Детское и взрослое

Кадр из фильма “Почему банан огрызается”ЛАУРЕАТЫ XX ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО

Гран-при – Светлане РАЗГУЛЯЕВОЙ за фильм “Почему банан огрызается”: “за одинокий голос человека”

Специальный приз жюри – Константину БРОНЗИТУ за фильм “Мы не можем жить без космоса”: “за космическое мастерство”

Специальный приз жюри – Дмитрию ВЫСОЦКОМУ за фильм “Пык-пык-пык”: “за блестящее владение темпоритмом”

Лучший профессиональный короткометражный фильм – “АНДРЕЙ ХИЖИНА И ЕГО ГОРЕ”, режиссер Алексей ДЕМИН; жюри особо отметило звуковое решение фильма: музыку Андрея СЕМЕНОВА и голос Сергея ДРЕЙДЕНА

Лучший фильм для детей – “КОРОВКА”, режиссер Марина КАРПОВА

Лучший студенческий фильм – “ТЕПЛЫЙ СНЕГ”, режиссер Ирина ЭЛЬШАНСКИ: “за человечность, обнаруженную в глине”

Лучший дебютный фильм – “СЛОН И ВЕЛОСИПЕД”, режиссер Олеся ЩУКИНА: “за обаяние и доброту”

Приз за лучшую работу в прикладной анимации – Алексею АЛЕКСЕЕВУ за фильм “МУРАВЕЙ И МУРАВЬЕД” (проект “Веселая карусель” №39)

Приз за лучший сериал – Олегу УЖИНОВУ за серию “ЗАПРЕТНАЯ ЕДА” из проекта “Ин и Яна”

Приз имени Александра Татарского – фильму “ПОЧЕМУ БАНАН ОГРЫЗАЕТСЯ”

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков СК России – фильму “ВОЛК ВАСЯ”, режиссер Екатерина СОКОЛОВА; диплом – фильму “НА ПОРОГЕ ИЛЬИЧ”, режиссер Михаил СОЛОШЕНКО: “за фильм, в котором Пушкин наконец-то победил Ленина”

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

  1. “Мы не можем жить без космоса”, режиссер Константин Бронзит
  2. “Почему банан огрызается”, режиссер Светлана Разгуляева
  3. “Очень одинокий петух”, режиссер Леонид Шмельков
  4. “Пык-пык-пык”, режиссер Дмитрий Высоцкий (“Веселая карусель” №39)
  5. “Андрей Хижина и его горе”, режиссер Алексей Демин
  6. “Слон и велосипед”, режиссер Олеся Щукина
  7. “Муравьиные песни”, режиссер Александр Свирский
  8. “Ни пуха, ни пера”, режиссер Рим Шарафутдинов
  9. “Роман о лисе”, режиссер Н. Суринович
  10. “Волк Вася”, режиссер Екатерина Соколова

 

Юбилейный, двадцатый, Открытый российский фестиваль анимационного кино достойно охватил небывалый объем самых разных направлений его развития. И поразил участников, прежде всего, многотрудной работой, наполненной творческой энергией замысла.

А начиналось отражение анимационного процесса и, замечу, прогресса в знаменитой Таруссе, воспетой и согретой художественной российской элитой. В 1996 году прошло первое многолюдное цеховое собрание, обозначенное фестивалем. Об этом вспомнили в материалах каталога и экранных посланиях известные мастера, и ставшие таковыми за двадцать лет авторы замечательной фестивальной команды. Уже выросла девочка с гусем, рожденная фантазией художника Валентина Телегина и ставшая фирменным стилем анима-смотра. Режиссер Елена Чернова рассказала о том, как важен был такой смотр для многолетнего его президента Александра Татарского, который руководил студией “Пилот” и оставил после себя целую плеяду талантливых аниматоров. Вместе с Татарским – “мозг и двигатель” фестиваля, как справедливо заметила художник Марина Курчевская, сценарист Владимир Голованов. Тогда еще совсем молодые продюсер Александр Герасимов (генеральный директор фестиваля) и режиссер Сергей Серегин, братья Наумовы. Замечательный Слава Маясов, продюсер, один из организаторов смотра в Суздале. Легендарный Эдуард Назаров, получивший в прошлом году приз “За вклад в профессию”. Все они проделали путь к нам, на церемонии открытия, в кино-поздравлении, автором которого стала программный директор Наталья Лукиных.

Кадр из фильма “Мы не можем жить без космоса”

Помимо конкурсной программы здесь проходили мастер-классы, конгрессы, показы работ зарубежных гостей, ретроспективы. Причем все это осваивали не только взрослые, но и дети. Вот, например, название детского мастер-класса: “Рисуем фильмы на природе”+”Сосиска-Party” для взрослых”. Ведь много лет участники и зрители приезжают сюда, в Суздаль, на действительно открытый фестиваль, семьями.

Или, например: “Что такое краудфандинг в России и как продвигать свой анимационный проект?”. Такая тема в рамках конгресса очень заинтересовала его участников. А что это значит? По-нашему – складчина. Профессионалы с таким новым экономическим вариантом поддержки проектов знакомы, а зрители впервые узнали о подобном коллективном сотрудничестве: люди добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Благодаря краудфандингу закончила свой фильм “Облака ручной работы” талантливый режиссер Ирина Литманович, получившая диплом жюри фестиваля. Так собирает бюджет на проект, посвященный творчеству Марка Шагала, известный аниматор Алексей Туркус. В современных, достаточно сложных, условиях помощь подобного рода необходима.

На фестивале побывали с показами современной анимации гости из Китая. С докладом президента Международной ассоциации культуры и мультимедиа (CMIA) Люи Вана, давнего друга наших кинематографистов, познакомились многие участники. Программу японской анимации из коллекции Токийского Международного фестиваля TAAF, несмотря на поздний час, посетили продюсеры, режиссеры, художники. С интересом отнеслись и к программе корейских кинематорафистов из селекции Международного фестиваля SICAF. В последней значились фильмы только для взрослых. Ретроспективу литовской анимации представил Международный фестиваль “Тиндириндис”. Как заметил Валентас Ашкинис, режиссер, продюсер, директор “Тиндириндиса”, “анимационные часы в Каунасе включил Владислав Старевич”. А это особенно дорого нам, российским зрителям.

И, конечно, давние друзья отечественных аниматоров – команда замечательного киевского анима-фестиваля “КРОК”, которую встречали с особым теплом и отсветом многолетнего партнерства. Директор этого международного анимационного смотра Ирина Капличная подчеркнула важность дружбы и вселила надежду на проведение “КРОКа” и в этом году. Где и когда – узнаем позже.

Кадр из фильма ”Очень одинокий петух”Жюри по всем разделам конкурсной программы было истинно юбилейным. Авторскую анимацию судили мастера, известные далеко за пределами страны. Андрей Хржановский – режиссер анимационного кино, один из основателей Школы-студии “ШАР”; Игорь Олейников – художник-постановщик, иллюстратор; Светлана Филиппова – режиссер, художник; Михаил Тумеля – режиссер, художник, сценарист; Алексей Шелыгин – композитор.

Год литературы в России подарил фес-тивалю отличную идею: отметить отдельной строкой экранизации прозы и поэзии, представленные в конкурсе. Дирекция даже учредила приз “За лучшую экранизацию”. Шестнадцать фильмов были основаны на литературных произведениях. Приз и медаль Дельвига от “Литературной газеты” ее главный редактор, писатель Юрий Поляков вручил Марии Филонец за фильм “Чудик” по рассказу Василия Шукшина, а диплом – фильму “Смешные желания” режиссера Екатерины Савиной.

Аниматоры возводят мост между взрослыми и детьми. И стоит он, этот мост, крепко. В номинации “Лучший фильм для детей” удивительной вязью сплетена простая история режиссера Марины Карповой (“Коровка”, “Союзмультфильм”, по стихотворению Андрея Усачева) о божьей коровке, которая задумала побег из спичечного коробка. А засунула ее в коробок Большая Рука. В сомнениях вернулась Коровка в свой привычный мир: а вдруг это тоже коробка? Только с травкой, деревьями и цветами? Ведь она уже побывала в плену… Поэт и сценарист, автор множества мультфильмов, Андрей Усачев, вероятно, порадовался тому доброму юмору режиссера и художника Марины Карповой, который так близок его детским стихам. Да и взрослые с удовольствием читают Усачева вместе с детьми.

Гран-при фестиваля ушел к Светлане Разгуляевой за картину “Почему банан огрызается”. Можно поздравить Суздаль – Светлана училась здесь, в Художественно-реставрационном училище. Потом закончила Школу-студию “ШАР”, где ее педагогом был неподражаемый Иван Максимов. Теперь весь год будет президентом фестиваля – таков его регламент: обладатель Гран-при год президентствует. Суздальская награда, и не одна, вручена по праву. Разгуляева покорила изобретательной режиссурой и состоявшейся профессиональностью. Формулировка приза – “за одинокий голос человека”. Светлана услышала его. Редко случается, не правда ли?

Удивительным образом связаны работы “Мы не можем жить без космоса” Константина Бронзита (Специальный приз жюри “за космическое мастерство”, студия “Мельница”) и “Андрей Хижина и его горе” Алексея Демина по рассказу Давида Дара (Лучший короткометражный фильм, студия “Анимос”). Обе эти работы – о человеческих потерях.

В первом фильме один из героев, осуществивших свою мечту, но вернувшись из космоса без друга-космонавта, уже не сможет жить так, как прежде. Блестящий сценарий рисованной трагической истории (без диалога и текста за кадром), пронизанной духовной близостью людей опасной профессии, тандем режиссера Бронзита и художника Романа Соколова оставляют зрителей, в буквальном смысле, с опрокинутым сердцем. Композитор Валентин Васенков и звукорежиссер Владимир Голоунин добавляют глубины и выразительности визуальному языку фильма, окрашенному редкой индивидуальностью Константина Бронзита.

Кадр из фильма “Андрей Хижина и его горе”“Андрей Хижина и его горе” – экранизация уже второго рассказа ленинградца-петербуржца Давида Дара режиссером Алексеем Деминым (первый – “Тише, бабушка спит”, 2012). На этот раз сценарий, написанный им же, вместе с Аллой Боссарт, безусловно сплетен с режиссерским замыслом, чего не хватило в предыдущей экранизации. И эпоха 30-х годов прошлого века передана с социальной точностью ударных строек и, при всей камерности, с широким охватом среды и времени. Художественная стилизация рисунка оттеняет лирическую сущность истории жизни и любви Андрея Хижины и его жены Вареньки. Ценность фильма Алексея Демина, так же, как и рассказа Дара, для современного зрителя в том, что вопреки жест-кости обстоятельств, – главным остается редкое чувство любви. Именно горе Андрея Хижины – страшная болезнь Вареньки – открывает в герое человека иного, отдельного от индустриальной машины времени.

Режиссер работает в фильме с композитором Андреем Семеновым, тонко чувствующим литературный материал, поэтому жюри особо отметило работу Семенова за звуковое решение.

Вот что говорил о Давиде Даре Иосиф Бродский в одном из интервью: “Я его считаю прозаиком не прочитанным. Для ленинградцев его писательское дарование заслонялось гениальностью его личности”. Стоит поблагодарить Алексея Демина за то, что он вернул нам имя писателя, горячо защищавшего открытыми письмами Бродского и Солженицына. А в созданное Даром в 1948 году литературное объединение “Голос юности” входили Виктор Соснора, Александр Кушнер, Дмитрий Бобышев и многие другие.

Кадр из фильма “Волк Вася”Надо сказать, что питерцы успешно участвовали в конкурсе. Специальный приз жюри “за блестящее владение темпоритмом” был вручен сценаристу и режиссеру Дмитрию Высоцкому за трехминутный фильм “Пык-пык-пык” (из “Веселой карусели” №39, “Союзмультфильм”). Обитатели леса, объединившись, выходят против своего врага с помощью ритмичной музыкальной композиции. Чувство юмора и обаяние таланта авторов очевидны! В своей режиссерской работе Дмитрий Высоцкий также вновь продемонстрировал и сценарное мастерство. Его авторские фильмы, клипы, сюжеты для программы “Улица Сезам” уже стали учебным материалом. Кстати, очень жаль, что Высоцкий оставил педагогическую работу в СПбГУКИТе (Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения). Ученики его мастерской ясно понимали, что такое драматургическое построение в формате анимационных фильмов.

Не менее значителен успех партнерства режиссера Высоцкого с художником Андреем Сикорским (“Пык-пык-пык” в этом же ряду). А полиграфическое оформление (постеры, каталог) Сикорским студенческого кинофестиваля ПИТЕРКиТ можно считать лучшим в представлении фильмов молодых.

Два мастер-класса “Сценарная адаптация литературного произведения” провел режиссер, сценарист сериала “Смешарики” и продюсер сериала “Атомный лес” – Алексей Лебедев. Год от года он набирал должную высоту в профессии сценариста, и мы увидели, как выросли “Смешарики” именно благодаря драматургии. И вот уже Алексей Лебедев среди ведущих мастеров анимационного кино. У него отличная театральная, и тоже питерская, школа. Он закончил курс у режиссера и педагога Зиновия Яковлевича Корогодского. Разнообразие творческой деятельности в области анимации прибавляет должного авторитета его сюжетам, персонажам, их действенному диалогу. Безусловно, способствует и опыт работы в игровых сериалах. А оргкомитет фестиваля поручил Алексею Лебедеву помочь консультациями перспективным молодым аниматорам.

Режиссер и художник Екатерина Соколова уже известна своими яркими работами – “Глупая”, “Сизый голубочек”. Ученица мастеров анимации Юрия Норштейна, Эдуарда Назарова, Федора Хитрука, Андрея Хржановского получила в Суздале приз Гильдии киноведов и кинокритиков и диплом жюри “за оригинальное прочтение классики”. Ее фильм “Волк Вася” по рассказу А.П.Чехова “Учитель словесности” (студия “А-фильм”) подчеркнуто оригинален. В финале рассказа молодой учитель Никитин, женившись на дочери местного помещика, остервенел от пош-лости и в своем дневнике буквально кричит об этом. Из провинции он хочет бежать в Москву.

В фильме же волк Вася – художник. Ему тоже поначалу приглянулся дом будущей жены, он влюблен и готов на все! Но драматическая ситуация состоит в том, что одинокий волк, талантливый человек, нуждающийся в понимании, задушен обыденной пошлостью замужества (это то, чего так боялся Антон Павлович). Бежит волк Вася от жены и провинциальных обитателей… Так и не создав шедевра, о чем мечтал когда-то. И, если у Чехова герой не вызывает сочувствия, то в киноварианте коллизия посложней. Любой художник в профессии одинок. В графическом изображении душная атмосфера жизни на фоне естества природы буквально высасывает талант волка Васи.

Кадр из фильма “Пык-пык-пык”Художественный руководитель “Союзмультфильма” Михаил Алдашин “вручил” режиссеру Ирине Эльшански приглашение на создание на студии следующего ее фильма. Ирина за свой “Теплый снег“ получила в Суздале приз “за лучший студенческий фильм”. Формулировка приза такова: “за человечность, обнаруженную в глине”.

Как пишет сама автор, “Теплый снег“ “о непростых отношениях между папой и дочкой. Рутинная сцена, где боль и любовь принимают сюрреалистическую форму, когда уже нельзя ничего выразить словами”. Рефреном, нудно, слова глиняного папы: “Ирка, чай будешь?” (роли озвучивали сама Ирина Эльшански и ее отец). Отрицательный ответ дочки. Тоже глиняной. Техника стоп-моушен. Реальная сахарница с реальным сахарным песком опрокидывается. Отец и дочь сидят за реальным столом, на нем – корвалол, сервировка обычная, скорее – случайная. Внутри фильма – воспоминания детства. Да, боль и любовь. Детское и взрослое. Они и мы – дети и отцы. Замечательный фильм о них и о нас.

Суздаль-Москва

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 7 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email