Игра, игрища и забавы

• Сцена из спектакля  “Собаки”На вопрос “Зачем вы стремитесь на сцену? Зачем играете в театре?” из аудитории, замершей перед профессором Д.В.Трубочкиным, неслись задумчивые ответы: “Там можно прожить совсем другую жизнь. Скучно всегда быть собой. Переодевшись, можно почувствовать себя кем-нибудь другим, даже, например, женщиной!” Для них все впервые, все в новинку. К примеру, вопрос: “а что такое классика?” не породил школьных ассоциаций, а заставил напряженно искать ответ. “Это что-то незыблемое. То, к чему все привыкли”. И даже: “Это хорошие манеры!” В зале сидели актеры-любители, в основном юные, съехавшиеся в сибирский город Югорск на фестиваль “Театральная весна-2012”, масштабный смотр любительского театрального движения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Столичным жителям, избалованным пугающим разнообразием театрального ландшафта, трудно вообразить себе, что значит ни разу не побывать в театре или, что, возможно, еще хуже, представлять себе профессиональный театр по заезжим антрепризам (на которые, кстати, местные театралы весьма обижены). Вопреки или благодаря изоляции, но немалое число жителей Югры тянется к этому древнему виду художественного творчества.
В двенадцатый раз фестиваль собрал энтузиастов сурового северного края, и шестой раз весенний праздник проходит в гостеприимном Югорске, при всесторонней поддержке администрации города и округа, в удобном зале комплекса “Югра-Презент”, где по утрам снуют дети, пришедшие на занятия в кружках, а ближе к ночи пахнет попкорном – театральная сцена сменяется киноэкраном.
На фестивале было все, “как у взрослых”: пышное открытие, безупречно скоординированная работа организаторов, самоотверженные волонтеры-помощники, усталое (16 спектаклей за три дня фестиваля) жюри, споры о премиях, номинациях и формулировках. Даже сомнения те же: трудности игры на чужой, незнакомой сцене, непривычные технические условия, усталость труппы от дальней дороги, необходимость поддержки. Но оценивались спектакли без всяких скидок на географическую удаленность от центра, отсутствие профессионального образования у исполнителей или недостатки технической базы.
Гран-при фестиваля повез из Югорска в город Урай Народный театр “Синяя птица” за спектакль “Счастье мое…”. Наивная послевоенная история Александра Червинского о детдомовской девочке-звезде, соблазнившей молоденького матроса только для того, чтобы родить, причем именно дочь, поставлена режиссером Ларисой Коршуновой тонко и нежно, без грубой прямолинейности, убийственной для этой пьесы. Пространство сцены организует проходной насквозь шкаф, он же – двойные двери школы и школьного кабинета биологии, где живет Виктория (художник Анна Киреева). Светлана Стерхова, получившая премию за лучшее исполнение женской роли, грациозно и без кокетства играет отчаянное желание жить, хотя бы и в своей будущей, с такой безумной изобретательностью спланированной дочери.
Не минует внимания северных любителей и самая актуальная драматургия. Призами (денежными и в виде гастрольных поездок) оказались отмечены спектакли по пьесам Юрия Клавдиева и Наталии Мошиной, прошедшим через оплоты современной драматургии: фестивали Любимовка и “Новая драма”, театр “Практика”. Коллектив со смелым названием Югорский Художественный театр представил “5. 4. 3. 2. 1. Ночь” (эскиз по пьесе Мошиной “Жара”) – зарисовку из жизни и смерти юных экстремистов-романтиков, стремящихся к переустройству нашего прогнившего общества. По части самоотверженности и остроты высказывания подопечные режиссера Льва Иванова дадут немало очков вперед московским политическим хитам вроде “Отморозков” Кирилла Серебренникова, да и в изощренности формы им не уступят.
“Собаки” по пьесе Клавдиева “Собаки Якудза” сыграны в основном актерами-подростками (Театр-студия “ТТТ”, Урай); режиссер Алексей Бельков (тот самый матрос из спектакля “Счастье мое…”) не разрешил исполнителям никакой внешней “собачьей” характерности, звериная и человеческая сущности персонажей проявляются осторожно и постепенно.
Работа с детьми и подростками – особая область любительского театра, и в ней режиссеры из городов Югорска, Урая, Советского, Ханты-Мансийска, Лянтора и Нефтеюганска достигли впечатляющих высот. Первую “детскую” премию жюри, не сомневаясь, присудило музыкальному спектаклю “Угомон”, остроумно сочиненному по русским народным сказкам (режиссеры Мария Брюзгинова и Денис Хохлов, Образцовый театр игры “Квинорд”, Советский). Два десятка крестьянских детей в вышитых рубахах во главе с парой взрослых нянек уговаривают поспать избалованного, но очень симпатичного барчука и для “угомона” рассказывают, показывают, поют и танцуют ему сказки. Декорацией, реквизитом и иногда даже костюмами служат многочисленные, изобретательно обыгранные подушки, превращающиеся в колодец, забор, телегу, коня, курочку, уточку, пирожки-блины, генеральскую треуголку и во все необходимое по сюжету сказок. Дети управляются с ними вполне лихо. Удивительно, как органично толпа современных детей и подростков существует в пространстве народной музыки и вообще народной культуры.• Сцена из спектакля  “Счастье мое...”
Совсем другую тему избрала режиссер Ольга Карпова, театр “Терра Инкогнита”, Урай. Поставленная ею со старшеклассниками притча “У ковчега в 8” в непринужденной, временами даже клоунской манере погружает исполнителей и зрителей в пространство напряженного богоискательства. И пусть о боге сосредоточенно мыслят всего лишь три неунывающих пингвина – их вопросы и запросы к высшей сущности едва ли не острее, чем в масштабной, “взрослой” драме “Гость”, в которой в кабинет к Зигмунду Фрейду в оккупированной фашистами Вене приходит непрошенный посетитель, ведущий со знаменитым психоаналитиком изматывающие беседы о смысле жизни, ответственности личности перед историей, человечеством и богом. Пьесу Эрика-Эммануэля Шмитта в Народном театре “Версия” (Югорск-2) поставила режиссер Ольга Воробьева. Всегда удивительно думать, что эти люди, страстно отдающиеся игре на сцене, в другой жизни – газовщики, нефтяники, учителя, бухгалтеры или, как в случае с исполнителями спектакля “Гость”, – летчики-истребители.
Настоящего погружения в эпоху и автора достигли актеры Народного театра-студии “Авось!”, сочинившие под руководством режиссера Нелли Шкуренко спектакль “Эх, товарищи, трудно жить человеку на свете?!” по рассказам Михаила Зощенко. Чудесны выражения лиц персонажей – тупые и вместе с тем бессмысленно оживленные, они удивительно соответствуют анекдотическим историям периода становления советского строя.
• Сцена из спектакля “5. 4. 3. 2. 1. Ночь”Одна из главных проблем любительского театра – невозможность часто играть спектакли, отчего актерам и режиссерам так трудно реализовывать свое упорное стремление к совершенству. И премии городской и краевой администрации в виде гастрольных поездок по области встречались артистами с особенным восторгом.
А на той лекции, названной организаторами мастер-классом, профессор Трубочкин рассказал ошеломленным актерам, что именно из родного им любительства, из бескорыстной и чистой радости игры, из дионисийских празднеств, средневековых мистерий, а также детских забав купца Алексеева и вырос современный профессиональный театр.
 
 
Мария ЛЬВОВА
«Экран и сцена» № 9 за 2012 год.