Спектакли круглого стола

Сцена из спектакля «Тиль». Фото С.ВОЛОДКИНОЙ

Сцена из спектакля «Тиль». Фото С.ВОЛОДКИНОЙ

Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара провел лабораторию «В кругу семьи». С одной стороны, в рамках объявленного года государственным театрам не обойтись без официальных трендов. С другой, что важнее и интереснее, как сиквел прошлогоднего проекта «Мам-театр», где мамы создавали десятиминутные спектакли самых разных форматов: от дока до театра теней. Тогда резонанс был большим – о лаборатории писали и говорили, а муж одной участницы решил попробовать себя в документальной лаборатории «Отцы» – там же, в Кемерово, но в драмтеатре.

Но одно дело активные мамы – год назад показ пришлось разделить на два вечера, чтобы показать все десять работ, а другое – остальные родственники. В декабре 2024-го до финала добрались три семьи, две – знакомые по прошлому году. По крайней мере половина участниц лаборатории «Мам-театр» присутствовала в зале, поддерживая товарок. В скобках замечу, что создание сообщества, наверное, и есть сегодня главная цель таких лабораторий – благодаря совместным тренингам и лекциям прошлогодние участницы обрели единомышленниц. А год спустя подспудной задачей было, очевидно, сплотить семьи – или хотя бы в лабораторных условиях попытаться понять, возможна ли сегодня театральная компания такого типа (спойлер: кажется, нет). Помимо требования участвовать семьей, условием лаборатории было посещение лекций (о современных тенденциях в театре кукол и о сторителлинге) и тренингов с актерами, а также необходимость локализовать показ вокруг стола.

Сегодня, когда читаешь про домашние спектакли в семьях Гёте, Диккенса, Станиславского или вспоминаешь про капустники на работе в конструкторских бюро родителей, думаешь прежде всего о том, что у людей было время. Нет, ну правда, где они его брали? Может быть, не работали на трех-пяти работах, как мы? Так или иначе, но время придумать, разработать и отрепетировать свою историю нашлось лишь у одной семьи – в двух других случаях активность проявляли мамы.

Евгения и Дмитрий Беда вместе со старшей дочерью – подростком Дарьей – и малышкой Софьей (в какой-то момент ей нужно было просто выйти и лечь на сцене на подушку, что и было проделано) разыграли историю о том, как воспринимает родительские ссоры ребенок, – фактически монодраму. Ребенку неважно, кто прав и каковы аргументы: в детском сознании это театр теней, где обе головы равно ужасны – их образы навеяны чудовищами из индонезийского театра кукол. В живом плане не лучше: родители – это такие люди с подушками на головах – кажется, совершенно глухие ко всему, кроме своих обид. А может, просто слишком занятые? С другой стороны, дети-консерваторы мечтают, чтобы родители находились в исключительном консенсусе, а личные интересы каждого нивелировались – наверное, тут было бы о чем поговорить с семейным психологом. Впрочем, финальный образ этого стремительного спектакля, названного «Невидимая», как будто раздал всем сестрам по серьгам: за столом переговоров мама (Евгения) изящно вытанцовывала балетные па игрушечным белым гусем (таким, какие продают в каждом переходе, но их популярность от этого, кажется, не уменьшается), а папа (Дмитрий) не менее умело исполнил серым гусем брейк-данс. Семья – это единство людей, которые могут и должны сохранять свою индивидуальность, но способны слышать друг друга.

Активная кемеровчанка Ирина Тырыкина вместе с дочерью Сашей – кажется, нет такого кузбасского конкурса, в котором бы эти двое не участвовали – придумали визуально выразительный спектакль «Тиль» на экологическую тему. Тиль – это мусорная фея: «какое время, такие и феи», – звучит в спектакле, и с этим утверждением не поспоришь. Здесь и персонажи – маленькие феи и внушительного размера Пеликан – и место их обитания сделаны из отходов: в ход пошли полиэтилен и пластиковые бутылки, красиво расплавленные строительным феном для создания фантастической конструкции.

При неизбежной наивности актерского исполнения первые две работы предлагают театру довольно новые и вполне перспективные направления: это тот случай, когда лаборатория работает в обе стороны, и на профессиональном смотре такие спектакли-тизеры вполне могли бы быть заявлены в формате питчинга. О том, что лаборатория позволила поработать с неожиданными фактурами и мизансценами, на обсуждении говорили наставники семей – актеры и режиссеры Театра кукол Максим Килин, Назиля Синюкова и Станислав Садыков. Театр предлагает семьям весело провести время и получить порцию внимания, но и семьи (прежде всего мамы – будем честны!) дарят театру свои идеи.

В случае с третьим показом – «Письма» – Анны и Дмитрия Чарыкиных, о новизне темы (письма с фронта Великой отечественной войны) говорить не приходится, но решение для нее было найдено вполне элегантное. Для создания литературной композиции Анна Чарыкина использовала найденную в электронном архиве переписку, и озвученные ею и ее супругом письма – нет, не писателей и не ученых, а самых обычных людей – сегодняшнему уху кажутся настолько вежливыми и грамотно написанными, что недоумение от того, насколько изменился стиль переписки с близкими, становится одним из сильных впечатлений этого вечера. Пока звучал записанный текст, одетая в белую хламиду Анна совершала манипуляции с предметами на круглом столе. Складывала журавликов, отправляла письма-самолетики, сыпала снег, переливала воду – в полутьме это было похоже на ворожбу, перекидывающую мостик от мировых катаклизмов к святочным гаданиям и к тому вечному верчению жизненного круга, где женщина и на письмо ответит, и детей на ноги поставит, и спектакль подготовит. А розы вырастут сами.

Юлия КЛЕЙМАН

«Экран и сцена»
Январь 2025 года.