Рэмбо в джунглях

 Фото предоставлено пресс-службой театраДля тех, кто устал от длинной зимы, среди промозглого февраля в Молодежном театре выросли настоящие жаркие джунгли с не менее жаркими отношениями их обитателей – на Большой сцене состоялась премьера спектакля “Рикки” в постановке Владимира Богатырева. Пьесу по мотивам произведений Киплинга (основой стала сказка про храброго мангуста Рикки-Тикки-Тави) написали Алексей Герман-старший и Светлана Кармалита.

Повествование ведется от лица уже выросшего и прошедшего войну мальчика Тедди (намек на самого Киплинга). Между этими двумя образами – ребенка и взрослого – ловко лавирует актер Александр Деветьяров. Он мастерски перевоплощается, и на глазах у зрителей заикающийся ветеран с банджо в руках, надев смешную матросскую шапочку, становится маленьким мальчиком, впервые приехавшим в далекую и загадочную Индию со своими чудаковатыми и, как это часто бывает в детских спектаклях, немного карикатурными родителями – Виталий Тимашков и Диана Морозова, в роли бабушки – Вера Зотова.

Стиль Богатырева узнается сразу. И костюмы, и декорации – все яркое, лоскутно-заплаточное, эклектичное (сценограф – Мария Кривцова). Посреди сцены – то ли огромный корабль, символизирующий дальние странствия героев, то ли гигантский военный грузовик из жизни повзрослевшего Тедди, то ли дом, где происходит действие. Костюмы очень условные, остав-ляющие зрителям простор для фантазии, но в то же время понятные, читаемые. Огромный пестрый воротник – попугай. Повязка на лбу и тряпичный хвост на поясе – законченный образ главного тропического супергероя Рикки-Тикки-Тави. А серые капюшоны, которые артисты раскрывают и поднимают над головой, в мгновение превращают их в разъяренных кобр. И все – никаких накладных носов или ушей. Впрочем, подобными вещами РАМТ никогда не грешил. И за всем происходящим из-под потолка строго и внимательно следит огромный глаз – глаз джунглей.

Назвать действие на сцене сказкой довольно сложно. Спектакль вышел даже более жестким, чем само произведение Киплинга. Главную мысль – “Для себя, детеныша с самкой убивай, если есть нужда. Но нельзя убивать для потехи, человека же – никогда” – герои повторяют друг за другом на протяжении всего действия, что под конец уже выглядит довольно навязчиво. Коварные кобры Наг и Нагайна (пожалуй, самые яркие персонажи спектакля в исполнении Изнаура Орцуева и Анастасии Прокофьевой) нарушают этот неписаный закон джунглей и сначала убивают выпавшего из гнезда птенца, а потом покушаются на жизнь Тедди и его семьи. И тогда на тропу мщения выходит звериный Рэмбо, отважный Рикки-Тикки-Тави (первая значительная роль Юрия Трубина на большой сцене).

РАМТ – это всегда зрелищные и правдоподобные трюки, и в этом спектакле-битве они занимают особое место. Постановщиком драк выступил молодой артист Изнаур Орцуев. В результате к финалу сцена буквально усеяна трупами – погибают не только Наг и Нагайна, но и их новорожденные детеныши, которые перед своей смертью успевают расправиться с очаровательным жуком (Алексей Мишаков), чье появление каждый раз вызывает искренний смех в зале.

А семья Тедди уезжает, оставив своего храброго спасителя, чтобы потом через много лет вспомнить и рассказать эту историю. И колесо жизни вертится дальше. На дынных грядках обязательно родятся новые кобры, они съедят новых птенцов и погибнут от зубов новых мангустов. И за всем этим день и ночь будет наблюдать немигающий глаз джунглей – не вмешиваясь, но внимательно приглядывая.

“Рикки” получился не просто развлекательным зрелищем про животных и схватки, а настоящим спектаклем для семейного просмотра. После него можно поговорить с ребенком о таких вещах, как отвага и трусость, месть и возмездие, коварство и честность, жизнь и смерть, а также – о великой мудрости природы, решающей все споры и расставляющей все по местам.

Маша ТРЕТЬЯКОВА

Фото предоставлено пресс-службой театра
«Экран и сцена»
№ 4 за 2017 год.