Ивановские эскизы

Сцена из спектакля «Сережа очень тупой». Фото предоставлено Театром Наций

Сцена из спектакля «Сережа очень тупой». Фото предоставлено Театром Наций

Театр Наций под руководством Евгения Миронова провел при поддержке Министерства культуры РФ творческую лабораторию с участием театров Ивановской области – Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского и Ивановского драмтеатра. В обоих – отличные труппы, да и режиссерский десант оказался достаточно сильным: Алексей Логачев, Филипп Гуревич, Дмитрий Егоров и Михаил Заец – опытные постановщики, знающие толк в лабораторных делах.

Алексей Логачев, выпускник мастерской Евгения Каменьковича, для эскиза по «Игрокам» Гоголя выбрал местом действия декорационный цех, в углу которого уютно расположился среднестатистический гостиничный номер советской эпохи. Время действия этих «Игроков» – всегда. Мошенничество, как показывает жизнь, было, есть и, похоже, будет, пока существуют наивные люди, готовые попадаться в расставленные ловушки. Хотя у Гоголя в роли одураченной жертвы выступает такой же жулик, как обобравшие его шулера.

За пять дней разработать характеры практически нереально, но Логачев и артисты (Валентин Иванов, Вячеслав Митронин, Сергей Шувалов, Дмитрий Чередниченко и другие) точными штрихами наметили контуры персонажей. Сложилась вполне гоголевская галерея типажей: суховато-деловой Ихарев в темных очках, при всей крутизне оказавшийся простаком; философствующий Утешительный – душа и идеолог преступного клана; манерный пройдоха Швохнев и грубовато-прямолинейный Кругель – неразлучные, как Бобчинский с Добчинским. Поскольку параллельно шла работа над другим эскизом, «Игрокам» не хватило исполнителей-мужчин, и две молодые актрисы – Анна Комарова (Алексей) и Елена Джалалова (Глов-младший) – внесли толику чертовщины и оборотничества, абсолютно в гоголевском духе.

На долю Филиппа Гуревича выпала широко ставящаяся пьеса Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» – находка для театров, ищущих репертуар для артистов 60+. Выходец из мастерской Олега Кудряшова, Гуревич любит театр небытовой, образный и метафорический. Историю о возникшей привязанности между двумя пожилыми людьми – вдовой и вдовцом – режиссер решил как притчу. В центре – прекрасные Кристина Тенякова и Виктор Смольков. Герой сидит за пюпитром, тихо, почти бесстрастно ведя рассказ об Эльзе, только что потерявшей всю жизнь угнетавшего ее мужа и почувствовавшей после его смерти освобождение.

В героине Теняковой есть врожденное благородство, не утраченное, несмотря на пережитые ею – дочерью сосланных «русских» немцев – постоянные унижения. Именно на ее внутренней цельности держится действие. Отношения с вдовцом Василием Игнатьевичем – это прежде всего путь к себе, к своей «подлинной земле». Гуревич не проходит мимо этого образа. На авансцене насыпана кучка земли: ее загребают горстью, подавая как «булку хлеба» в деревенском магазине, из нее появляется отсутствующий в пьесе призрак умершего мужа, по ней бежит навстречу судьбе Эльза. Этот бег на месте не сравним, конечно, со знаменитым бегом Джульетты в балете Леонида Лавровского, но производит впечатление.

Агрессивное окружение влюбленных – их дети и одинокие соседки (Алексей Дрягин, Анна Юдина, Юлия Морозова, Татьяна Копчинская) – обрисовано гротескно и остро. Ссора наследников пожилых Ромео и Джульетты, решивших продать недвижимость и отправиться в путешествие, карикатурно-комична, как и сцены с завистливыми односельчанками. Их суетливость оттеняет спокойную гармонию главных героев.

В Ивановском театре темой эскизов также стали дела семейные, но совсем другого характера. Дмитрий Егоров взялся за востребованную пьесу «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова о том, как к молодой благополучной чете являются три незваных гостя – курьеры с загадочной посылкой. Внешне благопристойная троица грубо вламывается в жизнь современного интеллигента Сережи, задавая самые неожиданные вопросы – от нелепых до интимных.

Пьеса дает возможности разгуляться фантазии. Трое пришельцев могут быть кем угодно: от печально памятных «троек» до ангелов. Егоров не настаивает ни на какой трактовке – ему интересен нормальный человек в абсурдных обстоятельствах, реакция на неожиданное вторжение. Именно реакции Сережи (Никита Степанов), меняющиеся по ходу «допроса», придают действию динамику и напряжение. Гости-курьеры (Алексей Втулов, Евгений Семенов, Анатолий Свиридов) выступают почти синхронно, как три головы дракона, но у каждого особые повадки. Все вместе они несут скрытую угрозу, которую сразу улавливает вернувшаяся домой Маша (Дарья Максимова). В результате странного визита и странных разговоров между супругами возникает трещина – хотя они буднично застилают постель и ложатся спать, их отношения уже не будут прежними.

Второй ивановский эскиз – «Война и мир» по пьесе Юлии Поспеловой – оказался, пожалуй, самым сложным для реализации за пять дней. Действие охватывает семь лет (с 1862 года) жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых, совпадающие со временем написания великого романа. Пьеса создана на основе дневников обоих героев, и в ней, как говорила Нина Заречная, «мало действия, одна только читка».

Постановщик Михаил Заец (главный режиссер Ростовского молодежного театра) помимо основных персонажей вывел на сцену их возрастных альтер эго, а также пару современных молодых ребят, для которых «Война и мир» – лишь строчка в школьной программе. Парнишка рассказывает подруге анекдоты Хармса про Толстого, но когда речь заходит о любви, они утрачивают цинизм и бросаются в объятия друг друга.

Пьеса построена так, что взаимоотношения героев не выглядят конфликтными – автор просто предлагает разные взгляды на одни и те же события. Это отлично передает основная пара (Михаил Богданов и Татьяна Кочержинская), а «возрастные» Толстые (Татьяна Птицына и Дмитрий Бабашов) бессловесно комментируют свои давние слова и поступки. Зачастую их поведение полярно произносимым текстам: граф углублен в мысли и раздражен, а Софья Андреевна хлопочет над ним, старается ублажить. Лев Николаевич бьет в висящий станционный колокол, словно отбивая этапы их прошлых отношений и написания романа.

Четыре эскиза, четыре разных режиссерских почерка, четыре взгляда на классику и современную драматургию – сложились в выразительную панораму возможностей нестоличной сцены. Лабораторный формат позволил артистам Кинешмы и Иванова прикоснуться к разным театральным системам, испытать себя в непривычных обстоятельствах. И, возможно, посмотреть на знакомый репертуар свежим взглядом – через оптику приглашенных постановщиков.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
Октябрь 2025 года