Звездный листопад: пристальный взгляд

Кадр из фильма “Урок”НАГРАДЫ XXII МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ “ЛIСТАПАД” В МИНСКЕ

 

ОСНОВНОЙ КОНКУРС

Председатель жюри – режиссер Вадим Абдрашитов.

Гран-при “Золото лiстапада” – фильму “УРОК”, режиссеры Кристина Грозева, Петер Вылчанов (Болгария/Греция).

Приз за режиссуру – ДАЛИБОРУ МАТАНИЧУ (“Зенит”, Хорватия/Сербия/Словения).

Приз имени Юрия Марухина за операторскую работу – МАРКО БРДАРУ (“Зенит”).

Специальный приз – “ПРОЕКТ ВЕКА”, режиссер Карлос М.Кинтела (Куба/Аргентина/Германия/Швейцария).

Диплом – звукорежиссеру ВЛАДИМИРУ ГОЛОВНИЦКОМУ (фильмы “Страна Оз”, режиссер Василий Сигарев, Россия; “Покой нам только снится”, режиссер Шарунас Бартас, Литва/Франция/Россия).

Диплом – авторам сценария ПАВЛУ МАСЛОНЕ, МАРЦИНУ ВРОНЕ (“Демон”, Польша).

Диплом – “И ГОРЫ СДВИГАЮТСЯ”, режиссер Цзя Чжанкэ (Китай, Франция, Япония).

 

КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО “МОЛОДОСТЬ НА МАРШЕ”

Председатель жюри – продюсер Кристина Веласко (Мексика).

Приз имени Виктора Турова за лучший фильм – “ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ”, режиссер Наталья Кудряшова (Россия).

Специальный приз жюри – “ЖАЖДА”, режиссер Светла Цоцоркова (Болгария).

Диплом – “НАСИЛИЕ”, режиссер Хорхе Фореро (Колумбия/Мексика).

 

ОСНОВНОЙ КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Председатель жюри – режиссер Арчил Хетагури (Грузия).

Гран-при – фильму “БРАТЬЯ”, режиссер Войцех Старонь (Польша).

Специальный приз – фильму “СОБЫТИЕ”, режиссер Сергей Лозница (Нидерланды/Бельгия).

Дипломы – “КАСА-БЛАНКА”, режиссер Александра Мацюшек (Мексика/Польша); “ЖИВОЙ ОГОНЬ”, режиссер Остап Костюк (Украина); “МАСТЕР И ТАТЬЯНА”, режиссер Гедре Жиките (Литва).

 

КОНКУРС НАЦИОНАЛЬНЫХ КИНОШКОЛ

Председатель жюри – Хайди Гранауэр (Италия).

Приз за лучший фильм – “ЯМАХА”, режиссер Инна Омельченко.

Дипломы – “ПРОЩАНИЕ”, режиссер Алехандро Алонсо (Италия), особое упоминание за операторскую работу МИРИАМА ОРТИСА; “ОПУСТЫНИВАНИЕ”, режиссер Екатерина Крюк; “УЛИТКИ”, режиссер Гжегож Шчепаник; “ДОРОГА К ХРАМУ”, режиссер Пабло Рохаса; факультету телевидения и искусств Кабардино-Балкарского Государственного университета, мастерская Александра Сокурова.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Председатель жюри – киновед Игорь Авдеев (Беларусь).

Приз за лучший игровой фильм – “БЕЛОРУССКИЙ ПСИХОПАТ”, режиссер Никита Лаврецкий.

Приз за лучший документальный фильм – “ГОСТИ”, режиссер Андрей Кутило.

Приз за лучший анимационный фильм – “ПРО ВОЛА”, режиссер Евгений Надточей.

Дипломы – “НАСТОЯЩАЯ АМЕРИКАНКА”, режиссер Дарья Жук; “ПАСХА ХРИСТОВА”, режиссер Дарья Юркевич (Беларусь/Франция); “ОБНЦБНЧА”, режиссер Максим Лущик.

 

КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ АУДИТОРИИ “ЛИСТОПАДИК”

Председатель жюри – режиссер, сценарист Кристиан Дюэкер (Дания).

Приз за лучший фильм для детей – “ПАРЕНЬ-НЕВИДИМКА”, режиссер Габриэле Сальваторес.

Приз за лучший фильм для юношества – “ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ-2”, режиссер Александр Карпиловский.

Приз за лучшую детскую роль – СЕМЕНУ ТРЕСКУНОВУ (“Частное пионерское-2”).

Приз за лучшую работу взрослого актера в детском фильме – ВАЛЕРИИ ГОЛИНО (“Парень-невидимка”).

Диплом – фильму “ЗОЛОТОЕ КОРОЛЕВСТВО”, режиссер Брайен Перкинс.

 

ПРИЗЫ ЖЮРИ КИНОПРЕССЫ

Председатель жюри – кинокритик, киновед Сергей Тримбач (Украина).

Приз “Серебро лiстапада” – “ПРОЕКТ ВЕКА”, режиссер Карлос М.Кинтела.

Приз за лучшую женскую роль – ЯНЕ ТРОЯНОВОЙ (“Страна Оз”, режиссер Василий Сигарев).

Приз за лучшую мужскую роль – НЕЛЬСОНУ КАМАЙО (“Насилие”, режиссер Хорхе Фореро).

Приз за лучший актерский ансамбль “ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ”, режиссер Наталья Кудряшова; “ЖАЖДА”, режиссер Светла Цоцоркова.

Специальный диплом – фильму “АНОХИТО/ИЗБРАННИК”, режиссер Итиро Ямамото.

Приз зрительских симпатий – фильму “БАРАНЫ”, режиссер Гримур Хаконарсон (Исландия/Дания).

 

Минск встретил участников фестиваля теплой осенью и букетом разнообразных программ и мероприятий. Конечно же, интерес вызвала Фанни Ардан. Актриса привезла свою вторую режиссерскую работу “Навязчивые ритмы”, где снимались Нуно Лопеш (номинирован в Португалии на лучшую мужскую роль в национальном конкурсе “КиноЭйфория”), Франко Неро, Жерар Депардье. В интервью телевидению Беларуси Ардан признавалась в любви к Минску и еще в том, как хороши здесь женщины, на лицах которых достоинство и красота.

В секции “Львы. Медведи. Пальмовые ветви” – призеры известных фестивалей этого года. А в разделе показов “Мастер-класс” – “Молодость” Паоло Соррентино, “Агентина” Карлоса Сауры, “Ан: сладкая паста из красных бобов” Наоми Кавасэ. Перед прокатом в Беларуси, в рамках “Листопада”, состоялась премьера картины Александра Миндадзе “Милый Ханс, дорогой Петр”.

Прибыл на кинофорум и Брийанте Мендоса с новым фильмом “Ловушка”, в котором главную роль исполнила Нора Онар – теперь уже легенда филиппинского кино. Когда-то, в 1970-е годы, Онар была известной певицей. Мендоса, лауреат многочисленных фестивалей, представил “Ловушку” и провел мастер-класс. Мы узнали, от него, что работа оператора Одиссея Флореса – своеобразное продолжение режиссерской мысли. Он снял с Флоресом восемь картин и всегда находился у камеры вместе с оператором, обладающим удивительным художественным чутьем. Этот способ был заложен и стилем съемки. Пластика построения кадра в “Ловушке” буквально “вселяет” нас в экран. Зрители восприняли фильм как эпическое повествование.

Сюжет основан на невыносимой боли реальных событиях в городе Таклобан, разрушенном практически полностью тайфуном Хайян в 2013 году, который унес жизни сотен людей. А оставшиеся в живых до сих пор не могут найти останки своих родителей, братьев и сестер…

Первые реальные эпизоды последствий тайфуна сняты на мобильный телефон. И затем нас погружают в события до трагедии. Вот взрослые готовят завтрак для семьи героев и для соседей, отправляющихся на работу, провожают младших в школу. Здесь, в немыслимой тесноте, находится непритязательное кафе. Азиатский быт, посетителям предлагают рис и яйца. Была жизнь…

Героиня, мать Бебет (Нора Онар), словно библейский образ. В своем поиске она долго переходит из одного офиса в другой, навещает родственников, потерявших рассудок от горя. Люди, волны Тихого океана, панорамы католического кладбища. И ничем не защищенные “карточные” домики рыбаков и рикш. А цитаты из Библии на экране Мендоса предлагает интерпретировать самим зрителям. Символические сцены пронизывают всю картину. Жизнь, по определению режиссера, – явление камерное и одновременно эпическое.

Фильм основного конкурса “И горы сдвигаются” китайского режиссера Цзя Чжанкэ, покорившего знаменитые кинофорумы, увлек и нас отражением жизни общества в Китае за четверть века. Это эпическая мелодрама, действие которой начинается в Китае в 1999 году и заканчивается в 2025-м, в Австралии. В истории отношений героев, казалось бы, обычный треугольник: друзья детства – рабочий Лянцзы и хозяин бензоколонки Чжан – влюблены в девушку Тао, помогающую отцу в небольшом магазинчике. С удовольствием участвует в своем квартале в коллективных представлениях, принятых в Китае.

Тао красива, обаятельна, в ней очевидны черты талантливого человека. Искренняя дружеская привязанность к Лянцзы и Чжану не омрачена сложностями общения. Они вместе проводят время. В итоге Лянцзы, после накаляющихся споров, уступает девушку Чжану и покидает город. Тао выходит замуж за делового и состоятельного Чжана. Успехи в развитии бизнеса через пятнадцать лет приносят немалый доход семье. Однако Тао и Чжан расходятся. Их сын по имени Доллар (да, вот так вот!) покидает Китай вместе с отцом. С горечью произносит Тао, когда Доллар приезжает повидать ее из Австралии: “Нам суждено жить порознь” – и многое становится понятно.

Совершенно разные люди были объединены в семью, изуродованную переменой личности и духовной деградации отца Доллара. Но Тао не меняется. При всех личных невзгодах она по-прежнему верна общественным делам, дружбе. В их город возвращается смертельно больной Лянцзы, и Тао, по просьбе его жены, материально помогает старому другу в несчастье. Все просто, но сколько психологических разломов и выразительного кинематографического построения. Переменой тональности цветового решения в изображении картины подчеркивается искусственная жизнь вне родины. Китай – яркий, самобытный. Австралия – стандарт глянцевого потока, полного безличной стеклянной архитектуры. Когда расстаются персонажи фильма, расходясь в разные стороны, они словно покидают кадр в никуда.

В финале уже повзрослевший Доллар практически не общается с отцом. Между ними пропасть. Доллар занимается китайским языком, который стерт из его памяти. По-сыновьи привязывается к женщине-преподавателю, оказавшейся в Австралии, и это многое в нем меняет. Она напоминает ему мать. Догадка зрителей: а может эта женщина и есть Тао? Когда-то на вопрос сына, почему мы едем медленным поездом, Тао ответила: “Медленный поезд дает мне возможность провести с тобой больше времени”.

Фильм “И сдвигаются горы” удостоен диплома жюри “За эпическое начало в художественном исследовании жизни современного Китая”. И, действительно, в медленном кинематографическом пространстве картины хотелось провести больше времени.

Звездными на “Листопаде” были не только авторы фильмов: сценаристы, режиссеры, актеры, продюсеры. Но и составы всех жюри, их возглавляли мастера. Например, председатель жюри кинопрессы Сергей Тримбач (Украина) – критик, киновед, сценарист, лауреат государственных премий Украины, Председатель национального Союза кинематографистов Украины. В этом жюри работали: Гульбара Толомушева, киновед, член ФИПРЕССИ и NETPAK (Кыргызстан); Ася Колодижнер, журналист, кинокритик, заместитель директора по связям с общественностью Московского МКФ и член его отборочной комиссии, шеф-редактор программы “Кинескоп” с Петром Шепотинником; Людмила Перегудова, кинокритик, журналист, сценарист, несколько лет возглавлявшая жюри кинопрессы МКФ “Листопад”, главный редактор журнала “На экранах” (Беларусь). А Петр Шепотинник, кинокритик, член отборочной комиссии ММКФ, автор программы этого же фестиваля “8 1/2”, известный своим “Кинескопом”, входил в состав жюри “Молодость на марше”.

Фильм-призер Канадского МКФ документального кино нынешнего года “Живой огонь” Остапа Костюка – о жизни украинских пастухов. Эта древняя традиция “тает” не только в Украине. Животноводческое хозяйство нуждается в укреплении повсеместно, и это серьезнейшая проблема.

“Китайский мэр” – фильм документалиста Чжоу Хао. Он удостоен трех призов в США – на МКФ “Сандэс”, МКФ “RiverRun”, МКФ в Ньюпорт-Бич; на МКФ документального кино “Миллениум” в Бельгии. Просвещенный, образованный Гэн Яньбо назначен мэром в практически разрушенный город Датун. 1600 лет назад город был столицей Китайской империи. Кроме исчезающей инфраструктуры здесь самый высокий уровень загрязнений. Мэр хочет вернуть Датуну былую славу, сделать его культурной столицей и демонстрирует режиссеру восстановленные памятники архитектуры.

Однако все упирается в проблему переселения жителей (а это полмиллиона) из незаконно построенных небольших домов в многоэтажные муниципальные. У многих семей нет официальных разрешений на помещения, где они проживают сейчас. Необходимо расчистить территории для восстановления исторических объектов.

Город встревожен, население не принимает решения мэра, но постепенно усилия мужественного руководителя приводят к желаемым результатам – он все-таки получает признание большинства жителей. И вот после пятилетнего адского труда мэра неожиданно отправляют на работу в далекий провинциальный город. Обескураженность, недоумение, растерянность самого Гэна Яньбо и его помощников подтверждают мысль о том, что система управления в чиновничьем государстве способна пресечь деятельность талантливого преобразователя. Для Китая этот фильм – смелое высказывание. И вот уже при расставании с мэром у людей наворачиваютя слезы…

Сергей Лозница, автор документальных лент, получивших признание на мировых фестивалях, опять обратился к истории России (одна из них была “Блокада”, 2005). “Событие” Лозницы финансировалось, кстати сказать, Нидерландами и Бельгией. В своих интервью режиссер, награжденный на “Листопаде” Специальным призом жюри документального конкурса, всегда подчеркивает, что его интересуют прежде всего люди. И вот, после фильма “Майдан”, он вглядывается в лица тех, кто вышел на Дворцовую площадь в перелом-ные события 1991 года в тогда еще Ленинграде. “Это тогда, – говорит режиссер, – что-то вздрогнуло внутри и проснулось гражданское чувство”.

Монтажное построение материала телевизионных съемок тех августовских дней, сохранившихся на Ленинградской студии документальных фильмов, стало самим фильмом. В нем нет ни единого слова авторского текста. Только выразительнейшая фонограмма. Замечательный звукорежиссер Владимир Головницкий вместе с Сергеем Лозницей близки эпическому содержанию фильмов всех конкурсных разделов фестиваля. Соединяясь с общей болью за судьбу нашей страны или Украины (документальная лента “Майдан”), или Германии, где живет режиссер, родившийся в Беларуси. Владимир Головницкий получил диплом игрового жюри “За высокую художественность звукового решения” фильмов “Страна Оз” (режиссер Василий Сигарев) и “Покой нам только снится” (режиссер Шарунас Бартас).

Тем, кто впервые побывал на “Листопаде”, сразу стало ясно: здесь свой, индивидуальный, почерк. И заключается он в выборе фильмов, которые выражают внимание к человеку. Об утрате такого пристального взгляда в кино говорил по Российскому телеканалу “Культура” наш классик, режиссер Вадим Абдрашитов, предваряя показ легендарной драмы Витторио де Сика “Похитители велосипедов”. Это было за несколько дней до фестиваля в Минске. На “Листопаде” Вадим Юсупович возглавил жюри основного конкурса игрового кино, в работе которого приняли участие кинематографисты из Беларуси (композитор Виктор Копытько), Литвы (актриса Неле Савиченко), Польши (директор Варшавского международного кинофестиваля, член Европейской киноакадемии Стефан Лаудин), Хорватии (режиссер и продюсер Дамир Терешак). Все вместе они отметили тенденцию, сохраняющую на экране любовь, боль, отчаяние, сострадание, вину, прощение, справедливость, разочарование. И поэтому, в результате, Гран-при получил авторский фильм болгарских режиссеров Кристины Грозевой и Петера Вылчанова “Урок”.Яна Троянова в фильме “Страна Оз”

Своевременность не только этого фильма, в котором жизнь течет в провинциальном болгарском городке, но и других картин конкурса, очевидна. А название символично. Это показательный урок социального толка, когда героиня Надя (актриса Маргита Гошева), молодая учительница английского языка (не случайно – училась в столице, вернулась в свой город), идет на крайний шаг. Дочь состоятельного человека, она, в память о матери, порвала с ним всякие отношения. Отец, через месяц после смерти матери Нади, в чем был отчасти виновен, женился на своей любовнице, избалованной женщине.

Спасая свою маленькую дочь и мужа от потери собственного жилья, Надя мучительно и мужественно ищет выход из создавшегося положения – ей надо отдать долг по кредиту в банке. Связавшись от безысходности с ростовщиками, она поначалу идет на их жесткие и отвратительные условия. И, словно очнувшись, в несколько минут, тут же, на улице, у банка, принимает страшное решение. Совершив ограбление, Надя расплачивается с грязными кредиторами. До всего случившегося она, тоже от безысходности, приходила к отцу, однако в его доме разгорелся скандал… Отец торговался с собственной дочерью!

Актриса Маргита Гошева поразительно точна в передаче состояния полного одиночества героини, вскрывает все оттенки характера роли. Надя в буквальном смысле вытаптывает свое горе. Бесконечный стук каблуков – подобно метроному! Эпизод, когда героиня не донесла, по каким-то подсчетам, 1 лев и 2 стотинки (38 рублей 87 копеек!) для покрытия суммы долга в банке, а офис вот-вот закроется, держит в невероятном напряжении: неужели не успеет, завтра опишут дом! И ничего изменить нельзя.

Накал драматизма еще и в том, что последние деньги украл из кошелька Нади ученик. Женщина бежит к фонтану на площади и… собирает монеты со дна! Надо успеть! Потом она без сил бредет домой, на окраину (водитель автобуса уже вез ее в одну сторону бесплатно). Монтаж, ритм картины, работа оператора Крума Родригеса – все подчинено главному. До чего же может дойти умная, образованная женщина, честный человек, прекрасный педагог? И как мужественно, из последних сил раздвинуть тиски современной жизни, когда любимый муж без работы и все на женских плечах? Когда разрушены коренные семейные отношения и никого нет рядом?

Выразительность сценария, написанного Кристиной Грозевой и Петером Вылчановым, словно вынесена на суд зрителей многих стран. Кстати, картина удостоена наград на разных континентах. В первых кадрах фильма Надя, узнав о краже среди учеников, предлагает им признаться: “Единственный, кому может быть стыдно – это вор”, – говорит она. Но признания не последовало. В финале, в телевизионных новостях городка сообщают о том, что совершена кража женщиной в маске, что полиция разыскивает преступницу. Надя молча стоит перед учениками. Мы чувствуем, что она готова признаться сама… Нет, этого не произошло.

Чувство вины своего народа передал польский режиссер Марцин Врона в фильме “Демон” (Польша–Израиль), тоже отмеченного жюри. С блестящей актерской работой израильтянина Итая Тирана и Агнешки Жулевска. А режиссер Далибор Матанич историями о любви (“Зенит”, Хорватия/Словения/Сербия) во враждующих балканских деревнях рассказал о многом, в том числе о великом прощении, страстях и сострадании. В итоге – приз “За лучшую режиссуру”.

С радостью отнеслись российские участники фестиваля к победе в конкурсе “Молодость на марше” режиссера Натальи Кудряшовой. Ее фильм “Пионеры-герои” уже “прозвучал” и у нас, и за рубежом. А на “Листопаде” актерский ансамбль “Пионеров…” получил приз от жюри кинопрессы. Эта картина – о детстве поколения 35-летних, которые вспоминают о своих пионерских мечтах. Когда-то они подражали пионерам-героям Великой Отечественной войны. Были, до смешного, едины в гипертрофированном патриотическом порыве помочь Родине в мирное время. “Найти и обезвредить” врага-шпиона. А сегодня приторная и душная монументальность прошлых лет как фон иного сознания почему-то греет душу и сердце уже давно вошедших во взрослую жизнь пионеров советских школ. Почему?

Нет, это не ностальгические воспоминания. Это – когда папа и мама переживают за декламацию пионерской клятвы: правильно ли выучила? И со слезами, вместе с дочкой повторяют ее слова в сердце Родины – на Красной площади. Девочка, за-

пнувшись от волнения на словах клятвы, героически “выплывает” из драматической ситуации, словно ощущая всю энергетику, всю силу родительской любви.

Девочки и мальчики выросли. Но нуждаются и в дружбе, и в любви близких. Может, в этом проблема? В современной жизни можно и не выплыть в одиночку. И сколько щемящего юмора! Сколько редкого, правдивого чувства времени у молодого режиссера и актрисы Натальи Кудряшовой, художника Аси Давыдовой (как тактично “очеловечены” портреты пионеров-героев), оператора Руслана Герасименкова и в группе пионеров-исполнителей.

Работа семи конкурсных разделов кинофорума, не считая национальных, тематических, поразила отлаженностью, знанием фестивального дела, умелой организацией. Все оценили редкое художественное чутье и самоотверженность кинокритика Игоря Сукманова, директора программ основного игрового конкурса (и конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории “Листопадик”). Сильной оказалась программа неигрового раздела – что отметила член жюри, режиссер-документалист из Эстонии Марианна Каат. Отбирала программу Ирина Демьянова – настоящий профессионал. То же можно сказать и о директоре фестиваля Анжеле Крашевской и ее команде. О руководителе пресс-центра Ксении Талалуевой и его координаторе Марии Ерёме. Они, в частности, организовали посещение киностудии “Беларусьфильм” и знакомство с новым ее директором Игорем Поршневым.

Заместитель главного инженера Сергей Дыко рассказал о реконструкции, идущей полным ходом, – государство серьезно отнеслось к этому объекту. Президент Александр Лукашенко лично назначил ответственных за подъем “Беларусьфильма” как национального достояния. Новое руководство исправляет со строительной компанией некоторые ошибки проектирования. Здесь менялись инвесторы реконструкции, была и остановка работ. Сейчас выделены средства полного финансирования 12 анимационных фильмов, 20 документальных, двух сериалов. Кроме того, в планах два полнометражных фильма: “Дотянуться до небес” о строителях, инженерах и монтажниках ЛЭП, а к столетию милиции Беларуси – экранизация с рабочим названием “Следы на воде”.

Мы побывали в новом павильоне, где Валерий Тодоровский недавно снимал картину “Большой”. Всего на студии будет работать пять таких площадок. А на пиротехническом складе, где хранится 1600 единиц оружия, нам показали пулемет легендарного Сухова! Как рассказал главный хранитель склада Игорь Громик, такого образца не оказалось даже на “Ленфильме”, когда снимали “Белое солнце пустыни”. В одном из залов выступил Национальный академический концертный оркестр Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга. Заслуженный дирижер руководит и джазовым фестивалем в стране. Талант его многогранен. С разными оркестрами работал и для музыки в кино. В том числе с Людмилой Гурченко, начиная с “Карнавальной ночи”.

Нельзя обойти и конкурс “Листопадик” – еще и потому, что именно на студии “Беларусьфильм” работает член жюри этого конкурса, замечательный режиссер-аниматор, педагог, художник, участник и лауреат многих анимационных форумов Михаил Тумеля. Вот его комментарий:

– Если бы в регламенте нашего конкурса существовал Гран-при, я бы не давал его никому. К счастью, были четыре номинации: лучший фильм для детей, лучший фильм для юношества, лучший детский актер и лучший взрослый. Общее впечатление от программы поначалу было интересным, постепенно все как-то стало разрушаться. И вот почему. Как правило, сценаристы и режиссеры находят истории, которые, на их взгляд, близки юному поколению. Например, в фильме “Сын Виннету” режиссера из Германии Андрэ Эркау отец воспитывает сына подобно индейцу, но родители в разводе и индейское счастье мальчика заканчивается. Я и сам хорошо помню, как фильмы киностудии ДЕФА увлекали детей, особенно “Сыновья Большой Медведицы”.

Макс, так зовут героя, едет в лагерь, где мечтает сыграть в спектакле сына Виннету, надеясь помирить родителей. Однако он не подходит на эту роль. И потом сценарий разворачивается так, что абсолютно выпадает из жанра – пьющий отец, какие-то погони… Вероятно, авторы полагали, что зрители заскучают.

Фильм “Шана: музыка волчицы” рассказывает о проблемах канадского индейского поселения, а героиня – девочка Шана, талантливая скрипачка. И опять – ныряют в мистику. Как будто сценаристы не верят детям, не верят, что им интересна реальная жизнь. Причем, это идет и с Востока и с Запада и воспринимается как штамп. Можно все жанры смешать, а юные зрители сами разберутся? Кажется, что те, кто пишет сценарии, плохо знают свою аудиторию.

Мы отдали предпочтение фильму “Частное пионерское-2” режиссера Александра Карпиловского. Режиссер – мой ровесник, ему пятьдесят с небольшим – сумел передать реальную жизнь нашего детства. Сложности взаимоотношений подростков – я это чувствовал – в зале воспринимали замерев. Хотя и не знают нынешние ребята пионерских лагерей с непонятной им идеологией. “Люди Х” наступают на художественную суть детского кино! Мы были едины во мнениях.

И “Листопадик” не изменил сути Большого “Листопада”! Желаю им удачной осени в следующем году!

 

Минск – Москва

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 23 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email