Правило Миранды

«Дьявол в деталях. Дело Миранды» (США, режиссер Мишель Дэннер)

«Вы имеете право хранить молчание. Все, что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде. Вы имеете право на присутствие адвоката во время допроса. Если Вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен Вам государством. Ваши права Вам понятны?» – эту фразу мы слышим чуть ли не в каждом американском детективном фильме при задержании подозреваемых. Фильм «Дьявол в деталях. Дело Миранды» режиссера Мишель Дэннер прольет свет на историю возникновения так называемого «правила Миранды» («Miranda warning»), ставшего важной частью американской системы правосудия.

Согласно  правилу, которому положил начало громкий процесс «Миранда против Аризоны», во время задержания подозреваемый должен быть уведомлен о своих правах, а задерживающий его сотрудник правопорядка обязан получить положительный ответ на вопрос, понимает ли он сказанное.

Основанный на реальных событиях фильм рассказывает о судебном деле 1963 года,  навсегда изменившем систему правосудия не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. Лишь через 60 лет после трагических событий жертва преступления дала разрешение на разглашение

своего имени, а также  подробностей скандального расследования, освещаемого в то время  американскими СМИ.

Молодая девушка подверглась жестокому нападению. Как выяснилось, произошедшее – лишь одно из звеньев в цепочке нераскрытых преступлений,

совершенных серийным преступником. Хватит ли сил и смелости героине идти до конца? Удастся ли полицейским доказать вину подозреваемого Эрнесто Миранды?

60 лет спустя фильм расскажет  правду о  трагических событиях, которые произошли с 18-летней школьницей Патрицией Вейр. С 1963-го по 2019 год во всех судебных материалах по делу о похищении и изнасиловании девушки, ее имя было засекречено. А журналистам под угрозой юридической

ответственности было запрещено упоминать имя жертвы в газетах.

Только в 2019 году уже 80-летняя Вейр дала интервью, в котором рассказала подробности о трагедии и о двух судебных процессах, разрушивших ее жизнь. Именно биография  Вейр и легла в основу сюжета фильма.

Картина в меру динамичная, ритм выбран настолько правильно, что зритель ни на секунду не теряет интерес к происходящему на экране, но чувствует все больше и больше эмпатии к героине. Режиссер корректно и деликатно, короткими фрагментами, вкрапленными в ткань киноповествования, показывает сцену самого происшествия.

В роли потерпевшей и главной участницы нашумевшего судебного процесса – подросшая «маленькая Мисс Счастье» Эбигейл Бреслин; она  прекрасно передала  глубину переживаний и внутреннюю трансформацию персонажа. К слову, создатели картины собрали целую плеяду голливудских кинозвезд: Люк Уилсон (в роли государственного обвинителя – прокурора штата), Энди Гарсия и Райан Филипп (адвокаты обвиняемого Миранды на разных стадиях процесса), любимый актер Дэвида Линча – Кайл МакЛахлен (в роли судьи Верховного Суда США) и даже Дональд Сазерленд (рассудительный судья штата).

Мать и сестру главной героини сыграли актрисы Мирей Инос и Эмили ВанКэмп, прекрасно дополнившие актерский ансамбль. Стоит отметить также яркий запоминающийся образ полицейского, расследовавшего преступление в отношении Триш (Патрисии); его воплотил американский актер Энрике Мурсиано. Он наделил своего героя броскими привычками, как то закуривать и тут же тушить сигарету перед любым допросом и другим важным следственным действием, живой мимикой и стилем настоящего американского копа, отсылающим к образам шерифов из американских вестернов.

Точный кастинг:  актерский состав сработал слаженно, воссоздавая события того времени. И, конечно, сама эпоха 60-х передана блестяще! Лента достаточно стильная.

«Дьявол в деталях. Дело Миранды» получил 27 наград и 9 номинаций международных кинофестивалей. Вполне вероятно, что  картина войдет в ряд эталонных американских судебных драм – жанр,  возвративший  должное признание благодаря победе на Каннском кинофестивале-2023 французской киноленты «Анатомия падения» Жюстин Трие. Знаковый момент – авторы «Дьявола…» неоднократно отсылают зрителя к одной из величайших в истории американского кино картине «Убить пересмешника» и одноименной книге, по которой она была снята.

Алла КУБЕНИНА

«Экран и сцена»
№ 2 за 2024 год.