Век Екатерины

Екатерина Мокиенко в роли Елизаветы
Екатерина Мокиенко в роли Елизаветы

14 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения народной артистки РФ Екатерины Ивановны Мокиенко. Около сорока из них она отдала Красноярскому театру имени А.С.Пушкина. К юбилею в память об актрисе в театре открылась выставка «Век Екатерины», посвященная разным вехам ее биографии.

«Ты меня о возрасте лучше не спрашивай – мне всего 18, – заметила Екатерина Ивановна с лукавой улыбкой, когда я много лет назад впервые пришла к ней на интервью. – Во всяком случае, на сцене я только так себя ощущаю. Когда есть интересная работа – поверь мне, милая, все хвори отступают. В театре болезней не чувствуешь. Мне и со сломанными ребрами доводилось работать. А то иной раз сердце так прихватит, аж задыхаюсь: как, думаю, буду играть? Выхожу к зрителям – ни перебоев, ни одышки! У нас, артистов, только одна настоящая болезнь – сцена».

Этой болезнью она заболела еще в детстве. Ее мама играла в сельской самодеятельности, и в одном из спектаклей ее героиня по сюжету убивала человека. А когда ей позже говорили, что она убила своего сына, падала навзничь без чувств. Юную Катю настолько потряс этот эпизод и то, что мама не помнила, было ли ей больно при падении, что девочка твердо решила стать актрисой.

Но путь к сцене оказался небыстрым. До того, как попасть в театр, она в 1930-е годы успела с отличием окончить в Новосибирске силикатный техникум. Там же на одной из новогодних вечеринок познакомилась с будущим мужем – молодым актером театра «Красный факел» Александром Мокиенко. Он дал ей сценическую фамилию и привел на профессиональную сцену. В Новосибирском театральном училище азы актерской профессии она осваивала под началом легендарной Веры Павловны Редлих, ученицы Станиславского. А могла бы учиться и в Школе-студии МХАТ – одаренную сибирячку брал к себе вольнослушательницей Иван Михайлович Москвин. Но семья оказалась важнее – Екатерина Мокиенко предпочла вернуться в Новосибирск. Когда мужа вскоре забрали в армию, оставила учебу и отправилась к нему. Александр заведовал полковой библиотекой, а его заводила-жена и здесь нашла применение своей творческой энергии – организовала сразу два ансамбля, из бойцов и командирских жен. В полку Екатерину нежно звали Чилитой – она любила петь одноименную песенку из репертуара Клавдии Шульженко. Спустя многие годы актриса бодро исполняла ее в своем последнем спектакле «Деревья умирают стоя», где она в 85 лет сыграла донью Эухению.

…Счастье молодой семьи оказалось недолгим – вскоре началась война, и Александр Мокиенко погиб в одном из первых боев. Как рассказывала Екатерина Ивановна, она не представляет, как пережила бы ту трагедию, если бы не театр – Вера Редлих приняла ее под свое крыло в «Красный факел». Два десятка лет Мокиенко играла здесь ведущие роли. И, не раздумывая, ушла, когда желанную роль разведчицы Нилы Снижко в спектакле «Барабанщица» отдали другой актрисе. А самой Екатерине Мокиенко эту героиню предложил сыграть в Норильске режиссер Ефим Львович Гельфанд. Спустя несколько лет он станет ее мужем. Вместе они приехали позже в Красноярск, где актрисе пришлось доказывать перед опытной труппой свою профессиональную состоятельность.

С мужем Е.Гельфандом
С мужем Е.Гельфандом

«За моей спиной был шепоток: ну-ну, посмотрим, что за птица к нам пожаловала, – смеясь, вспоминала Екатерина Ивановна. – Ах так, думаю? Ну ладно, я вам покажу! И в первом же спектакле «Человек со звезды» сыграла одновременно семь ролей: сестру главного героя и всех его жен, от гонщицы до проститутки. Едва успевала убежать переодеться за кулисы, как вновь нужно было выходить на сцену, в новом обличье. А публика всякий раз гадала – та же самая артистка или другая? Зрители меня приняли на ура. И в театре сразу зауважали: приехала актриса, а не жена главного режиссера».

Это уважение она с годами лишь приумножила – мало кто из артистов «пушкинской» труппы обладал такой любовью зрителей. На спектакли с участием Екатерины Мокиенко публика всегда шла охотно. А она до последнего не оставляла театр. Когда Екатерине Ивановне было уже под 90, продолжала выходить на сцену в ведущих ролях в четырех спектаклях – «Семейный портрет с посторонним» С.Лобозерова, «Афинские вечера» П.Гладилина, «Последний срок» В.Распутина и «Деревья умирают стоя» А.Касоны. Маленькая, хрупкая, с внешностью субретки, на сцене она преображалась, и ни у кого сомнений не возникало – это была героиня, сильная женщина с мощным стержнем внутри. Неслучайно одной из самых ярких ролей в ее репертуаре, о чем еще помнят старые красноярские театралы, была королева Елизавета в «Марии Стюарт» Ф.Шиллера. Такой она и запомнилась зрителям и коллегам по цеху – волевой, несокрушимой, абсолютно преданной сцене.

Елена КОНОВАЛОВА

«Экран и сцена»
14 февраля 2021 года.

Print Friendly, PDF & Email