Президент, Бесо и другие

Кадр из фильма “Я – Бесо”Ситуация с грузинским кино стала определенно меняться к лучшему. Те, кто предвещал закат некогда процветающей национальной киноиндустрии, поспешил в своих прогнозах. Это показал и юбилейный, пятнадцатый по счету Тбилисский международный кинофестиваль, на котором было представлено немало отечественных картин. И если в прежние годы проводился только международный конкурс, то в этот раз творческое состязание организовали и для грузинских фильмов. Их создатели – большей частью молодые режиссеры, только начинающие свой путь в искусстве. Однако уже их первый опыт получил международное признание.

Среди представленных фильмов – “Кукурузный остров” Георгия Овашвили (Грузия/Германия/Франция/Чехия/Казахстан/Венгрия). “Кукурузный остров”, завоевавший Гран-при “Золотая лоза” Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии (“Киношок”-2014), а также “Хрустальный глобус” на МКФ в Карловых Варах, профинансирован Национальным киноцентром Грузии. Следует отметить, что практически все фильмы, которым Киноцентр оказал помощь, обрели популярность и отмечены на международных фестивалях.

Национальный киноцентр финансирует только авторское кино, а средства выделяются на основе конкурса.

Наряду с игровыми картинами в грузинском конкурсе приняли участие и документальные ленты. Одна из них – “Листопад – третья категория” Левана Адамия – о судьбе “Листопада”, первой полнометражной картины Отара Иоселиани, предугадавшего наступление политической “осени” после “оттепели”. Фильм вышел на экраны лишь спустя два года после того, как был снят.

А победила в национальном конкурсе картина “Я – Бесо” (премьера состоялась на МКФ в Сараево). Это дебютная работа Лаши Цквитинидзе, в которой отражаются самые болезненные проблемы сегодняшней Грузии. В первую очередь, они касаются молодого поколения.

“Я – Бесо” – история четырнадцатилетнего подростка из неблагополучной семьи. Отец покалечен во время Чернобыльской аварии и не способен обеспечивать семью; мать бьется из последних сил, пытаясь что-то заработать торговлей. Младший сын предоставлен самому себе – не ходит в школу, проводит время с таким же непутевым приятелем. Бесо – дитя улицы со всеми вытекающими отсюда последствиями. А вот его старший брат склонен к нетрадиционной ориентации.

Что ожидает Бесо, мечтающего стать музыкантом? Ответить на этот вопрос сложно. Если повезет и на его пути встретятся люди, готовые поддержать способного юношу, все у него может сложиться вполне удачно. Но, вероятнее всего, Бесо ожидает совсем другая судьба…

Сюжет этой невеселой истории разворачивается на фоне картин нищеты и упадка в грузинской деревне. Удручающее впечатление производит здание бывшей школы с пустыми, загаженными классами – она брошена и забыта, как, впрочем, и другое строение советского периода – огромный дом культуры. Этому полуразрушенному зданию, дышащему на ладан, присвоена категория культурно-исторического памятника, что не может не вызвать смех сквозь слезы.

Вот такой расклад предложили создатели картины, что вполне соответствует формату фестиваля, с самого начала ориентированного на авторское кино, на молодежную и социальную проблематику.

Именно социальный ракурс – в основе фильма Саломе Месхи “Лимит кредита”, отмеченного за лучшую режиссуру. Кстати, его премьера состоялась на Венецианском фестивале в секции “Горизонты”. Главную роль играет Нино Касрадзе – замечательная актриса театра имени Ш. Руставели. Это обстоятельство тоже определило успех фильма, рассказывающего о том, к чему может привести жизнь в кредит.

Саломе Месхи поставила довольно жесткую, безыллюзорную картину в сдержанной, какой-то будничной стилистике. В ней находят отражение суровые реалии постсоветской Грузии. Героиня Нино, выросшая в семье высокопоставленного партийного чиновника, привыкла жить на широкую ногу. В новые времена она не может и не хочет отказываться от прежнего образа жизни и пытается “держать фасон”. Очень похоже на ситуацию с Раневской в “Вишневом саде”. В итоге оказывается в тупике и становится полным банкротом.

Создатели “Лимита…” осуждают Нино, но относятся к ней с симпатией и сочувствием: женщина, при всем своем легкомыслии, отличается щедростью, готова делится со страждущими последним. При этом она очень одинока: никто даже не пытается вникнуть в ее проблемы, чем-то поддержать – ни муж, ни сын, ни мать.

Приз за лучшую женскую роль завоевала актриса Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова Мари Кития (“Невесты” Тинатин Каджришвили). Ранее она получила аналогичную награду на международном кинофестивале в Сараево, где фильм “Невесты” признали лучшим.

 Как лучший актер был отмечен турок Илиас Салман. Он сыграл главную роль в фильме “Кукурузный остров”, ставшем одним из удачных примеров копродукции.

Еще один такой успешный опыт – фильм “Президент”, снятый знаменитым иранским режиссером Мохсеном Махмаль-бафом. Кстати, венецианская программа “Горизонты” открылась именно этой картиной. Ею же стартовал Тбилисский кинофестиваль.

Фильм производит довольно сильное впечатление. Прежде всего потому, что выступает против всякого насилия, какими бы аргументами оно ни оправдывалось. В главной роли – свергнутого президента-диктатора в неизвестной стране – актер Тбилисского театра имени К.Марджанишвили Михаил Гомиашвили (сын Арчила Гомиашвили). Безусловно, это звездная роль замечательного артиста, который поднимается в ней до трагических высот.

Круги ада, через которые приходится пройти опальному президенту, – страшный урок нравственности. Потеряв власть, он вынужден вместе с малолетним внуком скрываться от преследователей. На этом пути экс-президенту довелось встретиться с теми, кому он причинил зло. И таких людей оказалось немало – по сути, целый народ! Бывший диктатор, оказавшийся среди простых людей, переживает мучительный процесс перерождения. Чем-то это напоминает мытарства короля Лира, потерявшего власть и ощутившего на себе всю тяжесть своего нового положения.

Президент в фильме – собирательный образ деспота. В нем угадываются черты самых разных мировых диктаторов, многие из которых были впоследствии жестоко наказаны за свои преступления. Но вот вопрос: а судьи кто? Кто выступает в качестве вершителей правосудия? Как правило, после деспотии наступает анархия. В “Президенте” мы видим, какие чудовищные формы она порой принимает…

Кадр из фильма “Президент”Финал выражает авторскую гуманистическую позицию, которая сводится к библейскому: не убий! Разъяренную толпу, настигшую преступника и готовую расправиться не только с президентом, но и с его внуком, останавливает один человек. Всего лишь один человек, воззвавший к разуму жаждущих возмездия людей. Аргумент гуманиста прост: насилие порождает насилие, и процесс этот невозможно контролировать.

В “Президенте” родилась маленькая звездочка. Это юный актер Дачи Орвелашвили, которого невозможно переиграть, – настолько он органичен.

В международной конкурсной программе было представлено десять картин: “Прятки” Джоанн Коутс (Великобритания), “Как меня зовут” Нигины Сайфуллаевой (Россия), “Модрис” Юриса Курсиетиса (Латвия/Германия/Греция), “Тусовщица” Мари Амашукели, Клер Бергер, Сэмюэля Тейса (Франция), “Племя” Мирослава Слабошпицкого (Украина), “Варвары” Ивана Икича (Сербия/Черногория/Словения), “Виктория” Майи Витковой (Болгария/Румыния), “Фиолетовый” Баса Девоса (Бельгия/Нидерланды). А также уже упомянутые “Лимит кредита” и “Я – Бесо”.

Каждая из представленных работ, согласно концепции фестиваля, – первая полнометражная картина режиссера. Причем большинство из них посвящены, как уже говорилось, проблемам молодежи.

Обладателем сразу двух наград – главного приза “Золотой Прометей” и приза Сергея Параджанова, присуждаемого за особую киноэстетику, – стала украинская картина “Племя”. Жюри оценило необычность темы и стилистики. Ведь в картине не произносится ни одного слова: по одной простой причине – она о глухонемых. Это жесткое кино о замкнутом сообществе, в котором царят чудовищные законы выживания. Главный герой Сергей попадает в специализированный интернат для слабослышащих, где правит бал криминальная организация под названием “Племя”. Юношу сразу берут в оборот, и он принимает участие в нескольких ограблениях. Но ему так и не удается стать своим в “Племени” – он все-таки сделан из другого материала. Любовь к проститутке, которая тоже является частью сообщества и живет по законам “соплеменников”, ставит его в невыносимые обстоятельства. Чувства не могут существовать в мире, где царит культ денег и насилия. С Сергеем безжалостно расправляются. В результате в нем просыпается настоящий зверь, и он уничтожает банду. Причем делает это с беспощадностью маньяка.

“Серебряного Прометея” был удостоен фильм “Модрис” Юриса Курсиетиса – тоже дебютная работа, награжденная специальным призом жюри на МКФ в Сан-Себастьяне за “стилистические достижения и за умение режиссера соединить одиночество, общество, личные страдания и административные репрессии”. А в Тбилиси оценили режиссуру.

В международном конкурсе участвовала российская картина “Как меня зовут”. Одиночество, отсутствие нравственных ориентиров и внимания со стороны близких заставляют юных Сашу и Олю искать приключения, самоутверждаться через эпатаж, секс, алкоголь. Но главное в жизни – любовь и взаимопонимание. Именно в этом убеждают нас создатели картины.

Собственно об этом же фильмы-фавориты фестиваля “Я – Бесо” и “Модрис”. А также мелодрама “Звезда” Анны Меликян (Россия), героиня которой смертельно больна и хочет оставить после себя “звездный” след, успеть прославиться в отведенный ей краткий срок жизни. В главной роли – грузинка Тина Далакишвили. На международном фестивале “Евразия-2014” в Алматы она получила приз за лучшую женскую роль.

В программе “Форум европейского кино” Нана Джорджадзе представила свою последнюю по времени работу “Моя русалка, моя Лореляй” – красивую романтическую историю любви четырнадцатилетнего мальчика и восемнадцатилетней девушки. В этой же программе показали “Прощай, речь!” Жан-Люка Годара. И в восемьдесят четыре года режиссер остается смелым новатором. Бесконечный поиск новых средств выразительности приводит к интересным открытиям художественного и технического характера. Но главной ценностью для Годара все равно остаются первоосновы бытия, природа, мир глазами его любимой собаки.

Фестиваль закрыла мудрая, глубокая картина Умберто Пазолини “Тихая жизнь” – о мимолетности самой жизни, о воле случая в судьбе человека, о том, как нужно ценить каждое мгновение.

В рубрике “Режиссер в фокусе” представили ретроспективу сербского режиссера Горана Паскалевича.

Практически на всех сеансах залы кинотеатра “Амирани”, где в основном проходили кинопоказы, были переполнены. Это стало показателем возрождения интереса к кино. Под занавес фестиваля его генеральный директор Гага Чхеидзе выразил уверенность в том, что в зале собрались люди, которые верят: кино может изменить мир к лучшему!

 Инна БЕЗИРГАНОВА
«Экран и сцена»
№ 1 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email