Место встречи – то же

Иван Колесников на съемках фильма “Конец прекрасной эпохи”7 – 14 июня. Сочи. 26-й Открытый Российский кинофестиваль “Кинотавр”.

В дизайн нынешнего “Кинотавра” “вписаны” марки, почтовые марки с фестивальными логотипами. Александр Роднянский, президент Открытого Российского, предлагает рассматривать их как послание, поскольку “Кинотавр” – это всегда авторское кинематографическое послание.

В основном конкурсе – четырнадцать фильмов (из них половина – дебюты): “14+” Андрея Зайцева, “No comment” Артема Темникова, “Гость” Дениса Родимина, “Находка” Виктора Демента, “Парень с нашего кладбища” Ильи и Антона Чижиковых, “Пионеры-герои” Натальи Кудряшовой, “Чайки” Эллы Манжеевой, “Синдром Петрушки” Елены Хазановой (по роману Дины Рубиной с Евгением Мироновым, Чулпан Хаматовой, Мерабом Нинидзе), “Тряпичный союз” Михаила Местецкого, “Ангелы революции” Алексея Федорченко, “Инсайт” Александра Котта, “Про любовь” Анны Меликян, “Спасение” Ивана Вырыпаева, “Страна Оз” Василия Сигарева. Шестеро последних – любимцы “Кинотавра”; если подоспеют со своими работами – жди в конкурсе. “Пионеры-герои” и “Чайки” уже засветились на Берлинале-2015. А в рекламном ролике “Страны Оз” – безумие, мат и непробиваемая Яна Троянова.

Программный директор “Кинотавра” Ситора Алиева считает, что его нынешний конкурс – это “демонстрация актуальности во всем ее жанровом и тематическом разнообразии. Экстремальный артхаус соседствует с абсолютно жанровым кино, социальная злободневность – с вневременными глобальными концепциями экранного зрелища”.

А еще стало возрождаться весьма популярное в советские времена любительское кино. Оно не зависит от минкультовских грантов, и делать можно, что пожелается. Только снимают его не на дешевенькие кинокамеры, а на мобильники. Но, к сожалению, качество произведенного продукта, оставляет желать…

Двадцать две картины – в конкурсе “Кинотавр. Короткий метр”; среди них “Горизонт”, срежиссированый известной Татьяной Догилевой. В спецпоказы включены “Родина” Петра Буслова, “Убрать из друзей” Лео Габриадзе и рабочая версия “Брата Дэяна” Бакура Бакурадзе, а сам режиссер проведет мастер-класс. Вне конкурса – программа “Кино на площади” (перед Зимним театром), составленная из прокатных хитов, включая суперхит 1979-го “Пираты XX века” Бориса Дурова.

Откроется фестиваль “Концом прекрасной эпохи” Станислава Говорухина по мотивам Сергея Довлатова. Два года назад Говорухин отдал на открытие свой “Weekend”, который был принят не слишком благожелательно. Говорят, Станислав Сергеевич даже дал слово больше с “Кинотавром” не экспериментировать. Однако решился.

На закрытии покажут “Зеленую карету” Олега Асадулина (среди продюсеров Ренат Давлетьяров), съемки одного из эпизодов прошли на прошлогоднем “Кинотавре”.

В рамках деловой программы – “круглые столы”: по дебютам, проблемам экранизаций, активности и степени влияния на кинопроцесс общественных организаций в кинематографе; о том, как выживает кино в окружении интернета, телесериалов и прочего “визуального контента”.

Большое жюри возглавит режиссер-продюсер Алексей Учитель. Вместе с ним “жюрят” оператор Юрий Клименко, кинокритик Петр Шепотинник, продюсер Наталья Мокрицкая, кинопрокатчик Алексей Рязанцев, актеры Олеся Судзиловская и Андрей Смоляков, сценарист Николай Куликов.

В жюри короткого метра – продюсер Игорь Толстунов (председатель), актриса Агния Кузнецова, режиссер Иван И.Твердовский, кинокритик Иван Кудрявцев. Жительницы города Самара получают заказанный Карепрост очень быстро

Приз “За художественную и гражданскую бескомпромиссность” будет вручен на открытии фестиваля Вадиму АБДРАШИТОВУ.

26-й “Кинотавр” останется на прежних местах – в Зимнем театре, гостинице “Жемчужина”. Переселение если и произойдет, то не в этот раз.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 9 за 2015 год.