Нарратив упразднен

Фото В.ДМИТРИЕВА

Фото В.ДМИТРИЕВА

В новосибирском театре «Старый дом» выпустили «Цветы для Элджернона» по Дэниелу Кизу. Культовая история о насильственном «осчастливливании» человека через агрессивное вмешательство в его природу вышла в версии режиссера Андрея Гончарова сложносочиненной и многоуровневой. Просто следить за сюжетом не получится. Спектакль, над инсценировкой которого работала драматург Надежда Толубеева, требует от зрителя напряженного вслушивания в  полифонию смыслов.

Роман «Цветы для Элджернона» написан в жанре научной фантастики – речь в нем идет о пугающем эксперименте над Чарли Гордоном, человеком, страдающим слабоумием и решающимся поумнеть с помощью науки. До него опасную процедуру проделали над мышью Элджерноном. Эти «вводные» лучше знать перед тем, как идти в театр. Сюжет в спектакле дан пунктирно, а вот психологическое давление, с которым постановка Андрея Гончарова обрушивается на зрителя, никто не пытается завуалировать. Смотреть на сцену временами мучительно. И дело не только в том, что главный герой умственно отсталый, а после операции – отверженный и лишний всюду, где появляется. А в той напряженной внутренней борьбе, которую ведет Чарли с самим собой. Открывшиеся после операции уникальные способности разума отдаляют его от людей и от любимой женщины – учительницы Алисии (яркая и запоминающаяся в исполнении Анастасии Белинской). Он проживает собственную жизнь заново, преследуемый видениями и флешбэками. Изжить себя «старого» ему не удается. Видит истеричную мать. Видит сестру, которая его ненавидит. Ведомого и слабого отца. Алисию, оказывающуюся совсем не такой умной и прекрасной, как ему представлялось когда-то, к тому же она из раза в раз отвергает его. Стоя на пороге ментальной смерти (достигнув пика развития, его мозг начинает деградировать с той же скоростью, с которой набирал знания), Чарли понимает, что никому не был нужен прежде. Но в той же степени он не нужен никому и сейчас. Его одиночество неизбывно и устрашающе.

В труднейшей роли Чарли Гордона – Виталий Саенок. Чуткий артист, он не педалирует тему слабоумия в самом начале, только обозначает состояние своего героя. Во второй части физически ощущаешь груз его противоречивых эмоций и мыслей, их гораздо больше, чем способен вынести человек. Чарли – потенциальный враг тому обществу, которое его породило. Страх перед его интеллектом и осознание собственной ущербности испытывают профессор Немур (Лариса Чернобаева) и доктор Штраус (Андрей Сенько). У Чарли в этой истории лишь один друг – лабораторная мышь Элджернон в исполнении обаятельнейшего Арсения Чудецкого. Еще одна ипостась героя – ростовая кукла гигантской белой мыши, чьи появления разбавляют некоторую монотонность происходящего.

В спектакле – сложная сценография Константина Соловьева. На небольшой сцене «Старого дома» умещаются несколько размыкающихся платформ, обозначающих то ли лабиринт для мышонка, то ли устройство человеческого мозга. Задействовано огромное количество «научного» реквизита вроде колб и пробирок, чучел мышей, досок с начертанными на них формулами, ламп и прожекторов. В финале в глубине сцены расцветает райский сад, куда уходит снова ставший существом без интеллекта Чарли Гордон.

В «Цветах для Элджернона» Андрей Гончаров, как уже сказано, не утруждает себя разъяснениями, что именно и где происходит. Нарратив намеренно упразднен. Гораздо важнее оказываются вопросы, которые спектакль задает зрителю. Все они общечеловеческие. Может ли человек решать за другого? Какова цена «нормальности»? Совместима ли эта нормальность с возможностью быть счастливым и свободным? И еще один, возможно, главный – тождественно ли понятие «умный» понятию «одинокий»? Необходимость ответить на каждый из них, очевидно, и есть главный посыл премьерного спектакля.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
Июль 2024 года.