Умел говорить без слов

Игорь Ясулович

Не стало Игоря Николаевича Ясуловича, всей жизнью опровергавшего расхожий тезис о том, что интеллект и совестливость мешают артисту стать настоящим профессионалом.

Новостные ленты полны сведений о «короле эпизода» – в самом деле, Игорь Ясулович сыграл (и сыграл блестяще) более двухсот ролей второго плана. В театре же он, напротив, получал самые важные и главные роли, становившиеся событиями. Достаточно вспомнить чеховские спектакли МТЮЗа, его Шабельского в «Иванове» Генриетты Яновской, Черного монаха и Ротшильда у Камы Гинкаса.

Существует заезженное клише: больше, чем поэт, любовь, и так далее. Об Игоре Ясуловиче можно смело сказать – больше, чем актер. Поэтому, узнав о его кончине, столько людей написали в соцсетях о потере близкого человека, много значившего в их жизни.

Школьницей я видела молодого артиста в спектакле Эктемима (Экспериментального театра-студии пантомимы под руководством Александра Румнева). Игорь Ясулович казался мне нашим Марселем Марсо. Дни театрика, родившегося в стенах ВГИКа, были сочтены, но поразительная пластика артиста, умение говорить без слов, всегда отличали его работы.

Хорошо помню незабываемый вечер в самом начале тревожных 1990-х. Тверской бульвар, деревянные сказочные, разноцветные домики у подъезда Дома Ермоловой. Мы с дочерью поднимаемся по лестнице и попадаем в волшебное пространство. За столом дети делают елочные игрушки, и руководит процессом Хозяин-Дроссельмейер, добрый и загадочный. Эту роль, практически без слов, он с удовольствием исполнял на протяжении нескольких лет на детских праздниках в домах Марии Николаевны Ермоловой, Федора Ивановича Шаляпина. И маленькие счастливцы, которым повезло участвовать в пантомиме, домашних спектаклях, поставленных Дроссельмейером, и благодарные зрители навсегда запомнили эту прекрасную елку.

В спектаклях Деклана Доннеллана Игорь Ясулович сыграл Пимена в «Борисе Годунове», Шута в «Двенадцатой ночи», Просперо в «Буре». Алексей Вадимович Бартошевич говорил о Просперо–Ясуловиче: «Он играет старого интеллигента, очень грустного, заранее знающего, что ничем хорошим его эксперимент с попыткой исправить людей не кончится».

«Экран и сцена» много писала о работах артиста, публиковала интервью с ним. 75-летнему юбилею Игоря Николаевича была посвящена беседа с Камой Гинкасом о неповторимой индивидуальности Ясуловича (https://screenstage.ru/?p=5335). Название сегодня звучит трагично. «Артист, каких нет». И не будет. Светлая память.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 17-18 за 2023 год.