Сильные духом

ЛАУРЕАТЫ 6-ГО МОСКОВСКОГО ЕВРЕЙСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Председатель жюри – режиссер, продюсер, сценарист Тимур БЕКМАМБЕТОВ

Лучший фильм – “Оставшиеся”, режиссер Барнабаш Тот

Лучший игровой короткометражный фильм – “Шабесгой”, режиссер Талия Остин Лучший документальный полнометражный фильм – “В погоне за Иешуа”, режиссер Шай Фогельман

Лучший документальный короткометражный фильм – “Еврей заходит в бар”, режиссер Джонатан Миллер

Приз жюри – “Фрау Штерн”, режиссер Анатол Шусте

Приз зрительских симпатий – «Коктейль “Мазаль тов”», режиссер Микки Паатч, Аркадий Хаит

Приз имени Якова Каллера за “Лучший российский фильм 2020 года на еврейскую тему” – “Одесса”, режиссер Валерий Тодоровский

Почетный приз “За выдающийся вклад в развитие еврейского кинематографа в России” – режиссеру Павлу Чухраю

6-й МЕКФ, прошедший в офлайн- и онлайн-формате, представил фильмы на еврейскую тематику. Площадками “живых” сеансов стали киноцентр “Октябрь” и кинотеатр “Иллюзион”. Онлайн-показы были бесплатными и прошли на новой платформе первого русскоязычного онлайн-кинотеатра еврейского кино zerem.tv, которая была запущена специально под 6-й кинофестиваль. За десять дней было показано более пятидесяти картин из Венгрии, Германии, Бразилии, Аргентины, Израиля, Канады, США, Франции, Испании, Швейцарии, Дании, Румынии и Австралии.

“Несмотря на все сложности, этот год стал вызовом для нас и многому научил. Заставил перейти на новый уровень цифровизации нашего фестиваля: мы сделали классное мобильное приложение, пересобрали наш веб-сайт, запустили онлайн-кинотеатр, научились работать с форматом онлайн-мероприятий. Пандемия рано или поздно закончится, а все это останется с фестивалем, который сохранит все лучшее от онлайн- и офлайн-форматов”, – сказал генеральный продюсер 6-го МЕКФ Егор Одинцов.

“Очень важно смотреть кино не только ради развлечения, но и для того, чтобы познавать, исследовать, задавать вопросы и находить ответы. Уверен, что проведение фестиваля и в таком непривычном формате – при помощи онлайн-трансляций – это позитивный опыт, который позволит значительно расширить аудиторию проекта”, – комментарий президента ФЕОР (Федерации еврейских общин России) Александра Бороды.

В центре документальных картин 6-го МЕКФ – яркие, неординарные, сильные духом личности.

“РБГ” (США, 2018)

Рут Бейдер Гинзбург (1933 – 2020) – одна из известнейших верховных судей США в новейшей истории. Документальная лента Джули Коэн и Бетси Уэст – о нелегкой судьбе Гинзбург, родившейся в семье евреев-эмигрантов, о ее блистательной карьере в юриспруденции. Образ этой легендарной женщины авторы раскрывают через хронику, общение с членами семьи, друзьями, коллегами, студентами. Порой останавливаются на конкретных судебных процессах, ставших поворотными не только в карьере самой Гинзбург, но и в законотворчестве Соединенных Штатов и, можно сказать, в истории страны.

Рут не только изменила роль женщин в обществе, но и внесла весомый вклад в борьбу с любого рода дискриминацией. Рут Гинзбург удивляет и восхищает: она победила рак, могла стоять в планке в 85 лет, играть в оперном спектакле, иронизировать над собственной персоной. А еще стать иконой поп-культуры и даже звездой тату. В сентябре 2020-го Рут Гинзбург не стало. Ей было 87 лет. К счастью, есть этот увлекательный, динамичный, информативно насыщенный фильм.

«Сол и Руби: дуэт “Пережившие Холокост”» (США, 2020)

Воодушевляющая история двух очаровательных стариков: Сола (94 года) и Руби (90 лет), не растерявших самоиронии и оптимизма, несмотря на свой крайне трагичный опыт. Они пережили Холокост, а в наши дни любовь к музыке подвигла их создать оркестр, с которым они путешествуют по миру, желая донести самый важный месседж – за мир во всем мире. Их мечта – выступить в родной Польше, где они пережили множество потерь.

Мечта Сола и Руби дать концерт в Польше осуществилась, они смогли принять свое прошлое. Создавая фильм, Тод Лендинг (номинант на премию “Оскар” и обладатель “Эмми”), плотно общался со своими героями в течение нескольких лет. “Мне нравится идти за людьми, прослеживать истории годами. – говорит режиссер. – Я и сейчас каждую неделю на связи с ними. Это мой первый фильм на еврейскую тему, он словно что-то открыл внутри меня. Я всегда хотел написать роман и сейчас, во время ограничений, наконец, это делаю – историю с воображаемыми персонажами, действие которой начинается в 1939 году…”

“Картины в его жизни” (Израиль, США, Канада, 2019)

Герой картины Дэни Менкина и Йонатана Нира – израильский подводный фотохудожник Амос Нахум. Его восхищают животные, наводящие на большинство людей ужас: анаконды, белые медведи, леопарды, кашалоты, касатки. Он их не боится и снимает с максимально близкого расстояния. Его мечта – без всякой защиты спуститься под воду и сфотографировать там белого медведя. Мечту он осуществляет в 65 лет, несмотря на то, что эти животные нападают на людей, убивают, калечат.

Нахум – вечный кочевник, у него нет семьи. Он практически не общается с родными, которым не понятна его страсть, живет лишь своей странной и опасной профессией – в ней он был и остается лучшим. Все объясняется его посттравматическим стрессовым расстройством – участие в войне Судного дня оставило глубокий след в его душе.

В фильме показана опасная поездка Амоса в Канаду, где он, наконец, снимет белого медведя, невинно резвящегося в воде. В этих прекрасных и абсолютно свободных диких животных, по мнению героя, и заключена самая суть жизни. Именно это он противопоставляет ужасам и бессмысленности войны.

Образовательная программа – обязательная часть кинофестиваля: дискуссии, сессии с создателями фильмов и так далее. Однако, на мой взгляд, сами фильмы, вопросы, которые они задают, и ответы, которые каждый находит для себя, – все это щедро наполняет “копилку” знаний, раздвигает наши горизонты, обогащает душевно, духовно. Словом, МЕКФ – кинособытие, которому, безусловно, стоит посвятить свое время.

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2020 год.