
Сцена из спектакля «Сережа очень тупой». Фото предоставлено Театром Наций
Театр Наций под руководством Евгения Миронова провел при поддержке Министерства культуры РФ творческую лабораторию с участием театров Ивановской области – Кинешемского драматического театра имени А.Н.Островского и Ивановского драмтеатра. В обоих – отличные труппы, да и режиссерский десант оказался достаточно сильным: Алексей Логачев, Филипп Гуревич, Дмитрий Егоров и Михаил Заец – опытные постановщики, знающие толк в лабораторных делах.
Алексей Логачев, выпускник мастерской Евгения Каменьковича, для эскиза по «Игрокам» Гоголя выбрал местом действия декорационный цех, в углу которого уютно расположился среднестатистический гостиничный номер советской эпохи. Время действия этих «Игроков» – всегда. Мошенничество, как показывает жизнь, было, есть и, похоже, будет, пока существуют наивные люди, готовые попадаться в расставленные ловушки. Хотя у Гоголя в роли одураченной жертвы выступает такой же жулик, как обобравшие его шулера.
За пять дней разработать характеры практически нереально, но Логачев и артисты (Валентин Иванов, Вячеслав Митронин, Сергей Шувалов, Дмитрий Чередниченко и другие) точными штрихами наметили контуры персонажей. Сложилась вполне гоголевская галерея типажей: суховато-деловой Ихарев в темных очках, при всей крутизне оказавшийся простаком; философствующий Утешительный – душа и идеолог преступного клана; манерный пройдоха Швохнев и грубовато-прямолинейный Кругель – неразлучные, как Бобчинский с Добчинским. Поскольку параллельно шла работа над другим эскизом, «Игрокам» не хватило исполнителей-мужчин, и две молодые актрисы – Анна Комарова (Алексей) и Елена Джалалова (Глов-младший) – внесли толику чертовщины и оборотничества, абсолютно в гоголевском духе.
На долю Филиппа Гуревича выпала широко ставящаяся пьеса Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» – находка для театров, ищущих репертуар для артистов 60+. Выходец из мастерской Олега Кудряшова, Гуревич любит театр небытовой, образный и метафорический. Историю о возникшей привязанности между двумя пожилыми людьми – вдовой и вдовцом – режиссер решил как притчу. В центре – прекрасные Кристина Тенякова и Виктор Смольков. Герой сидит за пюпитром, тихо, почти бесстрастно ведя рассказ об Эльзе, только что потерявшей всю жизнь угнетавшего ее мужа и почувствовавшей после его смерти освобождение.
В героине Теняковой есть врожденное благородство, не утраченное, несмотря на пережитые ею – дочерью сосланных «русских» немцев – постоянные унижения. Именно на ее внутренней цельности держится действие. Отношения с вдовцом Василием Игнатьевичем – это прежде всего путь к себе, к своей «подлинной земле». Гуревич не проходит мимо этого образа. На авансцене насыпана кучка земли: ее загребают горстью, подавая как «булку хлеба» в деревенском магазине, из нее появляется отсутствующий в пьесе призрак умершего мужа, по ней бежит навстречу судьбе Эльза. Этот бег на месте не сравним, конечно, со знаменитым бегом Джульетты в балете Леонида Лавровского, но производит впечатление.
Агрессивное окружение влюбленных – их дети и одинокие соседки (Алексей Дрягин, Анна Юдина, Юлия Морозова, Татьяна Копчинская) – обрисовано гротескно и остро. Ссора наследников пожилых Ромео и Джульетты, решивших продать недвижимость и отправиться в путешествие, карикатурно-комична, как и сцены с завистливыми односельчанками. Их суетливость оттеняет спокойную гармонию главных героев.
В Ивановском театре темой эскизов также стали дела семейные, но совсем другого характера. Дмитрий Егоров взялся за востребованную пьесу «Сережа очень тупой» Дмитрия Данилова о том, как к молодой благополучной чете являются три незваных гостя – курьеры с загадочной посылкой. Внешне благопристойная троица грубо вламывается в жизнь современного интеллигента Сережи, задавая самые неожиданные вопросы – от нелепых до интимных.
Пьеса дает возможности разгуляться фантазии. Трое пришельцев могут быть кем угодно: от печально памятных «троек» до ангелов. Егоров не настаивает ни на какой трактовке – ему интересен нормальный человек в абсурдных обстоятельствах, реакция на неожиданное вторжение. Именно реакции Сережи (Никита Степанов), меняющиеся по ходу «допроса», придают действию динамику и напряжение. Гости-курьеры (Алексей Втулов, Евгений Семенов, Анатолий Свиридов) выступают почти синхронно, как три головы дракона, но у каждого особые повадки. Все вместе они несут скрытую угрозу, которую сразу улавливает вернувшаяся домой Маша (Дарья Максимова). В результате странного визита и странных разговоров между супругами возникает трещина – хотя они буднично застилают постель и ложатся спать, их отношения уже не будут прежними.
Второй ивановский эскиз – «Война и мир» по пьесе Юлии Поспеловой – оказался, пожалуй, самым сложным для реализации за пять дней. Действие охватывает семь лет (с 1862 года) жизни Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых, совпадающие со временем написания великого романа. Пьеса создана на основе дневников обоих героев, и в ней, как говорила Нина Заречная, «мало действия, одна только читка».
Постановщик Михаил Заец (главный режиссер Ростовского молодежного театра) помимо основных персонажей вывел на сцену их возрастных альтер эго, а также пару современных молодых ребят, для которых «Война и мир» – лишь строчка в школьной программе. Парнишка рассказывает подруге анекдоты Хармса про Толстого, но когда речь заходит о любви, они утрачивают цинизм и бросаются в объятия друг друга.
Пьеса построена так, что взаимоотношения героев не выглядят конфликтными – автор просто предлагает разные взгляды на одни и те же события. Это отлично передает основная пара (Михаил Богданов и Татьяна Кочержинская), а «возрастные» Толстые (Татьяна Птицына и Дмитрий Бабашов) бессловесно комментируют свои давние слова и поступки. Зачастую их поведение полярно произносимым текстам: граф углублен в мысли и раздражен, а Софья Андреевна хлопочет над ним, старается ублажить. Лев Николаевич бьет в висящий станционный колокол, словно отбивая этапы их прошлых отношений и написания романа.
Четыре эскиза, четыре разных режиссерских почерка, четыре взгляда на классику и современную драматургию – сложились в выразительную панораму возможностей нестоличной сцены. Лабораторный формат позволил артистам Кинешмы и Иванова прикоснуться к разным театральным системам, испытать себя в непривычных обстоятельствах. И, возможно, посмотреть на знакомый репертуар свежим взглядом – через оптику приглашенных постановщиков.
Алла МИХАЛЁВА
«Экран и сцена»
Октябрь 2025 года
