Художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского) Валерий Фокин давно вышел из того возраста, в котором художник, сознательно или нет, жаждет сложности, неразрешимости, парадокса. Судя по его последнему спектаклю, показанному в Москве на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда в рамках гастрольной программы Александринки, сложность окружающего мира он перестрадал, презрел и пытается преодолеть. “Честная женщина” – его отчаянный вызов циничной замысловатости бытия, криво ухмыляющейся нам статусом “все сложно” из соцсети.
Не размениваясь на мелочи, режиссер разворачивает перед зрителем реальные мировые проблемы: религиозный фундаментализм, терроризм, экологическая катастрофа, ядерная угроза, нечистоплотность политиков. Кажется, что мы попадаем в “Иранскую конференцию”: Иван Вырыпаев заставляет своих героев искать выход из той же безвыходной ситуации. Но герои Вырыпаева философствуют, монологизируют, ищут Бога и истину, честная же женщина Валерия Фокина вынуждена эту ситуацию разруливать не теоретически, но практически.
Действие происходит в нейтральном пространстве между государствами – в токийском аэропорту, где руководительнице миротворческой организации “Надежда-21” удалось свести для переговоров представителя некой тоталитарной Исламской республики и главу ее воинственной оппозиции. Мировая общественность присутствует в лицах американского и русского дипломатов. Расторопные охранники, сотрудники протокола и работники аэропорта сноровисто готовят зал к важному дипломатическому событию – длинный стол, кресла, микрофоны, флажки государств, таблички с именами, бутылки с водой, карандаши, ноутбуки, рамки-металлоискатели. Толстый слой похрустывающего сыпучего гравия на полу, причуда японского дизайнера, явно обозначает отсутствие твердой почвы под ногами у всех участников мероприятия (художник Семен Пастух).
На первый взгляд, расстановка сил в Исламской республике и за столом переговоров ясна: отвратительный Верховный лидер, сорок лет удерживающий власть в стране и жестоко подавляющий любые ростки инакомыслия, и противостоящая ему бесстрашная оппозиция во главе с юной революционеркой, потерявшей родителей и друзей в бесконечной битве со злом. Достичь кажущегося невозможным компромисса пытается Мадам, чей авторитет в мировой дипломатии незыблем. Мадам Марины Игнатовой безупречно одета и причесана, идеально сдержанна и тверда, веришь, что она способна совершить немыслимое и заставить врагов сделать шаг к примирению. У нас нет сомнений, на чьей стороне добро и правда. До перерыва в переговорах, за время которого все меняется.
Прямолинейность политического сюжета ожидаемо усложняется: и революционерка Анны Блиновой (под затянутой строгостью легко узнается безмозглая трагическая кукла Нана из предыдущего спектакля этих гастролей) не так уж человеколюбива, и представители нейтральных государств далеко не бескорыстны, и Мадам, как выясняется, совсем не железная леди. Четвертая стадия рака, зависимость от обезболивающих и помощницы-сиделки, сын в наркологической клинике, парик, слабость, старость, одиночество и напоследок масштабный дипломатический провал. И все-таки эта честная женщина, глядя в глаз телекамеры, говорит, что пытается делать этот мир лучше для себя, чтобы жить не в таком мире, каким он нам достался, а в таком, каком он мог бы быть.
Валерий Фокин значится автором спектакля, а текст, звучащий из уст персонажей, принадлежит перу Кирилла Фокина. Подчеркнуто лапидарный, не претендующий на особую художественность, временами режущий слух повторами, текст этот видится чуть ли не вербатимом, записанным в профессиональной – дипломатической – среде. Сюжетные повороты бесхитростны; актеры Александринки изящно-формально и вполне достоверно изображают дипломатов: Игорь Мосюк – красавца-фундаменталиста Зияда Ансари, Андрей Матюков – трусоватого коммерсанта Себа Сайкса, Андрей Мягков – наследника советского МИДа, Александр Лушин – его столь же циничного двойника из США. И только Марина Игнатова скупо и сильно играет то, во что почти нельзя поверить – честную женщину в большой политике, дипломата с многолетним стажем, кровью сердца, до последнего вздоха радеющую за мир во всем мире. Валерий Фокин как будто заклинает мироздание простотой, ясностью, гуманностью, отвагой и профессионализмом. Вот бы получилось.
Мария ЛЬВОВА
«Экран и сцена»
№ 10 за 2021 год.