Втройне волшебнее

Кадр из фильма «Нос, или Заговор “не таких”»
Кадр из фильма «Нос, или Заговор “не таких”»

НАГРАДЫ 26-ГО ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО

Гран-при – «НОС, ИЛИ ЗАГОВОР “НЕ ТАКИХ”» Андрея Хржановского

Специальный приз – “ЗА ЗАБОРОМ” Марии Коган-Лернер

Специальный приз – “ГОЛЫЙ” Кирилла Хачатурова

Специальный приз – “ВАДИМ НА ПРОГУЛКЕ” Саши Свирского

Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм – “БА” Светланы Филипповой

Дипломы: “10 000 БЕЗОБРАЗНЫХ ПЯТЕН” Дмитрия Геллера; “О, НЕЕТ!” Ивана Максимова; “ЖИЗНЬ-ПАСКУДА” Варвары Яковлевой

Приз за лучший фильм для детей – “ДЫЛДА” Анастасии Жакулиной

Дипломы: “ПОЖАРНИК” Юлии Ароновой; “БЕЛАЯ ЗМЕЯ” Полины Федоровой

Приз за лучший дебютный фильм – “ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПИШТО” Софьи Кендель

Диплом – “МОКРЫЕ НОСОЧКИ БЕРТЫ РАЙЗ” Александры Шадриной

Приз за лучший студенческий фильм – “СОБАКИ ПАХНУТ МОРЕМ” Анастасии Лисовец

Дипломы: “ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ” Марии Афониной, Анны Любимцевой; “ТЫ НЕ КИВИ” Марии Савельевой

Приз за лучший полнометражный фильм не присужден

Приз за лучший сериал – “КОЛЫБЕЛЬНАЯ” из цикла “Зебра в клеточку” Татьяны Чернилевской

Диплом – “ПОБЫТЬ БРОНЕНОСЦЕМ” из цикла “Лекс и Плу. Космические таксисты” Алексея Минченока

Приз за лучшую работу в прикладной анимации – “ПАНДЕМИЯ” Полины Кампиони

Дипломы: “БУКЕТ ИЗ САЛЮТА” Алексея Будовского; “ГРАВИТАЦИЯ” Светланы Нагаевой

Приз мэтров “Прорыв” имени Александра Татарского – Андрею ХРЖАНОВСКОМУ за фильм «Нос, или Заговор “не таких”»

Приз оргкомитета фестиваля “Приз Славы” (имени Вячеслава Маясова) – Сергею КАПКОВУ, журналисту, киноведу, анимаведу

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – режиссеру Дмитрию ГЕЛЛЕРУ за фильм “10 000 безобразных пятен”

Приз “Фортуна” – “МЕДВЕДЬ” Святослава Ушакова

Профессиональный рейтинг:

1 место – “10 000 безобразных пятен” Дмитрия Геллера

2 место – “Пожарник” Юлии Ароновой

3 место – “Сахарное шоу” Лианы Макарян

Кадр из фильма “10 000 безобразных пятен”
Кадр из фильма “10 000 безобразных пятен”

Победители питчинга анимационных проектов (в рамках деловой программы Суздальфеста) – проект сериала “Последний книжный магазин” Павла Осипова и проект короткометражного фильма “Человек за шторой” Ивана Бондаренко

Из 266 заявок, присланных на фестиваль, в конкурсных секциях участвовало 96 работ.

Директор Суздальфеста Александр ГЕРАСИМОВ: “Мы сделали колоссальный рывок вперед – создали и запустили онлайн-платформу. Она позволила кратно расширить количество участников и дала возможность всем желающим смотреть показы и мероприятия форума. Еще очень важно, что благодаря гибридному формату нам удалось сократить количество приехавших в Суздаль коллег и зрителей минимум на 60-70 процентов, что позволило провести офлайн-часть фестиваля в комфортных условиях и с соблюдением всех ограничительных норм”.

XXVI Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в гибридном формате: с 15 по 23 марта – на платформе “SUZDALFEST.ONLINE”, а с 17 по 25 марта – в Суздале.

Кадр из фильма “Ба”
Кадр из фильма “Ба”

В этом году Суздальфест отметил юбилей на Владимирской земле: ровно двадцать лет, как его организацией занимается кинокомпания “Мастер-Фильм” совместно с администрацией Владимирской области. На открытии смотра директор Департамента культуры этого региона Алиса Бирюкова поблагодарила аниматоров за многолетнюю дружбу: “Суздаль является поистине сказочным местом, а благодаря вашему фестивалю город становится вдвойне, втройне волшебнее. Ждем вас в следующем году несмотря ни на что, и мы уверены, что анимационный фестиваль преодолеет любые трудности”.

Эти слова услышали участники фестиваля и достаточное количество зрителей (требования Роспотребнадзора выполнили). Все трудности были преодолены. А трудности обеспечивают новые пути в постижении современной анимации. Действительно, втройне волшебнее!

Необходимо назвать команду организаторов и селекционную комиссию, в которую вошли: Екатерина Соколова (председатель селекционной комиссии), режиссер анимационного кино, художник; Ирина Кодюкова, режиссер анимационного кино, сценарист; Сергей Капков, журналист, сценарист, режиссер документального кино; Лариса Малюкова, кинокритик; Валентин Телегин, режиссер анимационного кино, художник; Александр Храмцов, режиссер, художник, аниматор. Спасибо всем.

Два жюри (авторской анимации и коммерческой анимации) работали на благо волшебства этого вида искусства достойно и талантливо. Они создали, как всегда (уже в двадцать шестой раз), отдельный мир анимационного деяния и художественных открытий. Фильмы во всех номинациях были разнообразны по форматам, формам и жанрам. Однако есть одна особенность этого года: разнообразие тем социальных, исторических, пусть спорных, но даже с воспитательной точки зрения угаданных во времени сегодняшнего дня.

Несколько работ подчеркнули особенную индивидуальность героев, отличающуюся от других, рядом живущих. Их мир необходимо воспринимать с терпением и пониманием. В сочувственной истории “Пожарник” (режиссер Юлия Аронова, студии “Пчела”, “Имака Филмз”) смелый герой, тушивший огонь любой сложности, вынужден задуматься и о себе. Огонь любви вспыхнул в его сердце! Отличный сценарий, в котором явная общность авторского восприятия с детским. “Пожарник” награжден дипломом в категории “лучший фильм для детей” – “за несгораемую любовь”.

Приз “За лучший фильм для детей” получила режиссер Анастасия Жакулина с “Дылдой”. Жаль, что не отмечена жюри “Аляска” режиссера Оксаны Кувалдиной (студия “А-фильм”). Щенок хаски – дух Аляски! Он путешествует в поисках друзей, отбрасывая тень – Северное сияние. За семь минут экранного времени мы многое узнали о колорите географического места, причем в тонкой цветовой гамме и с обаятельным героем.

Тему особенных героев, не получающих помощи и поддержки общества, продолжили и другие фильмы. Картина “За забором” режиссера Марии Коган-Лернер (Студия”25”) отмечена специальным призом жюри с формулировкой “За лаконичность формы и глубину содержания”. И вот почему. Документальная анимация основана на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарьян, которая до 35 лет жила в психоневрологическом интернате. Фильм состоит из серии новелл: “Щетка”, “Лекарство”, “Прогулка”, “Чай”, что и дает возможность зрителю заглянуть за забор ПНИ и увидеть столкновения “маленького человека” с системой. Героиня, она же автор сценария Внукевич-Багдасарьян, озвучивает свой текст. “Открытие” за забором другой жизни ранит душу.

Еще один специальный приз – “За сочетание философии и художественного образа” – получил режиссер Саша Свирский (призер недавних фестивалей) с фильмом ”Вадим на прогулке” (Студия “Шар”). Выразительны приемы режиссера и его сценарный подход – далеко не радостную прогулку Вадима, решившего выйти из своей комнаты, автор укрупняет современной атмосферой философского прочтения.

Специальный приз с формулировкой “За обнаженную простоту идеи” присужден фильму “Голый” (“Московская школа нового кино”) режиссера Кирилла Хачатурова. Его персонаж, сотворенный в лаборатории с ошибкой в коде, осознает свою особенность: быть обнаженным и проходить сквозь стены. Но он не

осознает свое супер-геройство. Сценарий написан Кириллом Хачатуровым совместно с Ниной Воловой. Поскольку Кирилл изучал режиссуру игрового кино – очевидна оригинальность не только истории, развития действия в диалогах, но и в “раскадровке” в 3D изображении. Интересна работа и звукорежиссера Константина Новикова, который вместе с режиссером тонировал фильм. Кирилл Хачатуров еще и художник, прекрасно исполнивший куклы и декорации.

Светлана Филиппова, режиссер, сценарист и художник, получила приз “За лучший короткометражный фильм”. Фильм называется “Ба”. Он о любимой бабушке, которая вырастила внучку. История полна пронзительно-исповедального лиризма. Рисованная анимация, черно-белое изображение, которое любит автор.

Светлана Филиппова и в предыдущих фильмах поражала гаммой из двух цветов. Работая углем, художник словно “бережет черное”, а приглушенно белым передает пространство с его бытом и движением истории. Черного может остаться совсем немного, но он обладает необыкновенной силой. Особенно выражая одиночество ребенка, замершего в кресле с игрушкой – как на портрете. На фоне музыки Джакомо Пуччини. Пятилетняя Саша слушает его оперу “Мадам Баттерфляй” по радио и смотрит по телевизору, общается с бабушкой. Сюжет оперы, ее драматизм девочка переносит в свою жизнь, но не понимает, почему мама оставляет ее. А маме не до Саши. Горькую правду она поймет, когда подрастет.

В картине “10 000 безобразных пятен” режиссер и художник Дмитрий Геллер в очередной раз поразил своим авторским искусством. Он получил диплом в категории “Лучший профессиональный короткометражный фильм” – “За уникальное владение искусством анимации”. Кроме того – Первое место в профессиональном рейтинге и приз кинокритиков и кинопрессы.

Кадр из фильма “Жизнь-паскуда”
Кадр из фильма “Жизнь-паскуда”

Изысканная графика рисованного фильма “10 000 безобразных пятен” (студия “JAI”, Китай) и тончайшая обработка по кадрам материала (компоузинг) творят магию восприятия сюжета. Два художника едут на встречу друг с другом. Их самые разные рисунки поражают фантазией. Словно творческое соревнование определяет совместный замысел персонажей. Дмитрий Геллер давно связан с Китаем, поэтому мы не первый раз видим прекрасные фильмы российского автора со всем разнообразием ориентального стиля.

Авторскую анимацию оценивало экспертное жюри: эстонский режиссер, художник, сценарист анимационного кино Прийт Тендер; сценарист и продюсер Ирина Марголина; режиссеры и художники анимации Леонид Шмельков и Елизавета Скворцова; режиссер Владимир Хотиненко. В жюри конкурса коммерческих анимационных работ вошли продюсер и киновед, генеральный директор “Московского кино” Наталья Мокрицкая; продюсер, режиссер анимационного кино Елена Чернова. Имена известные и уважаемые. И решения их были единодушны.

Но возникли расхождения в разных конкурсных номинациях, которые закончились присуждением Гран-при фестиваля некоммерческой полнометражной картине Андрея Хржановского «Нос, или Заговор “не таких”» (материал о ней в “Экране и сцене” № 5, 2021).

Дело в том, что жюри конкурса коммерческих работ решило не давать приза “За лучший полнометражный фильм”. Вероятно, работа мастера не рассматривалась как коммерческая, для проката. Однако содержание этого разножанрового портрета трагического времени нашей истории интересно. «Нос, или Заговор “не таких”» был отмечен Призом мэтров имени Александра Татарского “Прорыв” – мэтру Хржановскому его вручил мэтр Норштейн.

“Нос…” удостоен наград на знаменитых фестивалях в Роттердаме и Анси. Тема вечная: художник и власть. Опера “Нос” Дмитрия Шостаковича была запрещена, и фантасмагория, уложенная режиссером в три сна, демонстрирует трагический фарс в разных техниках. Словно дает понять зрителю, познакомившемуся с авангардом в искусстве, как направление это было намертво истерзано властью. Сага о том, как погибают лучшие авторы, замученные в тюрьмах…

Фантастический реализм гоголевского “Носа” как бы обрамляет все происходящее на экране. Вот фрагмент из интервью Андрея Хржановского: «Мой фильм “Стеклянная гармоника” был арестован советской цензурой. Фильм отправили на полку на двадцать лет, а меня – на два года в морскую пехоту.

Я служил на флоте и осенью 1969 года приехал буквально на три дня в Москву на побывку и встретил своего друга, оператора Женю Чуковского, который был внуком Корнея Чуковского и зятем Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Он сказал мне, что Д. Д. – так они в семье его называли – понравился мой фильм “Жил-был Козявин”. Это подвигло меня на обращение к Шостаковичу с просьбой снять фильм по его опере “Нос”. Открытку с согласием, которую он прислал в ответ на мое письмо, он написал, находясь в больнице». Личная история режиссера в контексте его анимационного полнометражного фильма. “Нос…” вышел в прокат, и найдет своего зрителя.

Суздальфест, как и в прежние годы, был наполнен мастер-классами, дискуссиями, питчингом (совместное мероприятие с киностудией “Союзмультфильм”), круглыми столами, обсуждениями. Но самым крупным событием стал один из нескольких конгрессов. Дискуссионная платформа “Анимация – территория креативной индустрии”. Модераторы: кинокритик Лариса Малюкова и директор ОРФАКа Александр Герасимов. Нынешний, 2021-й – год креативной экономики, которая набирает по всему миру невиданные обороты.

Среди хедлайнеров этого процесса (наиболее привлекающих внимание публики) – анимация. Сегодня государственные программы поддерживают анимацию, вовлеченную в креативный центр. Есть еще такое определение “креативный кластер” – добровольное объединение партнерских компаний в отдельной области. Представители регионов и крупных городов рассказали о том, как они нуждаются в анимационном продукте. В этом конгрессе участвовали Светлана Максимченко (руководитель Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ), Борис Машковцев (директор студии “Союзмультфильм”), Ирина Мастусова (исполнительный директор Ассоциации анимационного кино). Из регионов – Денис Салий (руководитель представительства правительства Калининградской области в Москве), Георгий Кудинов (президент группы компаний “Южный регион”, Ростов-на-Дону), Илья Кузнецов (продюсер первой дальневосточной студии анимации “Мечталет”, Хабаровск), Мария Дубровина (художественный руководитель подростковой анимационной мастерской в креативных классах, автор образовательной программы по анимации для школ креативных индустрий в Калининграде), Владимир Николаев (руководитель студии Wzart Animation, Воронеж),

Не смог приехать режиссер Сергей Меринов, член художественного совета проекта “Гора самоцветов” и студии “Пилот”, художественный руководитель студии “Пластилин” (Пермь). Его заменила и рассказала о работе студии Пермского края режиссер, художник и педагог ВГИКа Наталья Грофпель. Обмениваясь своими проектами в креативной индустрии, выступающие убеждали слушателей, таких же заинтересованных, в понимании партнерских отношений. А также в важности присутствия анимационной школы в учебных заведениях. И не только. Выступил известный продюсер Сергей Сельянов. Он напомнил о трудностях, всплывающих в подобном решении проектов, когда проблема поднимается, но не находит поддержки у некоторых чиновников.

Весенний Суздаль и фестиваль (с абсолютной непосредственностью ведущих церемоний – драматурга, поэта, актера Вадима Жука и директора Александра Герасимова) подарили участникам и гостям карнавальное настроение и прекрасный концерт gypsy-jazz группы Tht BigBuddy Band (при поддержке “Союзмультфильма”). Это и есть тройное волшебство для нас, и для области – с творческими встречами и показами лучших фильмов!

***

Несколько слов об одном фильме. Вне конкурса. На фестивале режиссеры Юрий Норштейн и Юлий Файт провели вечер – он назывался “Об именах, которые не должны быть забыты”. Одно из таких имен – Марина Соколова. О художнице Марине Соколовой Юлий Файт сделал фильм. Фильм-этюд. Семнадцать минут экранного времени вобрали воспоминания, впечатления, ощущение творчества. Картины, наброски, театральные макеты и куклы к спектаклям, эскизы к анимационным фильмам. Путешествие в прошлое…

Там, в московском доме, на чердаке с овальным окном, была мастерская Валерия Левенталя и Марины Соколовой. Здесь, на Николиной горе, на старой семейной даче Файтов хранятся уникальные работы Марины. Музыка цвета, музыка чувств.

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 7 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email