Без паузы

Александр Родченко. Лестница. 1930В Якутске прошел IV Международный кинофестиваль. В конкурсе документального кино лидировал фильм режиссера Михаила Барынина и продюсера Егора Макарова “24 СНЕГА”. Его герой, Сергей, в экстремальных погодных условиях занимается разведением уникальной породы якутских лошадей. Приз за лучший фильм, специальный приз жюри за блестящее визуальное решение якутскому оператору Юрию Бережневу (“24 снега” и “Холодный рубеж”), приз имени оператора Иннокентия Аммосова – Юрию Бережневу, Семену Аманатову, Михаилу Кардашевскому, снявшим “24 снега” – таков призовой список.

И что особенно приятно – кинокритик Сергей АНАШКИН получил награду за вклад в развитие якутского кинематографа.

С 19 по 26 сентября в Благовещенске и городах Приамурья пройдет 14-й фестиваль “Амурская осень”. Пожалуй, единственный фестиваль, в котором участвуют и фильмы и спектакли.

Среди картин киноконкурса – российско-грузинское “Лето замерзших фонтанов” Вано Бурдули, “Птицы” Ксении Баскаковой с Иваном Охлобыстиным в роли скандального рок-музыканта, “Чистое искусство” Рената Давлетьярова с Аней Чиповской и Петром Федоровым, “О чем молчат французы” Владимира Шевелькова по мотивам романа Владимира Корнева.

Среди работ конкурса антрепризных спектаклей – “Друзья” (автор Ясмин Реза) в постановке Юлии Меньшовой; “При чужих свечах” по пьесе Надежды Птушкиной, режиссер Елена Папанова, она же в главной роли; музыкально-драматическая “Территория страсти” по мотивам “Опасных связей” Шодерло де Лакло, поставленная Александром Балуевым, он же продюсер, он же исполнитель одной из главных ролей; “Царский подарок” Нины Чусовой.

А еще семнадцать картин в программе короткого метра, творческие вечера актеров Евгения Дятлова и Алексея Воробьева, внеконкурсные спектакли и фильмы.

 

Пермь. 16-23 сентября. Шестнадцатый Международный фестиваль документального кино “Флаэртиана”.

В национальном конкурсе на приз “Малый золотой Нанук” будут претендовать 18 фильмов. В том числе уже получившие признание “Чужая работа” Дениса Шабаева, “Напротив левого берега” Евгения Григорьева, “Земля Иосифа” Павла Медведева, “Прогноз погоды” Ивана Твердовского.

Отдельной строкой “Форсаж. Возвращение” Наталии Гугуевой. В 2001-м Гугуева сняла “Форсаж” – о Герое России Тимуре Апакидзе, о летчиках палубной авиации, о выборе, который им пришлось делать, когда распалась страна. Новый ее фильм – о бывших однополчанах, сослуживцах, вынужденных противостоять друг другу в непростое время, при непростых отношениях России и Украины.

15 картин в международном конкурсе, жюри которого возглавит американский режиссер-документалист Дуг Блок. От России в этой программе “24 снега” Михаила Барынина о якутских коневодах, “INTRO” Юлии Панасенко, в своем роде продолжение ее же “Outro”, получившего Гран-при “Флаэртианы”-2011.

А вот уж что точно нельзя пропустить в международном конкурсе, так это “Ветрянку” одного из лучших наших документалистов Виктора Косаковского (“Среда”, “Тише!”, “Да здравствуют антиподы!”). Сделана в копродукции Норвегии, Дании, Швеции, России. О двух сестрах, Насте и Полине, юных балеринах, точнее, стремящихся стать балеринами, а поэтому класс, репетиции, занятия и слезы…

А также 17 лент в студенческом конкурсе.

На открытии “Флаэртианы”-2016 покажут фильм режиссера из Швеции Ежи Сладковского “Дон Жуан” (гран-призер фестиваля документального кино в Амстердаме), снятый в Нижнем Новгороде. Его герой, 22-летний Олег – аутист.

 

20-е годы прошлого века. Русский авангард. Имя, которое звучит как призыв – Александр Родченко. Художник и фотограф. И даже больше, чем фотограф. Экспериментатор. Классик. Его не раз цитировали, в том числе, и в кино. Ему пытались подражать. Но он первооткрыватель. Он – один-единственный. В письме в редакцию “Советского фото” в 1927-м написал: “В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю – “съемки с пупа”, аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек, кроме “с пупа”, пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются “сверху вниз” и “снизу вверх”, и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним”.

Или вот еще: “Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?.. Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетия на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать, людей видеть со всех точек и при всяком освещении”.

Портреты Маяковского, Лили Брик, Эсфирь Шуб, московские улицы, памятник Пушкину, пионеры и спортсмены, демонстрации, парады, дома, мосты, трамваи, лодки у причала и так далее, и так далее. Непривычный взгляд на привычное. С тех точек, которые Родченко утвердил, расширил и к которым приучил.

В Московском Мультимедиа Арт Музее – выставка работ Александра Родченко.

Алена ДМИТРИЕВА
Александр Родченко. Лестница. 1930
«Экран и сцена»
№ 17 за 2016 год.