Коготок увяз

“Идеальная ложь”. Режиссер Сильвен Деклу.

В российском прокате фильм Сильвена Деклу носит название “Идеальная ложь”, а в оригинале – “Большие надежды”. Оба названия подходят данной истории. С романом Диккенса ее объединяет то, что главная героиня вышла из низов и разочаровалась в принципах условного высшего общества. А ложь становится способом, который позволит себя спасти, и, возможно, когда-нибудь в это общество проникнуть.

У Мадлен (Ребекка Мардер) почти получилось. Ее возлюбленный Антуан (Бенжамен Лаверн) – сын знаменитого юриста Бертрана Мандевиля (Паскаль Элсо), в чей богатый дом на Корсике приезжают в гости высокопоставленные чиновники. Когда Антуан за ужином начинает рассуждать о том, что мечтает что-то изменить в жизни, отец иронически обрывает его: “Тебя не устраивает этот дом, терраса, квартира в Лионе?” И напоминает: по меньшей мере забавно рассуждать о помощи беднякам, запивая трюфельное ризотто дорогим вином.

Мадлен, как гостье, позволяется большее. Ее страстный монолог о социальной ответственности, феминизме и зеленой повестке все выслушивают до конца. И даже Габриэль Дерваз (Эмманюэль Берко), экс-министр занятости, а ныне депутат, немного оправдывается перед девушкой за то, что внесла много поправок в разработанный ею закон, и он перестал быть революционным. “В нашей стране начальники не заинтересованы в независимости рабочих”…

И Антуан, и Мадлен после такой беседы со старшим поколением еще больше загораются своими идеями и с негодованием отвергают предложение Бертрана “не менять реальность, а понимать ее и принимать такой, какая она есть”. У них впереди вся жизнь, скоро сдавать экзамен в знаменитую Национальную школу администрации, которая станет первой ступенью на пути в большую политику.

Но первая ступень оказывается совсем другой – во время автопрогулки пара ссорится с местным жителем (небольшая, но очень яркая роль Седрика Ап-пиетто), водителем грязного грузовика, неожиданно не разделяющего ни идей высшего общества, ни феминизма. Он приходит в бешенство, когда Антуан предлагает ему деньги в качестве извинения, и грубо обрывает Мадлен, когда та пытается остановить ссору. Спасая Антуана, девушка стреляет из ружья корсиканца, после чего молодые люди бросают раненого водителя на дороге, а ружье зарывают далеко в лесу.

Совместные тайна и страх могут сблизить еще больше, а могут развести. В богатый дом Мандевиля приезжает полиция, и Антуан с Мадлен ловко выкручиваются на допросе. Как выглядит при этом Антуан, нам не показывают, а девушка кротко смотрит на полицейского своими прозрачными глазами и лжет.

Ложь диссонирует с прекрасными речами о спасении рабочих и зеленой повестке, но Мадлен отчаянно страшно терять свои большие надежды. Поэтому она едет сдавать экзамен, и среди заданных ей вопросов будет такой: может ли министр утаить некие факты для того, чтобы не дискредитировать президента? Есть ли разница между тайной и ложью? Глядя прозрачными глазами в лицо комиссии, Мадлен скажет: “Я не понимаю вопроса”.

Попасть в вожделенную школу у пары не получится – Мадлен привидится корсиканец, и она выбежит из аудитории, а Антуан и вовсе не приедет на экзамен.

Трагедия не то чтобы непоправимо меняет жизнь Антуана и Мадлен – скорее проясняет, высвечивает то, что было в них изначально. Узнав о том, что вспыльчивый водитель так и не вышел из комы и умер, они плачут. И не так трудно предположить, что это слезы облегчения.

В фильме Сильвена Деклу одновременно разыгрывается несколько противостояний: между богатыми и бедными, между молодыми и взрослыми, между идеализмом и конформизмом. Мадлен придется признать, что она не такая сильная и гордая, как ей раньше казалось, и она отправится к отцу (Марк Барбе), которого не видела много лет, и все ему расскажет – потому что больше рассказать некому.

Антуан, по всей видимости, тоже расскажет обо всем отцу, перестав с ним спорить и попросив о помощи, и тот надолго отправит его в Америку. У отца Мадлен нет денег и возможностей, но он угостит дочь спагетти и пообещает помочь, чем сможет. И девушка продолжит свое движение по карьерной лестнице.

Талантливая Ребекка Мардер (не так давно она уже изображала убийцу в фильме Франсуа Озона “Мое преступление”) играет Мадлен разной – то простой и понятной юной девочкой, то загадочной молодой женщиной, в душе которой светлые порывы хорошо перемешаны с темными. Мадлен неожиданно для себя попадает на работу к Габриэль и честно борется за то, чтобы рабочие могли выкупать свои фабрики и управлять ими. Она вкладывает много сил в работу над новым, опять революционным, законопроектом, она поддерживает людей, бьющихся за свою правду, и не испытывает никакого раскаяния в том, что убила человека. Только страх – когда лицо корсиканца мерещится ей в толпе.

С любимой начальницей их роднит то, что они обе рано потеряли матерей и не были особенно близки со своими отцами, в результате чего поняли, что ставить в жизни можно на одну-единственную лошадку – на себя. Мадлен помогает Габриэль подниматься все выше, используя для этого самые разные приемы, вплоть до шантажа. И постепенно начинает понимать: Бертран Мандевиль был в чем-то прав и на чистом нонконформизме в политике далеко не уедешь.

С шантажом, впрочем, ей придется столкнуться и самой – когда из Америки вернется Антуан и потребует снова начать отношения. Когда Мадлен, так и не простившая ему исчезновения, откажет, Антуан не постесняется и пригрозит, что выдаст тайну: “Стреляла-то все равно ты. А меня вытащит хороший адвокат”.

Реальность продолжает быть такой, какая она есть, и Мадлен видит, что опереться ей по-прежнему не на кого, кроме отца. Все-таки Габриэль не просто так ела трюфельное ризотто в доме Мандевиля, лучшего друга ее политического оппонента, она из той же когорты чиновников, и в случае чего выберет своих. И к этим своим Мадлен пока что не пробиться.

Сильвен Деклу задает серьезные вопросы – чем придется заплатить за расставание с идеализмом? Можно ли вообще что-то изменить в политике? Действительно ли у того, кто не стал консерватором к зрелости, нет ума? Можно ли любить своего политического противника?

На последний вопрос Мадлен честно отвечает “нет” – Антуан теперь работает на Тома Пельтье, врага и соперника Габриэль (хотя ее общение с Бертраном заставляет сомневаться в истинности как вражеских, так и дружеских чувств в высших эшелонах). Мадлен выбирает работу и убеждения, а вот Антуан выбирает отношения и требует у девушки уволиться: “Мне невыносимо будет все время видеть тебя, слышать о себе и знать, что ты не моя!” И это тоже отчасти про воспитание в богатой семье, ведь он не привык получать отказы.

А те, кто вырос в бедной, попадают в ловушку. За Мадлен приезжают полицейские, ей грозит 10 лет по обвинению в убийстве. Уже сидя в тюрьме, она узнает, что Габриэль отозвала разработанный ими законопроект – для того, чтобы не потерять свежеприобретенный высокий статус, – и больше не хочет общаться с Мадлен по той же причине.

Но Мадлен находит ответ и на первый вопрос – платить за расставание с идеализмом высокую цену она не готова. И поэтому в ее жизни возникает новая, идеальная ложь, продиктованная местью и надеждой на лучшее будущее, где все большие надежды будут реализованы. И она произнесет ее спокойно и легко, глядя своими прозрачными глазами в глаза судьи.

Когда-нибудь ей придется отвечать на остальные вопросы. Дорогое вино и ризотто с трюфелями не так важны для Мадлен, поэтому идеи Бертрана и Антуана Мандевилей и Тома Пельтье необязательно станут ей близки. А вот обида за то, что ее отвергли, не приняли – вещь куда более опасная. Поэтому тех, кто попробует помешать Мадлен пробираться на самый верх, остается только пожалеть.

Жанна СЕРГЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 17-18 за 2023 год.