Широта казанская

Сцена из спектакля “Дон Жуан”. Фото предоставлено фестивалемТеатрально-образовательный форум “Науруз” – главная фестивальная достопримечательность театральной Казани. Этот смотр сценических достижений тюркских стран и народов возник еще в конце 1980-х, сначала работал как передвижной фестиваль, меняя дислокации, потом прочно осел в Казани. Всё благодаря Театру имени Галиаскара Камала и его худруку Фариду Бикчантаеву, для которого “Науруз” – любимое детище. На балованного дитятю, как и полагается, не жалеют ни средств, ни сил. Инфраструктура смотра росла и усложнялась с каждым годом. На излете 2000-х стало ясно, что фестиваль лишь как серия показов, “выставка достижений” недостаточно плодотворен: чтобы достижения были, нужен неформальный обмен опытом, нужна учеба, знакомство с новыми идеями, методами и практиками, которых особенно не хватает национальным (в том числе, тюркским) театрам маленьких провинциальных городов. Так “Науруз” обрел дуальную структуру: по нечетным годам он работает как фестиваль лучших тюркоязычных спектаклей, а по четным превращается в образовательный форум. Состав гостей более чем представительный: творческие и административные сотрудники театров Татарстана, Башкирии, Якутии, Хакасии и других тюркских регионов России, примкнувшие к ним финно-угры из Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, гости из Казахстана и республик Центральной Азии.

На одну неделю Театр Камала и другие задействованные здания и площадки (форуму активно помогали местный университет и театр кукол) превратились в мощную театральную академию под стать лучшим творческим вузам страны. Главной темой IV форума организаторы объявили театральную педагогику, поэтому на особом, привилегированном положении находился мастер-класс Юрия Альшица. Ученик Анатолия Васильева, педагог с мировым именем в течение четырех дней наставлял начинающих преподавателей актерского мастерства. Речь шла о многом – и прежде всего, об опасности догматизма, пустой зубрежки, об искусстве передать актерские навыки не на словах, а действенно – в рамках тренинга, экзерсиса. Много внимания Альшиц посвятил важному вопросу соотношения частной линии роли с общей композицией спектакля, а система предложенных им упражнений была нацелена на самоосознание актером места в ансамбле и общей архитектуре постановки. По соседству волхвовал во всю мощь незаурядного темперамента Клаудио де Мальо, ректор академии Нико Пепе из итальянского города Удине. Синьор де Мальо преподавал семиотику и сценическую пластику итальянской комедии дель арте. Казалось бы, вполне факультативный материал для современного театра, тем более – тюркского национального. Однако надо было видеть, с какой горячностью подхватывали эти уроки молодые актеры из Казани, Уфы, Альметьевска, на глазах приобщаясь к благородным тайнам итальянского масочного театра, раскрепощаясь, обучаясь емким пластическим оценкам, тому, что принято именовать “языком тела”. Маститый казанский хореограф Наиль Ибрагимов учил приехавших на “Науруз” артистов секретам современного танца. Премьер Башкирского театра кукол Айрат Ахметшин – искусству работы с марионетками, тростевыми, перчаточными и планшетными куклами. Мастер-класс для художников провел лауреат “Золотой Маски” (за костюмы к спектаклю “Черноликие” уфимского Театра имени Гафури) Альберт Нестеров. И наконец, Ирина Автушенко из ГИТИСа занималась тренингом по сценической речи: нужно ли говорить, что далеко не все театры российской провинции могут позволить себе подобные необходимые занятия регулярно?

Не менее пресловутой сценречи актуален для российских театров и вопрос повышения менеджерской квалификации административного состава. Из Грузии был приглашен профессорский тандем Левана Хетагури и Юрия Мгебришвили, специалистов, широко востребованных как у себя на родине, так и в мире – от Китая до Голландии. Спектр вопросов, заданных им съехавшимися на “Науруз” директорами и начальниками отделов театров, тоже оказался огромен: от методов привлечения в залы молодого зрителя и правильного позиционирования театров в интернете до извечного “где найти гранты и как правильно оформить заявку?”. Со сквозной темой форума гармонировало содержание семинара казанского профессора Аделии Павловой “Театральный менеджмент как прикладная педагогика”: оказалось, переподготовку кадров можно проводить без отрыва от их профессиональных обязанностей, в рамках текущих проектов, стоит лишь все правильно организовать. Завлит Театра Камала Нияз Игламов, чью роль в подготовке форума трудно преувеличить, щедро делился собственным опытом в вопросах фестивального менеджмента. А не нуждающийся в представлении Олег Лоевский, куратор множества лабораторий в российской провинции, предельно внятно и лаконично сообщил аудитории с десяток простых и эффективных способов взорвать скучную рутину, взбодрить застоявшуюся труппу и заманить в театр новую публику.

Отдельная часть образовательной программы была отдана самым красноречивым представителям цеха – критикам и театроведам. Александр Вислов провел экспресс-практикум по жанрам театральной критики. Его занятия привлекли внимание не только приезжих завлитов, но и толпы молодых казанских журналистов, что вселяет веру в будущее татарской культурной прессы. Председатель экспертного совета “Золотой Маски” нынешнего года Алена Карась обобщила свои впечатления от просмотров в российских регионах и рассказывала, как трагические страницы недавней советской истории находят отклик в спектаклях режиссеров разных поколений, как болезненный исторический опыт преломляется в театральных произведениях, сочетающих публицистическую содержательность и художественное качество. Профессор ГИТИСа Анна Степанова говорила о проблеме героя в современном театре, демонстрируя на видео пространные фрагменты из столичных спектаклей (собравшиеся жадно смотрели), известный критик и куратор Кристина Матвиенко рассказывала о роли современной драматургии в расширении пространства творческого мышления на современной сцене. Директор-распорядитель премии “Арлекин” Марина Корнакова посвятила свои лекции проблемам детского театра, творческим и организационным.

На музыкальных мастер-классах можно было даже не учиться, а просто слушать и получать удовольствие. Тут звучали и татарские протяжные песни в исполнении казанца Рустама Маликова, и хакасское горловое пение Олега Чебодаева из абаканского театра “Читиген”, и якутский напев – тойук, виртуозно исполняемый ученицей легендарной Степаниды Борисовой – молодой красавицей Ириной Михайловой. Михайлова не только пела и учила всех желающих азам тойука, но и подробно рассказала о свежей премьере театра “Олонхо”, спектакле “Пионовая беседка”, где она играет главную роль. В этой работе постановщик Степанида Борисова смело сплавляла народный якутский вокал с традицией пекинской оперы.

Спектакли здесь, разумеется, не только пересказывались на словах. Два вечера подряд для гостей фестиваля и казанских зрителей свой спектакль “Бич божий” играл Национальный театр Будапешта. На форум приехал и худрук театра (а также автор спектакля) режиссер Аттила Виднянский. Один из главных героев пьесы “Властелин” венгерского классика начала XX века Миклоша Банфи, по мотивам которой создан “Бич божий”, тезка режиссера – вождь гуннов Аттила. Виднянский совмещает приемы условного и поэтического театра с густым этнографическим антуражем, отчасти аутентичным, отчасти, конечно, фантазийным. Зрители и актеры оказываются словно в параллельной реальности – там нет мобильных телефонов и кроссовок, фастфуда и утренних новостей, а бряцают самые настоящие мечи, звенит тетива настоящих луков, кипят варварские, ничем не сдержанные страсти. Отлично вышколенные венгерские актеры совмещают мастерство с мощным брутальным напором.

Другим гостем “Науруза” стал ведущий театральный педагог России Сергей Женовач. Когда-то кем-то по явному недоразумению назначенный “консерватором” Женовач решительно опроверг этот ярлык. На встрече со зрителями он недвусмыс-ленно пресек подаваемые кем-то из зала намеки на необходимость цензуры и даже вступился за ненормативную лексику на сцене, сославшись, в том числе, на авторитет своего учителя Петра Фоменко. Дав убедительный отпор ханжеству, Женовач перешел от слов к делу и представил своих студентов (актерско-режиссерский факультет ГИТИСа). Ребята сыграли очень любопытный учебный спектакль “Собачье сердце”, поставленный казанским уроженцем – студентом Айдаром Заббаровым.

Хозяева – Театр Камала – представили на суд гостей форума три недавних премьеры: “Ходжа Насреддин”, “Меня зовут Красный” и “Дон Жуан”. Именно “Дон Жуан” в постановке Фарида Бикчантаева показался самой заметной удачей в этом ряду. Выбор пьесы Мольера для репертуарной афиши татарского национального театра уже неожидан, как и стилистика спектакля, элегантного, сдержанного, приглушенно-меланхоличного, играемого в разреженной сценографии Сергея Скоморохова. К меланхолии Бикчантаев подмешивает и толику иронии: чего стоит мотив многоженства “собаки, турка” Дон Жуана в мусульманской Казани! Быть может, вовсе он и не собака, а всего лишь турок? Герой артиста Радика Бариева – неповзрослевший мальчик, вечный игрок, даже к деснице роковой статуи Командора он тянется с любопытством Почемучки. Режиссер не торопится осуждать героя за инфантилизм. Пока другие персонажи спектакля, закатив глаза и раскинув руки, мчатся по кругу (буквально!) в бессмысленной гонке за счастьем – кто за жалованьем, кто за любовью, этот Дон Жуан, “срывающий день”, кажется, один живет полной, настоящей жизнью, вызывающей хищную зависть обывателей.

“Дон Жуан” Бикчантаева сегодня – не единственный предмет гордости театральной Казани. Театр в Татарстане активно развивается при заметной поддержке местных властей. Воодушевлением, приподнятым настроем, радостной широтой планов казанцы щедро делились с коллегами – и это стало еще одним уроком “Науруза”.

Андрей ПРОНИН
Сцены из спектакля “Дон Жуан”. Фото предоставлены фестивалем
«Экран и сцена»
№ 13 за 2016 год.