное недовольство в интернете. Когда же на Youtube появился первый трейлер фильма, он собрал столько отрицательных отзывов, сколько не собирал ни один ролик за всю историю интернет-канала.

Комментариев о том, что “бабы все испортят” тоже было достаточно. Впрочем, их достаточно и сейчас, когда уже русскоязычные пользователи пишут отзывы о фильме. Поэтому Полу Фигу придется снять еще много фильмов для того, чтобы мировой мужской шовинизм еще чуть-чуть пошатнулся.

Воду на феминистскую мельницу режиссер и сценаристы льют не только тем, что делают женщин спасительницами Нью-Йорка и мира. В “Охотниках за привидениями” есть прелестный перевертыш – когда четверка снимает себе маленький офис над китайским рестораном и начинает искать секретаря, на должность приходит устраиваться Кевин (Крис Хемсворт), очень красивый, маскулинный по всем параметрам и невероятно глупый. Хемсворт весело играет юношу, который не может вразумительно ответить по телефону, участвует в турнире по вышибалам, любит танцевать и в целом служит скорее украшением офиса, а не сотрудником; и выглядит это сперва слегка неожиданно, а потом – абсолютно нормально.

Вторым главным мужчиной в жизни четверки охотниц станет уборщик отеля Роуэн (Нил Кейси, также участник шоу Saturday Night Live). Он мечтает разрушить границу между двумя мирами и населить Нью-Йорк привидениями. Кейси играет типичного неинтересного злодея-полуманьяка, однако даже жаль, что такого неинтересного – которого энергия комической четверки просто снесет и не оглянется.

“Охотники за привидениями” – фильм веселый, бодрый, и его сумбурность очень ему идет. И когда в финале все положительные герои танцуют под музыку диско, становится так хорошо, что хочется хохотать, кокетничать, есть пельмени, идти дружить с теми, кто нравится, и гнать от себя призраки несбывшихся надежд. То же самое придется делать и Полу Фигу – уже, к сожалению, ясно, что его фильм не окупится.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 15 за 2016 год.