Копродукция в каннском купе-2021

Кадр из фильма “Купе № 6”
Кадр из фильма “Купе № 6”

Юхо Куосманен, “Купе № 6”

После вынужденной паузы Каннский кинофестиваль вернулся на Круазетт, где проходит с размахом позднее, чем обычно (не в мае, а в июле). Это связано с тем, что во Франции (да и практически везде в Европе) только что закончились самые жесткие меры локдауна и открылись, наконец, кинотеатры. Фестиваль идет при стопроцентной заполняемости залов, с некоторыми ограничениями для доступа (ПЦР-тест или сертификат о вакцинации) и системой бронирования билетов на каждый показ.

Однако 74-й кинофестиваль предложил очень насыщенную программу: основной конкурс с 24 фильмами и “Особый взгляд” (UCR), Неделю критики и Двухнедельник режиссеров. Несколько сокращено присутствие агентов на традиционном каннском кинорынке, но проходят специальные показы и премьеры некоторых фильмов, отобранных еще в 2020 году и представленных сейчас зрителям вне конкурса.

Несколько картин российских или с российским участием. Две – в “Особом взгляде”. Это “Домашний арест” (“Дело”) Алексея Германа-мл., драма о моральном выборе в акциях протеста. И “Разжимая кулаки” Киры Коваленко о травме девушки, пострадавшей при теракте. В главном конкурсе представлены “Петровы в гриппе” Кирилла Серебренникова, и – большой сюрприз – “Купе № 6”, финско-российская копродукция (при участии Эстонии и Германии, при поддержке Eurimages) во главе с режиссером Юхо Куосманеном.

В 2016 году Юхо Куосманен за дебютный фильм “Улыбающийся человек”(“Самый счастливый день в жизни Олли Маки”) получил в каннском “Особом взгляде” Главный приз и вернулся теперь на Круазетт со своей второй работой (сложности второго фильма известны многим кинематографистам) в основной конкурс.

Действие “Купе № 6” разворачивается в начале 1990-х (популярное время в нынешнем кино) и начинается как простая история двух людей, которые едут в одном купе в поезде Москва – Мурманск. С самого начала их знакомство кажется предсказуемым и наполненным стереотипами. Предсказуем взгляд иностранки, финской студентки из Москвы; она увидит (и услышит) ожидаемые ею клише о русском мужике: мат, водка, воровство. Все это противоположно миру “Серебряного века”, с которым студентка познакомилась в Москве. Она снимала комнату у Ирины (Динара Друкарова), представительницы столичной богемы, устраивающей вечеринки с участием творческой элиты (в кадре появляются известные персонажи), и студентка-иностранка старается влиться в “сладкую жизнь”. Но еще она ищет себя и в гендерном плане (пытается скрыться от тайной страсти), и в социально-культурном, что и влияет на ее желание узнать как можно больше про себя и про свой род через изучение беломорских петроглифов. В Мурманскую область девушка поехала одна, Ирина отказалась ее сопровождать.

“Купе № 6” – не обычное роуд-муви, не обычная романтическая история или мелодрама…

Лаура (ее играет замечательная финская актриса Сейди Хаарла) уже в сцене вечеринки, наблюдая за окружающими ее гостями, все снимает на камеру, которую использует, чтобы вести дневник. В поезде Лаура оказывается в купе с Лехой (эту роль блестяще исполняет Юрий Борисов). Леха, работающий шахтером на Крайнем Севере, по дороге напивается и матерится. Но на самом деле оказывается не таким, каким кажется на первый взгляд. И душа у него мягкая, и мужик он неоднозначный. На одной из стоянок приносит продукты одинокой старухе (называет ее приемной матерью), колет ей дрова.

Рабочий и студентка. Русский и иностранка. Мужчина и женщина. Режиссер строит отношения героев на контрастах. По пути они смягчаются, но не рассеиваются. Девушка стремится к знаниям, пытается отыскать в северном краю свои корни. Снимает полученный опыт на камеру. И когда камеру крадет ее финский со-путешественник, которому она ненадолго предоставляет свое купе, Лаура теряется. Изображения (камера), и слова (поэзия), и знаки (петроглифы) означают для нее все и определяют ее личность.

Леха вроде бы понимает, где его место и что нужно делать – не всегда, правда, законными способами. И без него Лауре не удастся добраться до петроглифов, не удастся найти себя без этого странного чужого человека.

В основе картины лежит роман Росы Ликсомы 2011 года, получивший литературные награды. Там персонажи путешествуют по транссибирской железной дороге в Монголию, а не в Арктику, и герой романа – зек. По поведению и образу речи Леха тоже может быть зеком, но нам про это ничего не рассказывают. И главный персонаж в фильме не он, а Лаура.

Музыкальная тема Voyage Voyage (“Вояж вояж”), кивок в сторону западной поп-культуры тех лет, контрастирует с неромантическим вояжем, который предпринимают персонажи “Купе № 6” и который приводит к довольно необычному финалу – пониманию через непонимание.

Ключевая (насмешливая) фраза “Haista vittu” (Е** т*** м***) – так по-фински звучит “Я люблю тебя”, улыбаясь, утверждает Лаура. Финский язык или русский, классические или детские рисунки: общение и понимание работают на ином уровне. Это вполне очевидно в успешной и столь изящной совместной работе. Она своего рода пример того, на что способно кино и российское кинопроизводство – в том числе, когда Россия является не ведущим партнером в производстве, но ключевым игроком.

Каннская публика долго аплодировала.

Канн

Биргит БОЙМЕРС

«Экран и сцена»
14 июля 2021 года.