Время говорить очевидное

Только что закончился XIII Фестиваль театров малых городов России, проводимый Театром Наций. Гран-при получил «Иванов» Новокузнецкого театра драмы в постановке Петра Шерешевского. Обратим внимание, что этот спектакль входил в нынешнем году и в подпрограмму «Золотой Маски» – «Маска Плюс».
Малая и большая театральная Россия вместе со столицами – единое поле. Где урожай, где недород, способны определить эксперты, театральные критики. Как правило, у каждого фестиваля свой экспертный совет, по составу отличающийся от «масочного». Но если приглядеться, совпадений в отборе на разных форумах оказывается немало. Судите сами: на «Арлекине» нынешнего года гран-при получил спектакль БДТ имени Г.А.Товстоногова «Когда я снова стану маленьким» – в номинации «Куклы» на «Маске» он завоевал премии за лучшую работу режиссера, художника и актера. Схожие результаты красноречиво свидетельствуют о репрезентативности оценок экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска». коврики valiant
Наступает время проговаривать очевидные вещи. В частности, в связи с нападками на «Золотую Маску». В разных изданиях уже звучат голоса практиков, вступившихся за Национальную премию, слова уважаемых людей, чьи театры отнюдь не всегда удостаивались наград.
«ЭС» публикует мнения режиссеров Бориса Павловича и Виктора Рыжакова, а также декана театроведческого факультета ГИТИСа Натальи Пивоваровой.

Борис ПАВЛОВИЧ
Когда-то давно «Золотая Маска», возможно, была просто театральной премией.
Потом она стала именем нарицательным – в театральном сообществе обо всем из ряда вон выходящем стали говорить: ну, это «Золотая Маска»! Иногда иронически, иногда с искренним восхищением.
Но самое главное случилось лет шесть-семь назад, когда «Маска» стала обрастать специальными программами – новой пьесы, национального театра, лучших спектаклей мира, театральной педагогики и многого другого. «Маска Плюс» стала окном в большой театральный мир для многих маленьких театров. Так случилось со мной и кировским Театром на Спасской, где я работал до позапрошлого года. Благодаря «Золотой Маске» театр привез в Москву в течение пяти лет пять спектаклей, что для провинциального ТЮЗа – непозволительная роскошь. «Маска» открыла нам дорогу на другие российские и международные фестивали, а к нам узнали дорогу актеры и режиссеры, которых до этого затащить в неприметный и бедный, как церковная мышь, Киров было проблематично. «Золотая Маска» именно в последние годы стала профессиональным форумом национального масштаба, по сути – главным инструментом «сшивания» нашего бескрайнего Отечества. Это выше любых конфликтов, личных интересов. Такая сложная экосистема настраивается десятилетиями, а идея директивно сочинить «такую же, но получше» пугает амбициозной недальновидностью. Лев Абрамович Додин, который из года в год соревнуется с Юрием Николаевичем Бутусовым за пальму первенства, – это верхушка огромного айсберга, в его основании – сотни актеров и режиссеров, десятки театров, которые получают профессиональный кислород и путевку в мир благодаря подвижнической работе «масочных» экспертов и специалистов.

Наталья ПИВОВАРОВА
Абсурдна сама мысль, что искусством можно управлять, то есть «резать по сердцу», как говорил крупнейший театральный деятель дореволюционной России В.А.Теляковский.
Национальный театральный Фестиваль и Премия «Золотая Маска» вот уже больше 20 лет идет по пути объединения, строительства в едином открытом пространстве искусства без барьеров и границ, просвещает, популяризирует, дает право голоса, право высказывания разнообразным коллективам и художникам. (И не требуется объяснять, что любой эстетический текст – не «для всех».) «Золотая Маска» сегодня – это постоянно меняющийся творческий организм: фестиваль с каждым годом расширяет круг аудитории и культурный горизонт. Достаточно просто перечислить проекты «Золотой Маски»: Маска Плюс; Russian Case; Легендарные спектакли и имена; Контекст; Детский Weekend; Лучшие спектакли в городах России; «Золотая Маска» в кино и в городе, премьеры петербургских театров в Москве, профессиональные семинары, издательские проекты и т.д.
«Золотая Маска» сегодня – это своеобразный «институт современного театра». Но чиновников, конечно, не интересует структура, содержание, программы, проекты. Их не интересует и профессиональный уровень творческой команды фестиваля «Золотая Маска». Все обвинения – откровенная идеологическая травля, которой необходимо противостоять всем миром. Нужно понять, что чиновники ведут борьбу не только с организацией «Золотая Маска», а с нашим исконным правом – свободой мысли, слова, творчества, правом, гарантированным Конституцией.
В который раз за последние годы государство объявляет войну всем свободно думающим людям страны: не только театральному сообществу, но и миллионам зрителей, ежедневно заполняющих театральные залы. Война, как известно – всегда хаос, разрушение, утраты. Самое страшное, когда война гражданская. Так с кем вы, господа чиновники, взявшие на себя право не только рулить нашей жизнью, но системно и последовательно разрушать те духовные и эстетические ценности, которыми богата наша огромная страна? С кем: «с народом или против народа?»
В истории советской культуры хорошо известны такие знатоки литературы музыки, театра, кино, как Сталин, Керженцев, Жданов: их тьма. Мы помним о врагах народа, о тотальной цензуре, обвинениях в антисоветской пропаганде, с которой боролась по зову сердца армия специалистов. Но еще недавно казалось, что возвращение в советское прошлое невозможно. И ответственный человек должен осознавать, куда ведет эта дорога – явно, не «к храму».
Жить с либеральными ценностями, цивилизованно и порядочно, конечно, Россия когда-нибудь будет. Но не по щучьему велению. И чтобы выстоять, и чтобы совесть не мучила, нам нужно научиться объединяться в главном и принципиальном, нужно отказаться от амбиций, самолюбий, групповщины, тусовочного мышления. И тогда, может быть, мы научимся вне клановых тенденций видеть крупный план каждого художника, слышать его особенный индивидуальный голос в контексте разнообразных веяний и влияний.

Виктор РЫЖАКОВ
Все происходящее вокруг Национальной премии даже обсуждать как-то неловко. Защищать уж совсем глупо: кого от кого?! Ведь «Золотая Маска» это и есть мы сами, мы – профессиональное сообщество и наш профессиональный союз с его проблемами и противоречиями, с его радостями и горестями, обидами и восторгами. Это не только парадный, но и критический, образовательный, словом, по-настоящему рабочий ежегодный срез нашей театральной действительности. И создан этот союз не по государственному велению и желанию, а нами самими, нашими отцами – Михаилом Ульяновым в первую очередь, – ими выпестован. Естественно рожден и живет очень естественно, ругаясь, ссорясь, ошибаясь по сугубо профессиональным законам и критериям, пусть и не всегда всем нравящимся и понятным… Но это все-таки наш, сегодняшний, нами ежедневно созидаемый, болезненный и уникальный институт российского театра. Исправлять и изменять его можем только мы сами, в своем профессиональном кругу со своими идолами, метрами и ошибками. Нет сегодня такого «природного» института, который может руководить этим пусть и противоречивым, но могучим сообществом. Кто решится сыграть на этой великой Флейте, взятой в руки еще Федором Волковым и пропитанной «Этикой» Станиславского! Кто?! И это не пафос, а страстная самоирония! При условии, разумеется, что нас до сих пор, по-прежнему, волнует этот чертов гамлетовский вопль: «Быть или не быть?!» Мы его слышим! Не сомневайтесь! Ведь служат в театре не народу и даже не зрителю, а самому театру, искусству, способному переплавлять нелюбовь – в любовь, разрушительное – в созидательное. И в театре место совсем не правде жизни, а лишь художественной правде – правде вымысла, главной гуманистической ценности, казалось бы, непостижимой мечте. Стоит ли напоминать, что гуманизм это совсем простое слово: человеколюбие.

Редакция «ЭС»
«Экран и сцена»
2015 год.