
Один из самых креативных отечественных фестивалей современной хореографии “Context. Diana Vishneva”, высокий статус которого определяется международным авторитетом его создательницы и руководителя, выдающейся балерины Дианы Вишневой, обнародовал свою программу на 2020 год. Впервые она состоит из двух блоков – летнего и осеннего – и уже традиционно будет представлена в Москве и Санкт-Петербурге.
Первый этап восьмого по счету фестиваля продлится с 22 июня по 2 июля, второй – с 14 по 20 октября. Откроет программу спектакль “Ревизор” (впервые выступающей в России канадской Компании Kidd Pivot) в постановке Кристал Пайт, одного из самых востребованных современных хореографов, лауреата международного приза Бенуа де ла Данс в номинации “лучший хореограф” за постановку “The seasons’ canon” в Парижской Опере. В 2018 году “Соntext” представлял ее одноактовку “Возникновение” в исполнении Канадского национального балета. А пять лет назад москвичи в рамках гастролей Нидерландского Театра Танца (NDT) видели ее работу “Solo Echo”. Сотрудничающая с лучшими труппами мира, такими как франкфуртский Балет Уильяма Форсайта и Куллберг Балет, Пайт на этот раз обратилась к русской классике. Как рассказала на пресс-конференции, посвященной фестивальной программе, сама Диана Вишнева, “Ревизор” выпуска 2019 года – спектакль необычный, созданный на стыке танцевального и драматического театра. Естественно, гоголевский сюжет здесь переосмыслен и переработан, но фабула сохранена. А текст, написанный постоянным соавтором хореографа Джонатоном Янгом, озвучивают очень известные в Канаде актеры.
Имя другого зарубежного участника фестиваля израильтянина Охада Наарина не просто известно, а очень хорошо знакомо России, успевшей его полюбить. Спектакли Наарина неоднократно приезжали в Россию, в том числе и в рамках “Context”, а на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко идет его балет “Минус 16”. Один из самых ярких и независимых художников, занимающихся современным танцем, Охад Наарин создал свой танцевальный стиль “гага” – “новый способ получения информации и осознания себя с помощью тела”, дающий возможности самоидентификации любому человеку. Применительно к танцовщикам его компании “Батшева” вполне можно говорить об их полном самораскрытии.
На этот раз в спектакле “Playback” хореограф сам выйдет на сцену – с гитарой, в сопровождении двух актрис. Об этой постановке, решенной в жанре кабаре-шоу, старейшая израильская газета Haaretz пишет: “Блестящий и прекрасно сочиненный спектакль, элегантно переходящий от жанра кабаре к художественной инсталляции, от лиризма к сатире, от поп-культуры к авангарду, от личных переживаний к политике, от “развлекухи” к высокой поэзии. В отдельных сценах “Playback” представляется простым и веселым диалогом между людьми, и, тем не менее, все вместе – это загадка”.
Ни один “Context” не обходится без дебютов и открытий новых имен. С авторским спектаклем-лекцией “Moving with Pina” итальянской компании “il Funaro – Pistoia” выступит Кристиана Морганти (это первое участие Италии в фестивале). Многолетняя солистка Театра танца Вупперталь приоткроет тайны творчества Пины Бауш, иллюстрируя путешествие по вселенной великого хореографа отрывками из ее постановок.
Россия представлена в летней программе Пермским театром оперы и балета имени П.И.Чайковского. Он покажет два спектакля в постановке руководителя балетной труппы, лауреата многих отечественных и международных конкурсов и фестивалей Алексея Мирошниченко. “Context” покажет его одноактные балеты “Шут” на музыку Сергея Прокофьева и “Шахерезада” на музыку Николая Римского-Корсакова.
“Шут” по мотивам сказок пермской Губернии – поклон в сторону “Русских сезонов” Сергея Дягилева. Премьера спектакля состоялась в 1921 году в Париже, постановщиком выступил автор декораций, знаменитый художник-футурист Михаил Ларионов (в соавторстве с Прокофьевым, молодым танцовщиком Тадеушем Славинским и самим Дягилевым). Но, несмотря на новаторские декорации и костюмы, доминировавшие в спектакле, судьба балета, что называется, не сложилась, и он был забыт почти на целое столетие.
“Шут” Пермского театра оперы и балета, выпущенный в год девяностолетия со дня первой постановки спектакля, не стал ее полной реконструкцией: здесь воссозданы только музыкальная партитура и декорации спектакля. А великолепные костюмы постановки дягилевской антрепризы, из-за громоздкости малопригодные для танца, пришлось “переосмыслить”, и Татьяна Ногинова, художник по костюмам, сочинила их заново на основе эскизов Ларионова. Что касается хореографии, то ее авторство в чистом виде принадлежит Алексею Мирош-ниченко, имеющему вкус к театральной игре и выразительным пластическим характеристикам персонажей, так что лубочный “сказ про то, как шут семерых шутов перешутил”, оказался для него благодатным материалом.
“Шахерезада” – название, также связанное с “Русскими сезонами” (постановка Михаила Фокина 1910 года). На музыку сюиты Римского-Корсакова Алексей Мирошниченко создал оригинальный балет о судьбе одной из самых удивительных женщин XX века – последней императрице Ирана Фарах Пехлеви, давшей согласие на постановку в России балета о своей жизни и любви. Ее партию исполняет Диана Вишнева, для которой это не первый опыт сотрудничества с Пермским театром, где она уже станцевала заглавную партию еще в одном “дягилевском” балете “Петрушка” в постановке Владимира Варнавы.
На показах “Шахерезады” в рамках “Context” партнером петербургской прима-балерины выступит премьер Национального балета Канады Эван МакКи, работавший с такими знаменитыми хореографами, как Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Уэйн МакГрегор, Мауро Бигонцетти, Кристиан Шпук, Эдвард Клюг и др.
Пермская “Шахерезада” заново открывает музыку сюиты Римского-Корсакова. Несмотря на одноактный формат, это – балет большого стиля с мощными кордебалетными сценами, военным парадом и великолепными любовными адажио. Спектакль выдвинут на соискание Национальной Премии “Золотая Маска” 2020 года, но в Москву его, к сожалению, не привезут. И увидеть его на сценах двух столиц можно будет только в июне благодаря “Context”.
Если вернуться к международной программе фестиваля, то в ней ощущается легкий израильский акцент. В октябре представят спектакль “TOML (Time of my Life)” Танцевальной компании “Сол” в постановке молодого талантливого хореографа Эяля Дадона, бывшего танцовщика компании “Киббутц”. Спектакль повествует о способности человека взглянуть на себя со стороны со здоровым цинизмом, в частности, посмеяться над маниакальной одержимостью внешней красотой.
Осенний блок фестиваля явно отдан молодым. В его программе – показы работ финалистов Конкурса молодых хореографов, ставящего своей целью поиск, поддержку и развитие перспективных российских талантов в мире современной хореографии.
И еще одна инициатива фестиваля – проект “Сontext Open”. Здесь могут представить свои работы танцовщики и хореографы, компании без ограничений по возрасту, жанру, образованию и гражданству. Для показа на фестивале выбран спектакль “Воздух” хореографа и танцовщицы Ольги Лабовкиной.
Алла МИХАЛЁВА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2020 год.