Анастасия АРЕФЬЕВА

Иллюзия середины

И.О.Хармс. Сценография балета “О встрече и движении семи планет” Фото предоставлено Музеем-заповедником “Царицыно”

В Москве почти одновременно открылись две выставки, посвященные воображаемой архитектуре. В музее-заповеднике “Царицыно” развернуто масштабнейшее путешествие в несуществующие миры четырех, начиная с XVIII века, столетий, а Театральный музей имени А.А.Бахрушина совместно с музеем-усадьбой “Архангельское” представил “ретроспективу” одного из архитекторов-иллюзионеров Пьетро Гонзаги к 200-летию его театра в усадьбе Юсупова. Чем кроме юбилейных дат объяснить внезапно возникшую…

Метод Силюнаса

Видас СИЛЮНАС

4 сентября исполняется 80 лет выдающемуся театроведу и педагогу Видасу Силюнасу, а весной в издательской группе «Navona» при участии Государственного института искусствознания вышла его новая книга «Тайны сценического языка испанского классического театра». Чем поздравлять ученого, как не рецензией на его последнюю книгу? Редакция «Экрана и сцены» присоединяется к поздравлениям и гордится тем, что Видас Юргевич…

Новый кусочек смальты

Фото А.АРЕФЬЕВОЙ

54-я выставка московских театральных художников “Итоги сезона”, проходящая в Главном здании Театрального музея имени А.А.Бахрушина, задумана ее куратором Инной Мирзоян и художником Василиной Овчинниковой как большой макет. Она встречает разноцветными колоннами, одна из которых недокрашена. Рядом валики, лотки с краской, будто мастер ненадолго вышел. В других залах строительные леса, деревянные поддоны. Стройка здесь – потребность…

Королевские игры

В издательстве “АРТ” вышла книга “Театр короля. Густав III и становление шведской национальной сцены”. Ее автор Мария Берлова – чуть ли не единственный в нашей стране специалист по истории шведского театра, но сугубо театроведческая тема стала поводом для большого разговора об эпохе Густава III, которая в свою очередь неожиданно рифмуется с политической жизнью России и…

(Со)здание утопии

О.И.Бове. Проект Большого Петровского театра в Москве. Задний фасад. 1821

В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит масштабная выставка “Мир – театр. Архитектура и сценография в России”. Театр на экспозиции представлен анатомически. Его можно увидеть в продольных и поперечных разрезах, со сцены и с последнего ряда галерки. Есть даже “развертка стен” и план внутренних помещений МХТ, включая комнаты “Белье” и “Фрукты”. При этом “кухню” театра, тайну…

Грозовые яблоки

Фото Д.ДУБИНСКОГО

Чернота, пустота, дым. Лодка, бочка, пианино. Сломанная мачта с замершим в глубине серебристым парусом. В сценографии Сергея Австриевских уличные предметы и мебель обитают рядом, отчего границы домашнего пространства размываются. Да и дома как такового нет у героев “Грозы”, выпущенной Уланбеком Баялиевым на Новой сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Здесь важно все, что возникает помимо слов.…

Уланбек БАЯЛИЕВ: «Для спектакля, как для любви, нужно время»

– Многие помнят твой дипломный спектакль “Поздняя любовь” на режиссерском факультете ГИТИСа. Сейчас, почти десять лет спустя, в Вахтанговском театре появилась “Гроза”. Пьесы внутренне очень разные. Почему захотелось вернуться к Островскому? – Просто это хорошая драматургия, хорошо выписанные персонажи. Пьесы действительно разные, но общее все же есть: и там, и там главное – любовь. –…

Театр фотокадра

Сцена из спектакля “Вишневый сад” Э.Някрошюса. Фото В.СЕНЦОВА

До 21 июня в филиале ГЦТМ имени А.А.Бахрушина на Ордынке открыта выставка фотографа Виктора Сенцова “Сцена. Действие. Актер”. Эта выставка – энциклопедия театральной жизни первых пятнадцати лет XXI века. Более того, российский театр здесь помещен в мировой контекст: экспозиция включает в себя почти все гастрольные спектакли последних лет. Трудность работы фотографа – фаустовского свойства: останавливать…

Мир преобразился

Сцена из спектакля “Я делаю мир”. Фото предоставлено пресс-службой театра

Про то, что в последние годы в Москве наблюдается расцвет детского театра, написано много. Радостно и то, что расцветает он благодаря новому поколению режиссеров и художников. Автор спектакля “Я делаю мир” в детском театре «Домик Фанни Белл» – недавняя выпускница курса Дмитрия Крымова, художник Александра Ловянникова. Уже несколько лет она сочиняет уникальные детские спектакли, а…

Будоражащее театроведение

На телеканале “Культура” завершился цикл авторских программ Михаила Левитина о тех, кто стоял у истоков режиссерской профессии: Гордон Крэг, Антонен Арто, Николай Евреинов, Джорджо Стрелер, Всеволод Мейерхольд, Лесь Курбас, Сергей Радлов, Константин Марджанов и Сандро Ахметели. О каждом найдены и сказаны главные слова. Все серии цикла “Под небом театра”, созданного телекомпанией “АБ-ТВ” (продюсер Яков Каллер,…