В Москве в четвертый раз прошел благотворительный “Театральный марафон” в поддержку ветеранов сцены и кино. Он завершился 11 апреля “Щелкунчиком” театра Ленком. Марафон – акция фонда “Артист”, созданного по инициативе Евгения Миронова. Его учредителями, кроме Евгения Миронова, стали Мария Миронова, Игорь Верник и продюсер Наталья Шагинян-Нидэм. В течение месяца на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского, театра “Геликон-опера”, Московской Оперетты и многих других шли спектакли, средства от которых передавались в фонд.
В “Марафоне” участвовал и Театр имени Вл. Маяковского. Об этой акции рассказывают директор театра Леонид Ошарин и актриса Наталья Палагушкина.
Леонид ОШАРИН: С моей точки зрения, важно, чтобы благотворительность была целевой, а мы бы, в свою очередь, не сомневались, что наша помощь дошла до адресата.
– Как ваш театр помогает артистам?
Л.О. Материально: выкупаем путевки в санатории, стараемся оплачивать медицинские услуги, обеспечиваем транспортом.
– Почему Вы приняли решение участвовать в “Театральном марафоне”, который проводится фондом “Артист”?
Л.О. Такие инициативы всегда хочется поддерживать. Мы прекрасно понимаем, как тяжело в преклонном возрасте существовать без работы. Артисты – люди с особым складом характера, им нужны повышенное внимание и забота.
– Как Вы считаете, следует ли привлекать внимание зрителей к этой проблеме, информировать о таких мероприятиях?
Л.О. Я думаю, что стоит. Возможно, многим будет приятно купить билет на спектакль, понимая, что деньги пойдут на конкретную помощь артистам. Наверняка есть люди, которые хотели бы помочь, но не знают как. А так они могут внести свою лепту.
– Как проявляется в труппе связь поколений?
Л.О. Связь, безусловно, существует. Каждый сезон мы выпускаем спектакль большой формы, где задействованы все три поколения. “Плоды просвещения” Миндаугаса Карбаускиса, например, для многих молодых ребят стали первой работой на основной сцене вместе с мастерами, и для них это настоящее счастье.
Наталья ПАЛАГУШКИНА: Это замечательно, что есть такие организации, как фонд “Артист”, и люди, которым не безразлично, что происходит с теми, кто вынужден оставить сцену.
Я считаю, что любые фонды, которые занимаются подобным делом – грандиозная опора. Большой им поклон.
– Что вы скажете о зрительской поддержке?
Н.П. У каждого артиста бывают периоды сомнения в себе, чувствуешь, что ты никому не нужен.
Моя подруга, молодая актриса, недавно мне рассказала: “Иду по улице, плачу, что ничего не получается, жизнь не удалась. Подходит ко мне женщина и говорит: “Вы же артистка театра Маяковского?!” Я отвечаю: “Да”. И она подарила мне клоуна! Я была счастлива!”
Вот что значит человеческое внимание. Конечно, зачастую отношение важнее всего.
Ужасно, когда мы видим по телевидению, как порой живут наши актеры. Человек всю жизнь работает, на него смотрит вся страна, он дарит радость. Из года в год мы смотрим одни и те же фильмы, к любимому актеру относимся как к родному человеку. А потом вдруг оказывается, что он живет в таких условиях, в которых жить невозможно.
– Вы знаете, что ваш театр принимает участие в проекте “Театральный марафон”, как к этому относитесь?
Н.П. Прекрасно! Даже считаю, что можно чаще проводить такие акции. Мы сыграли спектакль и помогли людям.
– Расскажите о вашей работе с корифеями.
Н.П. Я играю со многими великими артистами в спектаклях – это честь и радость! Мне очень повезло учиться у мэтров: Светланы Владимировны Немоляевой, Майи Васильевны Полянской, Галины Александровны Анисимовой, Расми Халидовича Джабраилова.
Когда я только пришла в Театр Маяковского, мне посчастливилось работать с Александром Сергеевичем Лазаревым и Игорем Константиновичем Кашинцевым, дай Бог ему здоровья. Они оба гении! Их очень не хватает в театре сейчас. Когда я начинала, было очень тяжело, а они стали лучшими друзьями. Всегда поддерживали, помогали. Если я что-то не понимала, подсказывали. И каждый из артистов старшего поколения – это что-то необыкновенное. Ефим Исаакович Байковский (его уход – огромное горе для нас всех) после каждого премьерного спектакля звонил и делился своими впечатлениями, давал важные советы.
Бесценна помощь Галины Александровны Анисимовой. Майя Васильевна Полянская – это кладезь историй, связанных с Театром Маяковского, ими она с нами всегда делится во время продолжительных гастролей.
У них такое необыкновенное отношение к профессии! Надеюсь, что за их любовь и верность театру им воздастся.
Беседовала Виктория ТАМРАЗОВА