Кончится лето

Фото Д.БУБОНЦА
Фото Д.БУБОНЦА

Завершая тему “простого дня простого человека”, которой был посвящен в Московском театре “Современник” уходящий сезон, режиссер Галина Зальцман поставила пьесу Ярославы Пулинович “Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или жаркое ковидное лето”. Из названия спектакля, впрочем, Алевтина Павловна и Федор Михайлович исчезли, и даже инициалы последнего, вызывающие стойкую ассоциацию с Достоевским, превратились в некие частоты FM – то ли кричащие новостные сводки, то ли почти неразличимые за внешним шумом волны человеческих душ, на которые безуспешно настраиваются не слышащие друг друга герои. Да и “жаркое ковидное лето”, уйдя в подзаголовок постановки, в сущности, не оказывает никакого влияния на сюжет.

Алевтина Павловна (Алена Бабенко) – преподаватель в ВУЗе, читает лекции в zoom, смотрит новости и разговаривает по телефону с дочерью. Маша (Светлана Иванова), ее взрослая дочь, очевидно, не в первый раз ищет работу в Москве и занимается самопознанием и самораскрытием, прорабатывая детские травмы. Внучка Алевтины Павловны и дочь Маши – Даша (Варвара Феофанова) – розововолосое чудовище в переходном возрасте. Они – самые близкие друг другу люди, больше у них никого нет. Но и друг друга у них тоже нет. Зато у Алевтины Павловны есть собака – семнадцатилетний метис хаски по имени Федор Михайлович (Александр Вдовин). Она назвала пса в честь героя своей диссертации – догадайтесь, кого? Щенок был подобран на улице на сороковой день после смерти мужа героини и стал центром ее жизни. Но теперь Федор Михайлович болен, ветеринар (Ульяна Лаптева) диагностирует рак, и какая разница, насколько ковидное выдалось лето, если единственное, что имеет значение – попытка спасти собаку? Вот и всё “Житие FM”, один час сорок минут из жизни женщины.

Сцену “Современника” художник Дмитрий Разумов разделил на два горизонтальных пространства. В нижнем выстроена квартира главной героини с мельчайшими бытовыми подробностями вплоть до салфеточек, вазочек и магнитов на холодильнике. В верхнем – пусто и намеренно холодно, там ветеринарная клиника, там Маша ведет блог о давнем романе матери со студентом, там Даша ссорится в чате с парнем, жизнь там агрессивна и груба. Поднимаясь туда, Алевтина Павловна жарким летом надевает плащ и стремится поскорее вернуться в свой теп-лый уютный дом, где прелестная нежная музыка, написанная для спектакля Александром Девятьяровым, оказывается сильнее грохота новостных выпусков.

Из спектаклей текущего репертуара “Современника” “Житие FM” перекликается и с давней “Осенней сонатой” Ингмара Бергмана в постановке Екатерины Половцевой, и с недавним спектаклем Виктора Рыжакова “Собрание сочинений” по пьесе Евгения Гришковца. И дело даже не в вечном хождении детей и их родителей по кругу любви и взаимных упреков, а видимо в какой-то особой атмосфере, интонации, искренности. Да, здесь тоже есть мизансцена с дочерью, кладущей голову матери на колени, и тоже имеется огромный стеллаж с книгами, которые падают, символично завалив выход из квартиры. И тема шанса каждого человека услышать другого и быть услышанным другим, как одной из главных ценностей в жизни, наверное, неисчерпаема.

Смотришь, как Алевтина Павловна, неловко комкая медицинскую маску, в которой ей душно, плачет над своей собакой, смаргиваешь навернувшиеся слезы и вдруг думаешь: а то лето два года назад было еще ничего, страшное, конечно, но, оказывается, можно ностальгировать и по нему.

P.S. Спектакль “Житие FM” неожиданно оказался для “Современника” не только последней премьерой сезона, но и последней постановкой, вышедшей под художественным руководством Виктора Рыжакова. 29 июня Департамент культуры Москвы освободил от занимаемой должности и его, и заодно директора театра Татьяну Баранову. Новым директором назначен Юрий Кравец, а творческая жизнь “Современника” будет теперь находиться в руках таинственного Художественного совета. Страшнее коллективного руководства для легендарного театра на шестьдесят седьмом году жизни может быть только закрытие.

Мария ЧЕРНОВА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2022 год.