Театр на черных досках

Сцена из эскиза «Вспышки». Фото – Фонд Олега Дерипаски

Сцена из эскиза «Вспышки». Фото – Фонд Олега Дерипаски

В июне на фестивале «Александровская крепость. Троицкая ветка», что проходит в Усть-Лабинске (Краснодарский край), состоялась лаборатория документального театра. Фестиваль проводится фондом Олега Дерипаски «Вольное дело»; а Олег Лоевский собрал на лаборатории в южном городке яркий состав серьезных режиссеров и драматургов.

Тема для лаборатории была выбрана острая и непопулярная: расказачивание. Так называют политику раннего СССР по уничтожению казаков как сословия. Расказачивание включало расстрелы, ссылки, вывоз «спецпереселенцев». В начале 1930-х годов неурожай и повышение планов хлебозаготовок привели к тому, что часть станиц были занесены на «черные доски», то есть частично выселены и изолированы от доставки продуктов, что вело к страшному голоду. По официальным документам, в 1932–1933 годах на Кубани умерло от голода более 62 тысяч человек; по неофициальным подсчетам, в десятки раз больше.

Материалы для исследования темы были собраны историками фонда «Вольное дело». В лаборатории участвовали творческие коллективы из Краснодарского края и Ростовской области. В Усть-Лабинске за два дня показали одиннадцать эскизов: в ДК, в кинотеатре и на открытой площадке у озера Копытце.

Олег Долин выступил как драматург и режиссер в эскизе «Два дерева растут из корня одного» (Краснодарский театр драмы), созданном на основе воспоминаний Татьяны Земсковой «Сундук с секретом». С краснодарским частным театром «Мой» работали драматург Ульяна Петрова и режиссер Серафима Крамер (две выпускницы РГИСИ прошлого года): их «Албаши Гармаши» построен как попытка трех братьев вспомнить песню – забвение пытается прикрыть страшные страницы истории. Туапсинский ТЮЗ показал «Вспышки»: обжигающая память о временах, когда на этой богатой земле случился устроенный людьми голод (драматург Мария Конторович, режиссер Антон Безъязыков).

Некоторые эскизы демонстрировали непростой процесс поиска материала. Так, история Таганрогского камерного театра «Инстинкт самосохранения» (драматург Маргарита Кадацкая, режиссер Руслан Маликов) стала сюжетом о том, как актриса – и героиня эскиза – Людмила Илюхина ищет и обнаруживает свои забытые казачьи корни.

Встречались и неожиданные жанровые решения. Так «Исповедь. Разговоры у костра» Новороссийского городского театра на берегу озера – почти комедия: Алексей Житковский и Даниил Безносов сочинили гротескную историю на основании автобиографии казака Николая Келина. Отчасти похожим путем пошел в эскизе «По белу свету» краснодарский Театр Защитника Отечества: драматург Герел Бадаева и режиссер Андрей Корионов обыграли сюжет о том, как казаки-эмигранты из труппы Федора Елисеева гастролировали с джигитовкой; правда, выбранная «цирковая» эстетика сопротивлялась драматизму темы.

Вариант истории для детей представил театр «Старого парка» из поселка Кабардинка: «Сказ о расказачивании» Виктории Костюкевич в постановке Ярослава Жевнерова выглядел лаконичным по средствам, хлестким и убедительным рассказом об исторической трагедии в формате 12+.

Неожиданным сайт-специфик попаданием оказалась постановка «Карáич» Волгодонского молодежного драматического театра (драматург Екатерина Гузёма, режиссер Иван Миневцев) в зале одного из административных зданий, с его трибуной. История, начавшаяся в актуальном формате суда, продолжилась внезапным пением народной песни женщинами-милиционерами, а потом развернулась в семейную драму периода гражданской войны.

Эскиз краснодарского Нового театра кукол «Бурьян» (драматург Игорь Витренко, режиссер Иван Пачин, художник Ольга Галицкая) представил тему расказачивания в форме минималистичного театра из подручных средств: куколки, солдатики, фотографии, вырезки из газет – все, как в детской игре, шло в ход, и все вовлекало в историю.

Драматург и режиссер Андрей Стадников поставил свои «Черные страницы» на материале экспедиции по кубанским станицам, которая была проведена фондом в 2023 году. Играли студенты из краснодарского творческого объединения «Аврора читает» – те же, кто собирали интервью у старожилов. Контраст юных лиц и немолодых голосов, архивных фотографий на экране, собирающаяся, как мозаика, картина памяти выстроены в изысканно точную форму, где сочетаются строгость визуального решения и точный ритм смены действий.

Самым жестким эскизом лаборатории стал «Хлеб» краснодарского Одного театра. Безжалостную пьесу Лары Бессмертной режиссер Дмитрий Егоров поставил как истовую читку на фоне агитационного фильма о хлебозаготовках. Контрапункт видимого и звучащего, когда сквозь немое кино проступают лица молодых артистов, поражает; еще больше травмирует текст, с сухой ясностью рассказывающий о трагедии спровоцированного голода.

Важными и страшными были отзывы зрителей после этого эскиза: «Хорошо, что моя внучка это посмотрела. Я бы никогда не смогла ей рассказать».

Вера СЕРДЕЧНАЯ

«Экран и сцена»
Август 2024 года.