Универсальный солдат

Сцена из балета «Русский характер». Фото Б.АННАДУРДЫЕВА

Сцена из балета «Русский характер». Фото Б.АННАДУРДЫЕВА

Продюсерская компания MuzArts, давно и успешно сотрудничающая со звездами Большого, представила на сцене Малого театра амбициозный балетный триптих «Планида». В программу, наряду с уже известными и успешными одноактными балетами «Франческа да Римини» Юрия Посохова и «Нерв» Анны Щеклеиной, вошла премьера – «Русский характер». Для создания этой работы хореограф Павел Глухов, в последнее время активно работающий с классическими танцовщиками, собрал по-настоящему продвинутую команду. В нее вошли художница по костюмам Светлана Тегин, художник по свету Иван Виноградов, видеохудожник Алексей Бычков.

Музыкальную драматургию, задающую тон всему спектаклю, создал Айдар Гайнуллин, всемирно известный баянист и композитор, чьи саундтреки к фильмам «Эйфория» и «Кислород» были удостоены премий «Ника» и «Кентавр». Гайнуллин написал динамичную, выразительную и очень танцевальную музыку, в которой угадывается его увлечение Астором Пьяццоллой, а в торжественном звучании хора слышатся апокалиптические ноты «Кармины Бураны» Карла Орфа, отсылающие к размышлениям о роке в человеческой жизни. Добавим, в спектакле задействованы Московский молодежный камерный оркестр под управлением Андрея Колясникова и Камерный хор ГМПИ имени М.М.Ипполитова-Иванова, а сам Гайнуллин демонстрирует свое мастерство баяниста-виртуоза.

В основу балета положен одноименный рассказ Алексея Толстого – пронзительная история о солдате Егоре Дрёмове, чье лицо изуродовано в горящем танке. Приехав на побывку домой, он, чтобы не пугать близких, выдает себя за фронтового товарища. Хореограф, стремясь избежать иллюстративности, отказывается от последовательного изложения сюжета. Происходящее на сцене – скорее вспышки воспоминаний, чередование эпизодов фронтовой и деревенской жизни, которые, впрочем, стилистически мало различимы. Без знания рассказа понять сюжет практически невозможно, однако внутреннее драматическое содержание передается и музыкой, и хореографией.

Энергетическим и смысловым центром спектакля в день премьеры стал Алексей Путинцев – блестящий танцовщик, который, благодаря своей харизме и почти постоянному присутствию на сцене, держит на себе все действие. Драматизм особенно наглядно выражен в его соло и дуэтах, балансирующих на грани нервного срыва. Стремительные, импульсивные, насыщенные сложными поддержками, они передают вибрации боли и отчаяния в каждом движении. Здесь нет ничего бытового – только символика и невероятной силы напряжение, которым заряжены взаимоотношения Дрёмова с возлюбленной (Елизавета Кокорева), матерью (Екатерина Крысанова) и отцом (Михаил Лобухин).

С этими эпизодами контрастируют по-мальчишески задиристые сцены – Егора с двумя фронтовыми товарищами (Георгий Гусев, Иван Сорокин). Их залихватские танцы, технически замысловатые и энергетически затратные, как говорит сам хореограф, к сожалению, несколько однообразны, из-за чего действие временами начинает буксовать. Не зная рассказа, эту троицу, одетую в брюки цвета мокрого асфальта и рубахи а-ля гимнастерки, можно принять за осовремененных Ромео, Меркуцио и Бенволио.

Создатели «Русского характера» делают историю универсальной, лишенной каких-либо национальных или временных признаков. Костюмы героев решены преимущественно в серых тонах. Единственное яркое пятно – алый платок, которым герой закрывает изуродованное лицо и который, подобно пламени, вспыхивает то в его руках, то в руках других персонажей. Однако, лишив историю этих конкретных признаков, авторы ставят зрителя в тупик: при чем здесь, собственно, тот самый «русский характер», описанный Алексеем Толстым в 1944 году? Тема сострадания, милосердия и единства духа, заявленная как объединяющая для всего триптиха «Планида», безусловно, считывается. Но невольно задаешься вопросом: не стоило ли авторам сменить название балета, дабы избежать подобных недоумений?

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
Октябрь 2025 года