В первую неделю июня Красноярск заполонили люди в блестящих плащах и остроконечных шляпах. Окруженные поющими детьми, размахивая флагами, они втягивали прохожих в стихию волшебства. Имя праздника – первый фестиваль театров кукол “Сибирь. Terra Magica”. Кукольники всей восточной половины страны – от Екатеринбурга до Томска – собрались вместе, чтобы показать свои лучшие работы, обсудить проблемы и направление творческих поисков. В афише был представлен самый широкий диапазон авторов, от Александра Пушкина до Льюиса Кэррола и Франца Кафки. А также первая постановка “Утиной охоты” Александра Вампилова на сцене театра кукол (театр “Аистенок”, Иркутск).
Программа предназначалась зрителям разного возраста. Лучшим спектаклем для детей жюри признало остроумную и динамичную историю для людей и кукол “Откуда берутся сказки” (Томский театр “Скоморох”). Режиссер Сергей Иванников сочинил увлекательный рассказ о писателе, которому сказки нашептывают две маленькие феи. Перебивая друг друга, куклы превращаются то в поющую балерину, то в очень умного козла, то в заколдованную принцессу. Но автор, забыв о музах, уверовал в собственную гениальность. Прекратив сочинять, он дает интервью, позирует в фотосессиях. И вдохновение быстро исчезает вслед за феями. В спектакле органично сплетены две сюжетные линии, и кукольные персонажи непринужденно общаются с актерами в “живом плане”. В итоге сказки сопровождаются едкой и узнаваемой пародией на театральные и литературные нравы.
Тема постановки Екатеринбургского театра кукол “Кукла. Блокадная история” (режиссер Николай Бабушкин) – драматические воспоминания о детстве в военное время. Камерный негромкий спектакль, где будни блокадного Ленинграда показаны глазами ребенка. Маленькая девочка проживает череду утрат, голод, эвакуацию. Возвращение в родной город окрашено горечью: бабушка и дедушка погибли, в старом доме поселились чужие люди, а любимая кукла выставлена на продажу. Трое актеров, разыгрывающие вместе с куклами эту историю, сумели найти не пафосную, но пронзительную и доверительную интонацию, она вызывает искреннее сопереживание у зрителей самого разного возраста.
В “Детском альбоме” Челябинского театра кукол жанр обозначен как “музыкальная фантазия для семейного просмотра”. Здесь вообще нет слов, действие полностью строится на музыке. Маленькие пьесы П.И.Чайковского для детей стали ритмической и смысловой основой спектакля. На сцене тщательно воссоздан один день большой и счастливой семьи. Мать, отец, четверо сестер-подростков и младший брат просыпаются, вместе музицируют, играют, радостно общаются друг с другом, отходят ко сну. Время счастья, пронизанное атмосферой любви, понимания и заботы. Пространство сцены (художник Андрей Ефимов) будто окутано призрачной воздушной дымкой: в белой гамме решены декорации и предметы; тонкие стволы берез перекликаются белизной трех пианино и светлыми костюмами героев. Перед нами словно плывут ностальгические картины из жизни эпохи Серебряного века – старинные куклы начинают двигаться, выскальзывая из рук детей, и обретают метафорическое значение. Детство постепенно уходит, и любимый плюшевый медведь отброшен в сторону. Игру в солдатиков сменяет военный марш. Беззаботная забава замедляется, наполняясь предчувствием надвигающихся трагических перемен. Режиссер Александр Борок выстроил сложный поэтический мир, где музыка, свет, движения актеров и кукол рождают множество эмоций и образных ассоциаций.
По схожему принципу выстроен другой спектакль Борока – “Превращение” в Пермском театре кукол. Текст новеллы Франца Кафки сокращен до предела; история трансформации Грегора Замзы в жука воссоздана куклами художника Виктора Никоненко с пугающей наглядностью. Вот вместо рук появляются лапки, тело медленно покрывается панцирем, человеческое лицо исчезает, становясь головой насекомого. На наших глазах герой раздваивается: насильственно преображается его физическая сущность, душа же остается неизменной. Рядом со стеклянной клеткой, где происходит процесс мучительного окукливания, сидит Грегор – живой человек (актер Владимир Пенягин), с ужасом наблюдающий за потерей своего собственного тела. Тут же, в соседней комнате застыли куклы – родственники героя, отказавшиеся общаться с чудовищем. И зал ощущает, что есть нечто более страшное, чем превращения плоти: семья, изгнавшая сына, внешне не меняется, но внутренне, ментально они становятся нелюдями. Это спектакль об одиночестве, о тотальном отчуждении и нелюбви.
Премия фестиваля за лучший спектакль для взрослых была присуждена “Руслану и Людмиле” театра “Ульгэр” из Улан-Удэ. Режиссер Яна Тумина создала сложную композицию, где наряду с персонажами поэмы Пушкина действуют разные ипостаси самого поэта – то актер на переднем плане, одетый в цилиндр и крылатку, то маленькая кукла, то несколько фигур, торопливо набрасывающих строфы на воображаемом листе. Время от времени на сцене возникает пародийный хор. Шеренга актеров бодро распевает “У лукоморья дуб зеленый”, имитируя ритм современного шлягера и потряхивая бутафорскими бородами и кокошниками. Среди персонажей в старинных костюмах внезапно мелькает силуэт в бурятской национальной одежде. Замедленные лирические сцены сменяются динамичными переходами, звуковыми и визуальными эффектами. Мгновенные переключения эпизодов, приемов и ритмов, кукол разных систем и живого плана. При некоторой пестроте и дробности действие объединяется единой актерской энергией, атмосферой легкого и озорного праздника, где царит дух юного веселого поэта, к которому никогда “не зарастет народная тропа”.
…Все дни фестиваль “Сибирь. Terra Magica” кипел и бурлил. Спектакли конкурсной и внеконкурсной программ шли на разных сценических площадках. После просмотров – подробные обсуждения, тренинги, лекции. Мастер-классы Яны Туминой, француженки Марции Гамбарделлы (ученицы Филиппа Жанти), японского режиссера Ёити Нисимуры. Профессор Варшавской театральной академии Марек Вашкель рассказывал о тенденциях мирового театра кукол последних лет. Для практиков специально проводился трехдневный семинар по маркетингу и рекламе. И, конечно, клубная программа с капустниками и дискуссиями, поскольку участники фестиваля, кажется, бодрствовали круглосуточно.
Эта напряженная, творчески насыщенная неделя, несомненно, окажет влияние на дальнейшую работу театров всего региона. Старшее поколение зрителей, вероятно, помнит знаменитый период Урало-Сибирской зоны, блестящие постановки Валерия Вольховского, Романа Виндермана, Михаила Хусида, – целую плеяду прославленных режиссерских имен. Время, когда театр кукол осваивал вершины мировой классики, поражая безбрежностью фантазии, глубиной мысли, разнообразием форм и жанров. Это было давно, более тридцати лет назад. Сегодня коллективы, названные в честь своих мастеров, всерьез возрождают былые традиции. А фестиваль “Сибирь. Terra Magica”, появившийся на карте страны, – реальная основа для того, чтобы сплотить заново единое театральное пространство.
Елена ПОКОРСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 14 за 2019 год.