Маски сброшены

Томас Шуберт в фильме «Красное небо»

Томас Шуберт в фильме «Красное небо»

Берлинале-2023

Сбросивший маски 73-й Берлинский кинофестиваль – первый постковидный – запомнится, в первую очередь, тем, что на нем состоялась ретроспектива (пусть и неполная) Стивена Спилберга, величайшего мастера добрых, умных, безупречно профессиональных фильмов. Настоящим триумфом большого кино стал показ на большом экране отреставрированных копий «Челюстей» и «Индианы Джонса», «Дуэли» и «Списка Шиндлера»… Публика буквально дралась за билеты в мультиплекс «Cubix», где проходила ретроспектива, хоть и находился он на отшибе, вдали от центра фестивальной жизни. Присутствие самого Спилберга, «маленького большого человека», которому вручили почетного «Золотого медведя», стало главным событием фестиваля, в остальном прошедшего в обычном рабочем режиме.

После почти 20-летнего руководства Берлинале неугомонным, полным идей Дитером Коссликом, а до него авторитетным деятелем фестивального движения Морицем Де Хадельном, киносмотр четыре года назад – в свете гендерного равенства – ушел в руки дуэта в составе Карло Шатриана и Мариетте Риссенбек, которые во многом перекроили Берлинале.

Очевидно, что жюри во главе с американской актрисой Кристен Стюарт стояло перед нелегкой задачей раздачи призов фильмам довольно вялого конкурса, где не было ни открытий, ни лидеров, а было, например, пять немецких картин из 18-ти. Не говоря о выборе лучшего актера/актрисы. Одним из нововведений двуглавого руководства было решение отказаться от призов за лучшую женскую и лучшую мужскую роли, объединив их в единый приз. То же самое – с призом за лучшую роль второго плана.

Так что награду за лучшую актерскую работу получили не актриса, не актер, а вовсе ребенок, хоть и вполне милый – восьмилетняя София Отеро, сыгравшая в испанской картине «20 тысяч разновидностей пчел» Эстибалис Урресолы Солагурен девочку Коко, которая приехала на лето к бабушке-пчеловоду. А приз за лучшую роль второго плана достался трансгендерной Теа Эре из криминального фильма немецкого режиссера Кристофа Хоххойслера «До конца ночи».

Как некий вызов прозвучало и решение жюри – в отсутствие достойного кандидата – отдать «Золотого берлинского медведя» единственному документальному фильму конкурса «На “Адаманте”». 72-летний французский документалист Николя Филибер провел несколько месяцев на барже «Адамант», наблюдая за пациентами плавучей психбольницы.

74-летний мэтр французского кинематографа Филипп Гаррель (в лауреаты попали, в основном, режиссеры возраста 60+) представил в конкурсе довольно пресную картину «Большая колесница» о династии кукольников, в которой снял трех своих детей – Луи, Эстер и Лену. Критики в рейтинге, традиционно публикуемом фестивальным изданием «Скрин Интернейшнл», поставили фильм на почетное предпоследнее место, жюри же вручило ему приз за лучшую режиссуру.

Все хоть сколько-нибудь интересные работы конкурса, например, австралийская притча Рольфа Де Хира «Выживание доброты», где вырвавшаяся из клетки чернокожая аборигенка бродит по пустыне, натыкаясь на озверевших особей, потерявших человеческий облик, или тихая корейско-американская лента «Прошлые жизни» Селин Сон «об отношениях», прошли мимо внимания жюри. Зато щедро был отмечен вклад страны-хозяина, представившей в конкурс, состоящий из 18-ти фильмов, пять картин, три из которых были поставлены представителями «берлинской киношколы» во главе с Кристианом Петцольдом.

О картине Кристофа Хоххойслера «До конца ночи» уже говорилось. Ангела Шанелек, еще одна видная представительница «берлинской школы», получает приз за лучший сценарий («Музыка»), что можно считать очередным вызовом жюри, поскольку вызывает сомнение само наличие хоть какого-то сценария в этой мутной истории с музыкой. В аннотации между тем написано, что «фильм представляет собой адаптацию древнегреческого мифа об Эдипе».

Фильм Кристиана Петцольда «Красное небо», получивший Гран-при, оказался, пожалуй, единственным, где совпали ожидания и результат, мнение критики, зрителей и жюри. «Красное небо» – вторая (после «Ундины») часть трилогии о духах стихий. Там вода, здесь огонь. Два друга приезжают в пустынную местность на берегу Балтийского моря. Один из них (Томас Шуберт) хочет побыть в тихом месте, где он спокойно может закончить книгу. Однако в тихую жизнь вторгается вначале женщина, а потом и природная стихия, к дому приближается пожар…

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 5-6 за 2023 год.