17-28 мая. 75-й Каннский кинофестиваль
Пройдет в обычном формате, но в очередных непредвиденных обстоятельствах. А жаль, что многие не смогут поучаствовать в этом празднике кино.
Непредвиденным стал отказ Александра Сокурова от приезда в Канн и участия его фильма “Сказка” в конкурсе. Непредвиденным стал отказ дирекции фестиваля от участия в программе фильма “Птица ищет клетку” ученицы Александра Николаевича Малики Мусаевой.
Непредвиденным оказалось решение режиссера Мишеля Хазанавичуса сменить название своей “зомби-комедии” (“Z (comme) Z” / “Z (значит) Z” из-за буквы Z. В международный прокат она выйдет как “Final Cut” (“Окончательный монтаж”). Картиной Хазанавичуса откроется юбилейный кинофестиваль.
А вот участие Кирилла Серебренникова с “Женой Чайковского” было ожидаемо. В Канне режиссера привечают, здесь побывали его “Лето” и “Петровы в гриппе” (призер фестиваля в 2021-м).
Среди авторов картин главного конкурса – любимцы Канн. Среди картин – “ТОРИ И ЛОКИТА” братьев Дарденн (“Золотая пальмовая ветвь” за “Розетту” и “Дитя”); социальная драма “ПОСРЕДНИК” Хирокадзу Корээды; “ПРЕСТУПЛЕНИЯ БУДУЩЕГО” с Вигго Мортенсеном и Леа Сейду, режиссер Дэвид Кроненберг; “ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАЛИ” с Вуди Харрельсоном, режиссер Рубен Эстлунд (“Золотая пальмовая ветвь” за “Квадрат”); “ЗВЕЗДЫ В ПОЛДЕНЬ” Клер Дени; “МИНДАЛЬНОЕ ДЕРЕВО” Валерии Бруни-Тедески, номинантки на “золото” Канн; “R.M.N.” Кристиана Мунджиу (“Пальмовая ветвь” за “4 месяца, 3 недели, 2 дня”); “HI-HAN” Ежи Сколимовского, призера Каннского киносмотра за “Вопль” и “Лунный свет”.
Большое жюри возглавит Венсан Линдон (приз за лучшую актерскую работу Каннского МКФ – фильм “Закон рынка”; а еще он снялся в “Титане”, получившем в прошлом году “Золотую пальмовую ветвь”). В его команде – актриса и режиссер Ребекка Холл, режиссер Йоаким Триер, режиссер и сценарист Ладж Ли, режиссер и сценарист Джефф Николс, режиссер, сценарист, продюсер Асгар Фархади, актрисы Нуми Рапас, Дипика Падукон, Жасмин Тринка.
На фестивальном постере – кадр из фильма “Шоу Трумана” Питера Уира 1998 года с Джимом Керри в главной роли. Труман проживает свою жизнь под телекамерами, не догадываясь, что он герой шоу, а окружающие его люди – актеры. В финале фильма он идет вдоль стены с нарисованными небом, облаками, морем, поднимается по лестнице и выходит в реальный мир. На постере Канн – герой Джима Керри, идущий по лестнице, прикасается рукой к стене, на которой цифры 75.
Комментарий организаторов фестиваля: “Эта сцена побуждает не только ощутить границу между реальностью и воображением, манипуляцией и катарсисом, но и задуматься о силе вымысла”.
Биргит БОЙМЕРС
«Экран и сцена»
№ 9 за 2022 год.