«Сеньор Петипа путешествует под вымышленным именем…»

• М.И.Петипа. 1870 г.Сколько-нибудь полная, строго документальная биография Мариуса Петипа (1818–1910), необходимость которой была осознана еще в 1920-е годы, до сих пор не написана ни русскими, ни зарубежными исследователями. О многих танцовщиках и хореографах XVIII века, чье влияние на мировой балет несопоставимо с влиянием Петипа (например, о Дженнаро Магри, итальянском танцовщике-гротеск XVIII века и создателе своей системы записи хореографии), на Западе написано куда подробнее. С начала XX века и по сей день биографические очерки о Петипа основываются почти исключительно на его поздних «Мемуарах», крайне интересном, но ненадежном и субъективном источнике. Так, в 1896 году А.А.Плещеев писал П.В.Быкову об «огромной биографии Петипа, записанной с его слов Безобразовым» и напечатанной в приложении к «Новому времени»: «Я тоже писал с его слов, но в прошлом году, и есть маленькая разница (старик очевидно попутывает). Безобразов говорит, что он начал карьеру в Париже, а я говорю, что в провинции, но потом удостоился чести танцевать с Фанни Эльслер. Оставимте так, как у меня есть, но замените лишь “и с Фанни Эльслер” словами – «с Карлотой Гризи» и не “удостоился”, а просто “танцевал”».
Очевидно, лишь архивные документы дают подлинную хронологию исполнительской и балетмейстерской деятельности, позволяют установить объективную картину становления хореографа. Документы из французских и испанских архивов и библиотек обратили на себя внимание исследователей только в последние несколько лет; русскому читателю они практически неизвестны. Из многостраничного личного дела Петипа о службе в Императорских театрах, находящегося в Российском государственном историческом архиве, до сих пор опубликованы считанные листы. Цель настоящей публикации – ввод в научный оборот некоторых, частью неопуб-ликованных, частью неизвестных, документов, раскрывающих обстоятельства жизни Мариуса Петипа после его побега из Испании во Францию, совершенного в духе приключенческих романов, а также событий, предшествовавших отъезду из Франции в Россию.
В «Мемуарах» балетмейстер пишет о «романе по всем правилам испанских любовных интриг», который завязался у него, танцовщика мадридского Театро дель Сирко, с дочерью одной знатной испанки: «После спектакля отправлялся я к балкону своей Дульцинеи и, если на нем не было белого платка, что означало «опасность», я с ловкостью испанского идальго взбирался на балкон, а оттуда попадал в объятия очаровательной Джульетты». Поклонник, однако, был и у матери возлюбленной Петипа, женщины «не первой уже молодости, но все еще выдающейся красоты». Это был первый секретарь французского посольства, некий маркиз Ш. В изложении хореографа, решив, что танцовщик покушается на предмет его страсти, маркиз сначала подкараулил Петипа, чтобы избить, а потом вызвал на дуэль. Ее итогом стало то, что Петипа пришлось вскоре покинуть Мадрид, как он считал, «по проискам посольства».
Исследователю и балерине Л.Ормигон в своей книге «Мариус Петипа в Испании: 1844–1847» удалось конкретизировать детали этой истории, вызвавшей в Мадриде переполох, и убедительно идентифицировать ее главных персонажей, скрытых у Петипа за инициалами. Она обратила внимания на два письма, опубликованных, но не привлекавших внимания историков балета. Одно написано 14 января 1847 года писателем Хуаном Валера своему отцу. В нем говорится: «Самым примечательным событием, которое занимает злые языки, является побег танцора Петипа с дочерью маркиза де В. Говорят, что эта романтическая сеньорита исчезла из своего дома в обед, оставив письмо своей матери, в котором объяснила, что из мотивов, побудивших ее поступить столь эксцентричным образом, наиболее весомым является страстная любовь к летучему воздушному любовнику, с которым она сбежала, как новая Ариадна. Правду говорят, что в наши дни счастливы те, кто танцует, обоего пола». Другое принадлежит Просперу Мериме, писавшему 23 января 1847 года герцогине Эжени де Монтихо в ответ на ее письмо: «Я полагал, что месье Петипа покушался на саму маркизу Вильягарсию, а не на ее дочь. Хотя, кажется, это человек без предрассудков, который начинает трапезу со спелого плода, а заканчивает зеленым». Обратившись к спискам посольства Франции в Испании (чего также ранее не было сделано), Л.Ормигон обнаружила, что должность первого секретаря посольства в то время занимал герцог Луи Шарль Элье Деказ де Глюксберг (1819–1886), с которым, вероятнее всего, и возник конфликт у Петипа.
Изучая документы испанских архивов за 1840-е годы, автор публикации, как и Л.Ормигон, столкнулся с их разрозненностью и порой запутанной систематизацией, отражающей административное устройство Испании времен королевы Изабеллы II. Одной из самых упорядоченных структур в ней было Министерство иностранных дел. Посольские традиции делопроизводства, предполагающие, в частности, дублирование исходящей корреспонденции в отдельных книгах, позволили сохраниться чрезвычайно важному документу, проясняющему обстоятельства побе-га Петипа и его возлюбленной. Это копия письма, направленного 27 января 1847 года секретарем посольства Испании во Франции Доминго ди Агилера и Контрерасом (маркизом Беналуа) министру внутренних дел Франции Танги Дюшателю. Оно ценно вдвойне – и как свидетельство того, что вопрос был поднят на межгосударственный уровень, что грозило Петипа неизбежными неприятностями, и потому, что, составляя его, маркиз, очевидно, опирался на донесения разведки.
Документы о реакции министра и принятых им мерах пока не выявлены, они могут находиться в Национальном архиве Франции. Можно, однако, предположить, что «необходимые распоряжения» были отданы, что отнюдь не улучшило положения Петипа уже в самой Франции, – а оно, как следует из документов его личного дела в РГИА, было не блестящим. Оправдываясь в невозможности оплатить сделанные в Париже перед отъездом заказы, Петипа, уже обосновавшийся в России, много раз ссылается на разорительное «путешествие из Испании во Францию», путешествие, совершенное «под вымыш-ленным именем». Причем приглашение в Императорские Санкт-Петербургские театры, которое Петипа справедливо считал подарком судьбы, первоначально ввело его в еще большие траты: так, он, видимо, заказал себе у костюмера Парижской оперы Ноннона костюм Лойса в «Жизели», а также шелковые панталоны у портного Милона. Расписка Ноннону датирована 30 мая 1847 года (нового стиля), расписка Милону – 31 мая 1847 года.
В «Мемуарах» хронология отъезда Петипа из Франции изложена в следующих словах: «29 мая мы прибыли в Крон-
штадт…» – пишет балетмейстер, считая по старому стилю, по которому велось летоисчисление в России. Затем Петипа был, по его словам, принят директором Императорских театров Александром Михайловичем Гедеоновым (1791–1867), повелевшим Конторе выписать ему аванс на 200 рублей, что до глубины души поразило артиста: «Четыре месяца безделья и при этом – двести рублей аванса». «Я тотчас же написал письмо матушке, поделился с ней этой доброй новостью и отправил ей сто рублей, которые в то время составляли четыреста один франк и пятьдесят сантимов». В архиве Петипа в ГЦТМ имени А.А.Бахрушина сохранилось его письмо костюмеру Парижской оперы Ноннону, написанное в Петербурге 23 июня 1847 года. Если считать, что Петипа датировал его новым стилем, то оно отправлено через неделю после разговора с Гедеоновым. Тон письма совершенно иной: выписанного директором аванса в 250 рублей серебром в счет аванса не хватило бы, чтобы расплатиться с долгами, а выплаты жалованья по контракту ожидаются лишь в сентябре. Ноннон и Милон в течение нескольких лет пытались взыскать с Петипа долг, обратившись в итоге к Гедеонову с просьбой вычесть причитающееся из жалованья артиста. Вообще, само по себе характерно, что действительный статский советник должен был вникать в старые счета своего танцовщика, как и наивная уверенность Петипа, что генерал «не имеет права» вычесть долг из его жалования, да и вообще слишком хорошо к нему относится, чтобы так поступить. Но это уже другой сюжет – об устройстве Императорских театров в России и поисках идеального импресарио, составляющих главный сюжет «Мемуаров» балетмейстера.
Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-24-08001.

1.
Д. де Агилера и Контрерас,
маркиз Беналуа – Ш.-М.-Т.Дюшателю
19 января ст.ст./27 января н. ст. 1847 г., Париж
Париж. 27 [января 1847 г.] Господин министр,
Мадемуазель Кармен Мендоза и Кастро, дочь маркиза Вильягарсиа, покинула Мадрид 10 сего месяца без согласия родителей, чтобы следовать во Францию с сеньором Петипа, танцором. Пользуясь любезностью Вашего Превосходительства, прошу не отказать в отдаче всех необходимых распоряжений о тщательном розыске девицы Мендоза и Кастро и помещении ее в надлежащие место до тех пор, как родители смогут забрать ее.
Мне передают, что сеньор Петипа путешествует под вымышленным именем и что он 14 сего месяца должен был выехать из Байонны в Париж, где его видели 23 числа на платформе железной дороги из Руана.

2.
Ноннон – М.И.Петипа
18 мая ст. ст. / 30 мая н.ст. 1847 г., Париж
Счет г. Ноннона, оперного костюмера в Париже, на имя артиста г. Мариуса Петипа.
30 Мая 1847 г.
Костюм из «Жизели», состоящий из зеленого шелкового бархата для бочара, с золотым галуном, с нижними рукавами из белого шелкового атласа, и рукавчики, украшенные золотым галуном – 120 франков.
Золотая веревка с узелками – 25 франков;
1 Гусарский ментик белого казимира, обшитый золотом, украшенный бранденбургскими и золотыми пуговицами – 70 франков;
1 Белые панталоны из голубой шерсти с золотыми лампасами – 25 франков.
Итого франков 244.

3.
М.И.Петипа – Ноннону
18 мая ст. ст. / 30 мая н.ст. 1847 г., Париж
Париж. 30 мая 1847 г.
15 будущего Августа месяца я заплачу Господину Ноннону или по передаче сумму в 244 франка товаром.
Ручаюсь за 244 франка.
М.Петипа• М.И.Петипа и М. Ги Стефан. 1845 г.

4.
М.И.Петипа – Милону
19 мая ст. ст. / 31 мая н.ст. 1847 г., Париж
[Сего 31 мая 1847 г. Париж] [Месье Милон],
Вчера, спустя три часа, как вы вышли от меня, я был принужден заплатить шестьсот франков, которые я надеялся уплатить только чрез четыре месяца. Вследствие чего я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбою.
Я Вам дам расписку, коей срок уплаты в сентябре месяце и которую Вы можете передавать по торговым делам. Если Вы согласитесь на мое предложение, то потрудитесь вручить несколько строчек подателю сей записки, и чрез час я пошлю тогда Вам расписку.
Если Вы не согласитесь, я вынужденным буду выдать Вам сейчас, что Вы мне послали.
Согласитесь или нет, но верьте [слову] навсегда остающегося с благодарностию Вашим покорным слугою.
М.Петипа

5.
М.И.Петипа – Милону
19 мая ст. ст. / 31 мая н.ст. 1847 г., Париж
Париж. Сего 31 мая 1847 г.
В конце сентября месяца я заплачу
г. Милону или по передаче его сумму в 239 франков. Ценность получена товаром.
Мариус Петипа

6.
А.М.Гедеонов – Конторе Императорских театров
4 июня ст.ст. / 16 июня н.ст. 1847 г.
Министерство Императорского Двора
Дирекция Императорских Театров
В С.-Петербурге
4 Июня 1847
№ 384
Конторе Императорских С.-Петербургских Театров
Препровождая при сем контракт, заключенный со вновь ангажированным в балетную труппу танцовщиком Мариусом Петипа, предписываю Конторе принять оный к должному исполнению и выдать ему следующие по контракту вояжные
деньги восемьсот франков, рассчитав по курсу на серебро, и в счет жалованья двести пятьдесят рублей серебром с вычетом по 1 марта 1848 г.
Директор Императорских Театров,
Действительный Тайный Советник Гедеонов

7.
М.И. Петипа – Ноннону
11 июня ст.ст. / 23 июня н.ст. (?) 1847 г.
Сего 23 июня 1847 г. Петербург.
Месье Ноннон,
Я оказался в положении, которое лишает меня возможности выслать вам деньги, которые я вам должен за то, что вы были столь добры мне сделать. Я вам пишу с просьбой оказать мне величайшее снисхождение и подождать до ноября. По моем приезде в Петербург я получил милый прием у Его Превосходительства генерала Гедеонова, нашего Директора. Он мне сказал, что в настоящий момент театры закрыты из-за жары, которая действительно стоит очень сильная, и что я не могу дебютировать ранее, чем в сентябре, и хотя начало моего ангажемента считается с 24 мая [ст. ст.], жалованье [все равно] будет выплачено не ранее, чем в сентябре. Вы видите, что я вынужден нарушить свое обещание, что меня очень мучает.
Но так как я знаю Вашу любезность, я совершенно надеюсь, что вы согласитесь на отсрочку, о которой я прошу. Вы можете быть уверены, что я буду верен слову.
Верьте наперед в мою признательность и примите самые искренние уверения от остающегося Вашим преданным слугой
М.Петипа

8.
А.М.Гедеонов – Конторе Императорских театров
9 августа ст.ст./21 августа н.ст. 1847 г.
Августа 9 дня 1847 г.
Конторе Императорских С.-Петербургских Театров
Предписание
В дополнение к предписанию моему от 4-го Июня сего года за № 384, предписываю Конторе танцовщику Мариусу Петипа впредь до распоряжения производить жалованье по восьми тысяч франков в год, составляющих на серебро 2000 рублей.
Директор Императорских Театров Гедеонов

9.
А.М.Гедеонов – Конторе Императорских театров
26 февраля ст.ст. / 9 марта н.ст. 1848 г.
Конторе Императорских С.-Петербургских Театров
Предложение
По окончании 24-го Мая сего 1848-го года первого года срока контракта Танцовщика Петипа – предписываю Конторе по успехам, сделанным в занимаемых им амплуа, возобновить оный на два года, с производством ему, на основании 8-го пункта контракта сего, жалованья по десяти тысяч франков, рассчитав его Петипа по помянутому контракту с 24-го Мая 1847 года по то же число сего 1848-го, тож из оклада 10.000 франков, – Февраля 26 дня 1848 года.
Директор Императорских Театров Гедеонов

10.
М.И.Петипа – Милону
26 мая 1848 г., Петербург (?)
Сего 26 мая 1848 г.
Г. Милон,
Я получил сегодня Ваше письмо и то-
роплюсь с ответом. Должен сказать, что я был крайне удивлен, читая, что Вы напишете генералу, Директору моему, потребовав уплаты суммы, которую я Вам должен. Я полагаю, что если Вы это сделаете, то генерал разорвет письмо Ваше: он не имеет никакого права удержать эту сумму из моего жалованья, и к тому же слишком любезен [ко мне], чтобы никогда этого не сделать. Я Вам говорил, что после моего путешествия в Испанию, которое мне обошлось очень дорого, я был принужден платить значительные суммы, и по этой причине оказался не способен выслать Вам деньги.
Я, таким образом, прошу Вас о крайней любезности подождать до августа – конца августа с уплатой того, что я должен. Я
обещаю, что заплачу в указанное время.
Ваш преданный слуга
Мариус Петипа

11.
М.И.Петипа – Милону
22 сентября 1848, Петербург
С.-Петербург. [Сего] 22 Сентября 1848 г.
Господин Милон,
Вы, вероятно, на меня сердитесь, что я не сдержал своего обещания, как я Вам обещал Вам выслать Ваши деньги, которые я Вам должен, но я принужден был заплатить огромные суммы по причине путешествия моего из Испании во Францию.
Я Вас прошу еще иметь терпение и отсрочить мне платеж до конца декабря. Вы тогда можете быть уверены, что получите непременно то, что я Вам должен.
Прошу Вас, не сердитесь на меня, и получите впредь мою благодарность.
Имею честь быть
Вашим покорным слугой
Мариус Петипа

12.
М.И.Петипа – А.М.Гедеонову
Декабрь 1849 г.
Ваше Превосходительство,
Статья моего контракта гласит, что артист должен предупредить Ваше Превосходительство о своих намерениях за шесть месяцев до его окончания. Сообразуясь с данным правилом, я беру на себя свободу запросить Ваше Превосходительство, входит ли продление моего контракта в Ваши виды, и в таковом случае принять уверения в моем усердии и пригодности исполнять мой долг, как ранее.
Буду счастлив, если удача позволит мне по-прежнему служить под началом Вашего Высокопревосходительства, которого я имею честь приветствовать и называть себя преданным слугой
Петипа сын

13.
А.М.Гедеонов – Конторе Императорских театров
17 февраля ст. ст. / 1 марта н.ст. 1850 г.
Февраля 17 дня 1850 г.
Конторе Императорских С.-Петербургских Театров
Предписание
По окончании 24 Мая сего 1850 года срока Контракта Танцовщика Петипа 2 предписываю Конторе: по предстоящей в артисте сем надобности возобновить оный вновь на один год на прежнем положении.
Директор Императорских Театров,
Действительный Тайный Советник
Гедеонов

14.
Милон – А.М.Гедеонову
13 июля ст.ст./25 июля н.ст. 1850 г., Париж
Париж. [Сего] 25 июля 1850 г.
Его Высокопревосходительству
Генералу Гедеонову
Директору Императорских театров
Ваше Высокопревосходительство,
Пенсионер Мариус Петипа должен мне сумму в 281 франков за шелковые панталоны, которые я ему продал при отъезде его в Россию.
Расписка его в 239 франков.
Проценты за три года 42 франка, 281 франк.
Я несколько раз обращался к нему, чтобы получить эту сумму, препровождаю при сем его ответы и покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство приказать вычесть сию сумму из его содержания.
Имею честь быть Вашего Высокопревосходительства покорнейшим слугою,
Милон старик
При сем его [Петипа] расписки.

Комментарии (номера соответствуют номерам публикуемых писем):
1. Archivo Historico Nacional (Espagne), Estado 7135, [s/p]. Перевод публикатора.
2. РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Ед. хр. 2467. Л. 54. Публикуется перевод СПб. Конторы театров.
Перечисленные детали и цвета костюма отличаются от эскиза парижской постановки, хранящегося в Библиотеке-Музее Парижской оперы (эскиз делался на брата Мариуса – Люсьена, исполнявшего эту роль на парижской премьере в 1841 г.).
3. Там же. Л. 52-52 об. Публикуется перевод СПб. Конторы театров (Л. 53).
4. Там же. Л. 46.
5. Там же. Л. 50-50 об. Публикуется перевод СПб. Конторы театров (Л. 51). В подлинник вписано: «30 Septembre», и на обороте проставлена печать с датой «21 сентября 1847 г.» – в этот день Милон старший, по-видимому, передал расписку Петипа «по коммерческим делам» за неуплату.
6. Там же. Л. 25
7. ГЦТМ. Ф. 205. Ед. хр. 13. Перевод публикатора.
8. РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Ед. хр. 2467. Л. 27.
9. Там же. Л. 35
10. Там же. Л. 47. Перевод публикатора.
11. Там же. Л. 48 об.
12. Там же. Л. 40. Перевод публикатора.
13. Там же. Л. 43.
14. Там же. Л. 49. Публикуется перевод СПб. Конторы театров (Л. 49 об.)

</div>
<div style=»text-indent: 40px; text-align: right;»>Публикация Сергея КОНАЕВА</div>
<div style=»text-indent: 40px;» align=»justify»>
<div style=»text-indent: 40px; text-align: right;»><em><span style=»font-family: times  new roman,times;»>«Экран и сцена»</span> </em></div>
<div style=»text-indent: 40px; text-align: right;»><em><span style=»font-family: times  new roman,times;»><em><span style=»font-family: times new roman,times;»>№ 22 за 2014 год.</span></em></span></em></div>