НАГРАДЫ 24-ГО ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ
Гран-при – «УЗЫ», режиссер Дина Великовская
Специальный приз – «ПЯТЬ МИНУТ ДО МОРЯ», режиссер Наталья Мирзоян
Специальный приз – «НЫРЯЛЬЩИЦА», режиссер Юлия Войтова
Приз за лучший профессиональный короткометражный фильм – «ЛОЛА ЖИВАЯ КАРТОШКА», режиссер Леонид Шмельков
Диплом – «МИТИНА ЛЮБОВЬ», режиссер Светлана Филиппова
Диплом – «ТРИ СЕСТРЫ», режиссер Светлана Андрианова
Приз за лучший фильм для детей – «ОРАНЖЕВАЯ ПЕСНЯ», режиссер Алексей Алексеев
Диплом – «СКОЛЬКО ВЕСИТ ОБЛАКО?», режиссер Нина Бисярина
Диплом – «КТО ТАКОЙ КРАКОЗЯБРИК?», режиссер Алексей Игнатов
Приз за лучший дебютный фильм – не вручался
Диплом – «УРОК ПЛАВАНИЯ», режиссер Татьяна Окружнова
Приз за лучший студенческий фильм – «ЗДРАВСТВУЙТЕ, РОДНЫЕ», режиссер Александр Васильев
Диплом – «ДЕСЯТЬ ЭТЮДОВ В ЧЕРНОМ», режиссеры Татьяна Кузнецова, Маша Серебрякова, Николай Шакин, Вера Павлова, Ира Миронова, Наташи Чингина, Ольга Федорова, Кира Вишнякова, Маша Бондарь, Варя Бададгулова
Диплом – «МИМОЛЕТНАЯ ВСТРЕЧА», режиссер Анна Амосова
Диплом – «ДИРИЖАБЛЬ НЕИЗВЕСТНОГО НАПРАВЛЕНИЯ», режиссер Александра Галицкова
Приз за лучший полнометражный фильм – «ТРИ БОГАТЫРЯ И НАСЛЕДНИЦА ПРЕСТОЛА», режиссер Константин Бронзит
Приз за лучший сериал – эпизод «ПОТЕРЯННЫЙ СОН. МАШИНА ВРЕМЕНИ» (сериал «Новые Куми-Куми»), режиссер Владимир Пономарев
Диплом – эпизод «САНТА» (сериал «Bone Voyage»), режиссеры Сергей Гордеев, Артем Лукичев
Диплом – эпизод «СОЛНЕЧНЫЕ ГОНЩИКИ» (сериал «Солнечные зайчики»), режиссер Андрей Леденев
Приз за лучшую работу в прикладной анимации – «БУДУЩЕЕ ЛОГОТЕРАПИИ», режиссер Ирина Эльшанская
Диплом – «КОНЬКИ», режиссер Мария Якушина
Приз мэтров имени Александра Татарского – режиссеру Наталье МИРЗОЯН («Пять минут до моря»)
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – режиссеру Леониду ШМЕЛЬКОВУ за фильм «Лола живая картошка»
Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков – режиссеру Александру ВАСИЛЬЕВУ за фильм «Здравствуйте, родные»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ
1. «Пять минут до моря», режиссер Наталья Мирзоян – 278
2. «Узы», режиссер Дина Великовская – 199
3. «Лола живая картошка», режиссер Леонид Шмельков – 181
Суздаль встретил нас обновленным Турцентром, где уже несколько лет, ранней весной работает фестиваль. Внутренний дизайн основного холла неузнаваем. К чести оргкомитета, гостеприимной администрации города и области и всей команды “Суздальфеста”, пространство было интересно организовано и принимало экспозиции художников-аниматоров, эскизы и блестящую по художественной изобретательности инсталляцию Марины Курчевской, которой (как всегда в последние годы) помогали ученики Татьяна Чернилевская, Анастасия Махлина и Константин Муравьев.
Здесь же кинозал с открытым доступом к местам, и участники фестиваля могли смотреть программы не только в переполненном зале, но и здесь, в фойе. Конечно, и прежде зал был размещен так же, но зрителям мешали разговоры за столиками бара. А теперь все вынесли в несколько отдаленную часть лофта, где было удобно и продуктивно поговорить о делах, взять интервью, обсудить проекты, провести презентацию, В частности, чрезвычайно полезного издания “Каталог-справочник анимационных школ России” – это действительно срез анимационного образования в нашей стране. Инициатива принадлежит Комиссии анимационного кино Союза кинематографистов и Дирекции ОРФАК при содействии Национального фонда поддержки правообладателей, как подчеркивают составители каталога, директор “Суздальфеста” Александр Герасимов и РR-директор фестиваля Алена Сычева.
Художник и разработчик фирменного стиля, известный аниматор Валентин Телегин идет всегда за современными идеями! Отличный плакат: в гуся теперь превратился штангенциркуль, измеряющий клювом рост барышни-тинейджера (когда-то она была милой девчушкой с гусем в руках). Большого деревянного гуся, разрисованного детьми участников фестиваля, на открытии “Суздальфеста”, прямо на сцене, красили белилами “маляры” – мастера анимации. А в зале раздавались крики: “Не-е-е-т!!!”
Потом гуся, на радость детям и взрослым, водрузили в холле. Опять появились рисунки: кто проходил мимо – оставлял свой рисунок-автограф. И все с удовольствием фотографировались с талисманом фестиваля. А в фестивальных сумках участников ждали маленькие гусята; на их плоских поверхностях из дерева можно было нарисовать что-то еще. Потом будет конкурс на лучший рисунок. Побе-дителя объявят, вероятно, на двадцатипятилетнем “Суздальфесте”. А пока – храните талисман!
Насыщенность мероприятий (а их только в рубрике “Конгресс” – восемь!) удивляет своим вниманием к искусству анимации. Чего стоят обсуждения программ мастерами – режиссерами и художниками! Большой зал, наполненный молодыми и не только авторами фильмов, воспринимал все с редким восхищенным вниманием. Здесь присутствовало товарищество поколений, и чувствовалась их взаимосвязь. Вспомним семинары кинематографистов в Болшево, Репино – они уже, как ни смешно, в прошлом веке. В нашем творческом Союзе сегодня нет ни взаимосвязи поколений, ни семинаров. Уникальный фестиваль в Суздале, даже при финансовых трудностях, стремится, опираясь на художественную реальность, сохраниться и сохранить накопленное.
Главное в конкурсе фильмов нынешнего года – обращение к темам любви, памяти, утраты близких, преодолении любых жизненных препятствий и – перемен в семейных узах. Последнему и посвящен фильм талантливой Дины Великовской “Узы” (Гран-при фестиваля; производство Студии “Пчела”, копродукция России и Германии). Дина живет и работает в Германии, там ее семья, теперь уже во втором поколении.
Как пронзительна история героини фильма, которая покидает родной дом! И не просто покидает на какое-то время. Путешествие в другую страну затянулось, и нить, связывающая родителей и единственную дочь (что важно!), рвется постепенно, буквально наматываясь на героиню в графическом рисунке. Дом пустеет.
Эта чертова нить словно тащит за собой налаженный быт и счастливые прежде отношения. Они разрушены. И вот мама и папа сидят вдвоем. Грустно! Но драматизм следует из выразительного мира самой Великовской, прочувствованного собственными переживаниями. Все это поддерживается прекрасным музыкальным рядом. У композитора и звукорежиссера Артема Фадеева абсолютный слух и к режиссерскому решению.
Светлана Филиппова в прошлом году получила Гран-при фестиваля КРОК за фильм “Митина любовь” (Школа-студия “Шар”) по рассказу писателя Бориса Шергина, а также “Белого слона” Гильдии киноведов и кинокритиков “За лучший анимационный фильм года”. Но жюри “Суздальфеста” отметило “Митину любовь” только дипломом в категории “Лучший профессиональный короткометражный фильм” с формулировкой “за страстность режиссерского решения”.
Жаль, что такие мастера анимации, как Валентас Ашкинис, режиссер, сценарист, художник аниматор; Юрий Батанин, художник, сценарист режиссер; Дина Годер, кинокритик; Марина Ланда, композитор; Алексей Туркус, архитектор, режиссер, иллюстратор детских книг – увидели не все в этом фильме.
А история любви корабельного мастера Мити к Марии Ивановне Кярстен исполнена такого очарования, так изобразительно сбалансирована, что от экрана не оторваться! И юмор с нежностью передан. Как уж надоели Мите “приставучие” барышни. Двадцать пять лет парню, жениться пора, а своей не найти. Отправляясь в театр Архангельской Соломбалы, где когда-то, в старину, устраивали соломенные балы (от них и название места), повстречал Митя ту единственную… Порывом ветра подхваченные, вместе и до театра долетели. Рядом сидели-смотрели действие. Влюбился Митя. Да только замужем Машенька. А когда овдовела, так весь город Митя облетел, чтобы найти ее.
Фольклорная, теплая интонация Шергина из рода потомственных поморов, северный говор сказок блестяще выражены в фильме (персонажи озвучены актерами Евгением Ткачуком и Алексеем Вертковым). Талантливый звукорежиссер Артем Фадеев, точно выбрана музыка русского Поозерья. Игорь Ковалев на обсуждении фильма говорил о нарративе работы Светланы Филипповой в сочетании со стилем наивного искусства, примитиве, в хорошем смысле, образах русского авангарда. Автор фильма в аннотации указала фамилии источника – Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Ковалев подчеркнул: “Это для меня очень органичный фильм и одновременно легкий”. Последнее подразумевает талант автора.
Рисованная анимация сыпучими материалами, углем, порошковой техникой и замечательные иллюстрации (награды в области книжной графики) к произведениям Людмилы Улицкой, Андрея Платонова, Ивана Бунина. Награды международных фестивалей за фильмы “Ночь пришла”, “Сказка Сары”, “Три истории любви”, “Где умирают собаки”, “Брут” – только подтверждают успех Светланы Филипповой.
Яркая зарисовка Натальи Мирзоян “Пять минут до моря” получила Специальный приз жюри с формулировкой “за способность удержать мгновение” (и на КРОКе тот же приз). Эти пять минут кажутся девочке очень длинными в перерыве между купаниями. Мама настояла подождать, не ходить в море, и дочка, дожидаясь удовольствия, воспринимает по-своему пляжную жизнь вокруг. В солнечном свете предстают разные персонажи – скорее характеры. Разного возраста, очень подробные. Их общение. Прекрасная анимация. А заканчивается фильм тяжеловатым преодолением короткого расстояния до моря пожилой парой, которая, вероятно, прожила жизнь в любви и теплой заботе друг о друге.
Наталья Мирзоян работает режиссером и аниматором на студии “Петербург“. Один из ее фильмов – “Возьми любой момент из детства” (2017). “Пять минут до моря” словно продолжает “короткий момент из детства”, как пишет в аннотации режиссер.
Тема любви и сущности отношений в семейной жизни не угасала в разных по технике фильмах. Леонид Шмельков опять порадовал и жюри, и зрителей. Призер Берлинале за фильм “Мой личный лось” (2014) создал дивную, по-другому не скажешь, щемящую картину “Лола живая картошка” (Школа-студия “Шар”; Amopix, Франция; Will Production, Франция). Колорит фильма, его живописная основа пронизаны ощущением лета.
Маленькая Лола живет на даче со своими родителями, но с этим домом, после ухода ее деда “на небо”, приходиться расстаться. Лола очень любила деда (его озвучивает Армен Джигарханян), воспоминания о дружбе с ним практически реальны. Теплота отношений в диалогах деда и Лолы – неразрывная их связь в играх девочки, в которых непременно участвует любимый дед. Он подыгрывает своей любимице, пока мама занимается маленьким братиком. Одним словом, домашний театр. А надо уезжать, приехал покупатель, игрушки остаются в доме за ненадобностью. Лола взрослеет… Этот фильм о самом главном в жизни. Помните, кого любили, берегите воспоминания. Изящество и сила таланта режиссера Шмелькова, на мой взгляд, неоспоримы.
Безусловно, индустриальная, коммерческая анимация создается в иных производственных параметрах и очень отличается от авторской. Последнюю не желают прокатчики – бокс-офис не тот! А вот полнометражные фильмы – другое дело, особенно на базе известных сериалов. Доход будет! Например, конкурсные “Смешарики. Дежавю” (Студия компьютерной анимации “Петербург“) приятно удивили приглушенной тональностью изображения – постарались и режиссер Денис Чернов, и художник Ольга Овинникова.
Путешествуя во времени от агентства “Дежавю”, герои Копатыч, Крош и Шорк попадают с друзьями в разные эпохи, второе “я” каждого тоже несется с ними. Познавательно для зрителей, ритмично, диалоги не лишены юмора. Актер Павел Деревянко с его гибкой характерностью прекрасно озвучил своих персонажей. Петербургские композиторы Сергей Васильев и Марина Ланда, звукорежиссеры Игорь Яковель и Денис Душин прибавили огня этой анимационной комедии. Кстати, сценарист Дмитрий Яковенко постепенно улучшает драматургию “Смешариков”, что последние годы заметно. Денис Чернов и его соавтор Дмитрий Яковенко – лауреаты национальной премии “Икар” прошлого года. И в нынешнем году они опять номинированы на эту премию.
Константин Бронзит, режиссер редкого дарования, с блестящим юмором и вкусом – один из немногих, кто безукоризненно чувствует жанр. Причем любой! Порой недоволен собой. Дважды номинант “Оскара”. Его слова: “Никто не знает секрет успеха” – стали крылатыми. Мастер авторской анимации. Лучшим полнометражным фильмом “Суздальфеста” выбраны “Три богатыря и наследница престола” режиссера Константина Бронзита (Студия анимационного кино “Мельница”, Кинокомпания СТВ, продюсеры Александр Боярский, Сергей Сельянов).
Сюжет “Трех богатырей…” таков (сценаристы Вадим Свешников, Максим Свешников, Константин Бронзит): Киевскому князю не здоровится, а значит, в срочном порядке встает вопрос о наследнике престола или… наследнице? Князь вспоминает о своей любимой племяннице Забаве, которая живет в Византии вместе с мужем Елисеем. Но кто может вернуть в родные края наследницу, да так, чтобы супостаты нерадивые подвоха не заметили? Конечно, в дорогу отправляются три богатыря и конь Юлий, куда ж без него?
Экранный рассказ полон уморительных ситуаций и по праву любим зрителями. Черты и детали сегодняшней действительности предстают в этой сказке конкретно и осязаемо, приобретая в сказочной подсветке многоплановость. Режиссер Бронзит стирает разницу, которую когда-то считали границей между взрослой и детской анимацией, или литературой с таким же определением. Не случайно появилась характеристика “семейный просмотр”.
Вот еще один фильм фестиваля для детей и взрослых. Светлана Андрианова словно идет по рельсам, по которым двигались ее “Два трамвая”, отмеченные многими призами. Формулировка Диплома в категории “Лучший профессиональный короткометражный фильм” – “за изысканное художественное решение”. Черногорская легенда “Дом трех сестер” стала фильмом “Три сестры” в пластилиновой перекладке. Светлана Андрианова и Ольга Рогова отвечали за кукол. Три сестры полюбили одного моряка, темноусо-го, ухаживал красиво. И каждая ждала его из плавания. Ждала, любила, а моряк так и затерялся в морях. Не дождались сестры. Но в этой истории разрушение жизней из-за любви объединило трех сестер, так и дожидались вместе, пока не ушли в мир иной, по очереди… Закрылись ставни их дома навсегда.
Просмотры “Суздальфеста” в главном зале проходили с аншлагами. Зрители порой сидели на ступенях. Яблоку негде было упасть. Анимация развивается и движется вперед, удивляет и завораживает.
***
Станислав СОКОЛОВ, режиссер, художник, профессор, заведующий кафедрой анимации и компьютерной графики ВГИКа имени С.А.Герасимова, Заслуженный деятель искусств РФ, призер многочисленных международных кинофестивалей, член кинематографической академии “Ника”, лауреат кинопремии “Золотой орел”-2019 (лучший анимационный фильм – “Гофманиада”), председатель селекционной комиссии “Суздальфест-2019”:
– В этом году сложность состояла в том, что было подано рекордное количество заявок на участие в конкурсе, особенно на молодежную анимацию. Думаю, тут есть связь с высказыванием правительства о том, что анимация является инструментом воспитания. Безусловно, такое определение воодушевило всех аниматоров в нашем сообществе, Наконец-то вспомнили через двадцать лет об этом! Рост интереса к нашей анимации замечательное явление! Стало быть, есть надежда на развитие индустрии, на поддержку авторской анимации и образования.
Однако в образовании появились не только подлинные ценности, но и мнимые. Платные школы и курсы анимации “расплодились” с большой скоростью по всей стране, но их уровень часто не соответствует требованиям профессии. Шарлатаны, не владеющие анимацией, тут же пристраиваются к подобным структурам и начинают обучать. И они полагают, что присылая бессмысленные, корявые поделки на фестиваль, они поразят отборщиков своими дилетантскими “открытиями”. Учебных программ эти образовательные центры не имеют. Но выдают, так называемые сертификаты и даже дипломы.
Одна такая группа пристроилась к профессионалам при производстве сериала, и выяснилось, что они вообще не умеют рисовать и не имеют представления об анимации. Таких беспомощных “фильмов”, “мусора” наша отборочная комиссия посмотрела много. Родители, оплатившие обучение детей немалыми средствами, не увидев результатов, конечно, попадают в ловушку. ВГИК же постоянно совершенствует программы анимационного направления, он подчиняется Министерству культуры и Министерству образования, вся методология анимационного образования тщательно разработана, выверена и выстроена до мелочей.
У селекционной комиссии фестиваля еще одна трудность заключалась в том, что многие хорошие фильмы были достойны конкурса, но не хватало объема экранного времени и возможностей показа в основной программе. Некоторые фильмы, послабее, “уходили” во внеконкурсную или информационную программы. Очень хочется, чтобы заметные работы посмотрели бы не только участники фестиваля и зрители Владимирской области, но и любители анимации других городов страны. Жаль, что нет специального телевизионного канала, где демонстрировались бы именно фильмы “Суздальфеста” и фильмы проверенных, фундаментальных, школ анимации.
На фестивале было очень много интересных работ. Радует, что наши мастера, в своих мастер-классах демонстрировали профессиональные знания предмета и его научное обоснование. Смотрите, как здесь, на фестивале, студенты, да и все участники, аншлагами посещали обсуждения фильмов с Юрием Норштейном, Игорем Ковалевым, Михаилом Тумелей, Константином Бронзитом.
У ВГИКа есть филиалы в Сергиевом Посаде, в Ростове-на-Дону, в Иркутске, где преподают классическую анимацию. Поначалу это были колледжи, а затем их реорганизовали в учебные заведения; так же и с высшим образованием, готовят, как и прежде, аниматоров (среднее специальное образование), режиссеров анимации и режиссеров мультимедиа. Во всех этих городах есть и другие художественные училища, которые являются отличной базой для получения специальности художник-аниматор.
Кроме того, в городах есть индустрия, где востребованы наши выпускники. Например, в Иркутске анимационные студии обслуживают анимацией, кроме местных предприятий, сто двадцать китайских городов. Это коммерческая, рекламная и ТВ-продукция. Кстати, в Китае анимация (по доходам от ее производства) находится на втором месте после тяжелой индустрии. В Шанхае и в Циндао нам показывали новые строящиеся индустриальные анимационные центры – целые блоки небоскребов стоят для будущих аниматоров.
В городе Циндао есть филиал Пекинского университета по подготовке специалистов анимации. Там я проводил свой мастер-класс. В Китае очень хорошо помнят творческие отношения с Россией в пятидесятые и шестидесятые годы теперь уже прошлого века. С китайскими мультипликаторами тогда работал знаменитый режиссер Лев Костантинович Атаманов. Недавно эти воспоминания были отражены в монографическом фильме об Атаманове режиссера Дмитрия Золотова и известных киноведов-исследователей Николая Изволова и Сергея Каптерева. Побольше бы таких работ.
Недавно я комментировал монографию, в переводе с польского, о нашем классике Владиславе Старевиче, а у нас монография такого объема и вовсе отсутствует! Ведь это тоже багаж для образования. Замечу, что теперь на многих анимационных студиях утрачен опыт работы редактора, а сейчас этот институт особенно необходим для производства. Вся литературная подготовка и рождение фильмов связаны с этой профессией. Иногда мы подстраиваемся под вкусы прокатчиков, которые предпочитают “попкорновскую” аудиторию. Оказывается, мы должны обслуживать тех, кто покупает прейскурант услуг.
Тем не менее, педагоги замечают, что сейчас повысился уровень подготовки абитуриентов. И в анимацию приходят образованные, художественно и музыкально, молодые люди. У нас, например, из шестидесяти человек, принимаемых в анимационный колледж при ВГИКе, на бюджет поступают только десять. Разумеется, что количество аниматоров должно быть больше, чем режиссеров. А в самом ВГИКе на курс режиссеров анимации, например, мы набираем человек шесть на бюджет и столько же – на платной основе. Хорошо, что творческие экзамены во все мастерские проходят по строгому конкурсу, это вселяет надежду, что и дальше уровень подготовки будет расти. И конечно, радует, что на “Суздальфесте” все больше и больше талантливых работ.
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена»
№ 7 за 2019 год.